История формирования рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:55, доклад

Описание

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР ¹ 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого — первого — этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР ¹ 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Работа состоит из  1 файл

введение в профессию.docx

— 80.30 Кб (Скачать документ)

       Принятие  Положения о компаниях на акциях , подписанного 6 декабря 1836 года , преследовало цель , как  говорилось  в  указе Николая I Сенату , "...всем вообще ветвям промышленности... доставить , с одной стороны , сколь можно более свободы в ее  движении и развитии , а с другой стороны - оградить ее по  возможности от последствий легкомыслия и необдуманной предприимчивости ".

       Только  с 1857 года возобновился активный процесс  создания акционерных компаний. До 1914 года в  России  было  несколько периодов спада и подъема акционерного учредительства. Но  в  целом происходил рост акционерного капитала. К 1914  году  по  величине общего оборота ценных бумаг в Фондовом отделе Петербургская  биржа вышла на пятое место в мире - вслед за фондовыми биржами  Лондона , Парижа , Нью-Йорка и Рима .

       Эти и другие данные свидетельствуют  о том , что в  нашем Отечестве имелись хорошие традиции. И нам  необходимо  их  вспомнить восстановить и развивать .

       В настоящее время происходит мучительный  процесс  создания структуры фондового рынка , который отвечал бы  международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал  складываться  после  выхода постановления Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988  года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг" , в  котором были определены процедуры , связанные с изготовлением ,  реализацией и приобретением акций работникам предприятий.  С  достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была  определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля  1991  года  "О  бухгалтерском учете ценных бумаг" .

       Формирование  рынка ценных бумаг в России  в  значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом  процессе  отводится  также становлению единого  экономического  пространства  между  бывшими союзными республиками , в том числе странами СНГ .

       Приватизация  означает преобразование государственной  собственности в собственность  граждан или юридических лиц.  В  нашей стране основным документом ,  определяющим  практические  вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284 ).

       В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной  базы для проведения сделок с ценными  бумагами , поэтому стало возможным  возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких финансовых компаний как МММ , Русский Дом  Селенга и других , в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому  рынку со стороны населения . Как  мы уже видели , такая ситуация уже  складывалась на рынке ценных бумаг  еще в середине XXIвека . Тогда прошло немало времени для того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги , поэтому можно ожидать , что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг , бурного развития фондового рынка не произойдет , а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны [23].

       С принятием  Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39  “О рынке ценных бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более цивилизованные черты  , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от поведения недобросовестных эмитентов  , и в конечном итоге стабилизировать экономическую ситуацию в стране .

       Сформирована  и уже успешно функционирует  инфраструктура фондового рынка , как  в целом по России , так и в  Кировской области [15].

       Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных  обществ  ,  4 инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора ,  5 инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и финансовых брокеров. 384 специалиста имеют  квалификационные аттестаты.

       Однако  большинство данных профессиональных участников фондового рынка были созданы в период  начальной  приватизации государственных предприятий и их деятельность на рынке  ценных  бумаг  в период с 1992 по 1996 годы сводилась в основном  к  купле-продаже ЦБ, то есть фактически просто к перераспределению  собственности.

       Поэтому для решения таких острых проблем , существующих в настоящее время  в России , как :  нехватка  инвестиционных  ресурсов  и оборотных средств в промышленности , многомесячная  задолженность бюджетов по заработной  плате  и  пенсиям  ,  резко  возрастающие взаимные неплатежи , неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать стратегические  и  тактические  шаги  по приоритетным направлениям развития рынка ценных бумаг.

       Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и  фондовому  рынку  при администрации Кировской области разработала Концепцию  формирования и развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000 годы.

       В настоящее время в России остро  встала проблема низкой инвестиционной активности субъектов предпринимательской  деятельности.

       Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это связано с общим  неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными  способностями  частного  сектора.  Во -вторых проблема низкой инвестиционной  активности  усугубляется  острым кризисом неплатежей. В-третьих на состояние  инвестиционной  деятельности большое влияние оказывает завышенная  относительно  инфляции  цена  кредитных ресурсов  ,  делающая  их   недоступными реальному сектору (хотя в 1996 году  произошло  снижение  ставки процента со 180 до 80%).

       Пока  потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать  средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том числе - в государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом секторах рынка.  Это  напрямую способствует оттоку капитала их  производства.  В  1996  году конкурентные преимущества рынка госдолга еще  более  усилились  - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость  значительного по сравнению с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности  государственных ценных бумаг , что еще более обострило проблему дефицита  средств для инвестирования [9].

       Принято рассматривать инвестиционный  рынок  как  совокупность следующих элементов :

       ·     рынок инвестиционных проектов;

       ·     рынок строительных материально-технических ресурсов;

       ·     рынок трудовых ресурсов в строительстве;

       ·     фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

       ·     рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов.

       Значительный  потенциал финансовых ресурсов  для  инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде  всего  в  секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения  инвестиций  через механизм рынка ценных бумаг во многом  определяется  вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и  инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе  государственных ,участием в фондовых операциях как крупных  институциональных  инвесторов , так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов , инвестиционных и страховых компаний .

       Существенные  положительные сдвиги произошли  в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от  26  декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля  1996 года N39-ФЗ "О рынке  ценных  бумаг"  ,  соответствующие  разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации ,  а  также  в проект Налогового кодекса ( в части  дивидендов  и  процентов  ).

       Утверждена  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг  в  Российской Федерации .   

       Вместе  с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии  рынка ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных  предприятий по отдельным акционерным обществам , вторичная их  эмиссия  и объемы капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока  в целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в  корпоративные ценные бумаги обусловлено сохраняющейся  до  недавнего времени высокой   стоимостью    государственных    заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный рост предложений и  выход  на рынок акций ряда наиболее интересных  российских  предприятий  , приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился .

Из-за низкого  доверия к корпоративным бумагам  не удалось привлечь и временно свободные  средства населения , к моменту  проведения специализированных денежных аукционов  у  населения  появился альтернативный инструмент для их вложения  -  облигации  государственного сберегательного займа

http://finanso-blog.blogspot.com/2011/10/blog-post_02.html 

Глава 2. Эволюция российского  рынка ценных бумаг  

2.1. Развитие рынка  ценных бумаг  

Рассматривая  развитие рынка ценных бумаг в  историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной  собственности.

Все эти этапы  имеют свою специфику, связанную  с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые  позволяют лучше понять и оценить  современные процессы развития фондового  рынка.

Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической  жизни страны. Он был непосредственно  связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  вообще с политико-экономическим  и финансовым положением России.

Его возникновение  и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась  на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции  денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан  и направления этих средств на производительное потребление.

Исторической  точкой отсчета возникновения Российскою фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.

Первоначально потребности государства в необходимых  финансовых ресурсах удовлетворялись  большей частью за счет распространения  крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные  долговые бумаги появились значительно  позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.

Успешное размещение первых займов положило начало регулярному  использованию этого источника  финансирования государственной казны.

В 30-х годах  на фондовом рынке появляются в обращении  акции и облигации частных  компаний, выпуск и обращение которых  регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.

Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки  для появления на фондовом рынке  долговых обязательств местных органов  власти. Их появление диктовалось  острой нехваткой средств для  развития местной культурно-хозяйственной  жизни.

Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций  государственных займов получал  возможность заменить их на именные  облигации или так называемые удостоверения именной записи.

Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения  развития именных бумаг при превращении  предъявительских в именные все  расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении —  на счет владельца бумаги.

Торговля ценными  бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный  банк России. Продажа государственных  облигаций проводилась главным  образом через Государственный  банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с  ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:

• действительных членов;

Информация о работе История формирования рынка ценных бумаг в России