Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику издержкам производства,
Любые издержки производства зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами описывается функцией издержек, которая связана с производственной функцией, а она представляет собой математическую формулу зависимости между максимальным объемом производства и комбинацией факторов производства. В теории производства традиционно используется двухфакторная, производственная функция вида:
где Q – максимальный объем выпуска;
L – количество применяемых ресурсов труда;
K - капитал.
Формула характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска, количествами применяемых ресурсов труда и капитала . Эта производственная функция может иметь графическую форму. Графической формой производственной функции является изокванта. Изоквантой называется геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, способным произвести заданный объем продукта .
Ряд изоквант представляет карта изоквант. Угол наклона изокванты соответствует предельной норме технической замены одного ресурса другим. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объему выпуска она соответствует. Мы можем это увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 - Карта изоквант
Производственная функция общего вида не разграничивает ресурсы, предполагая их равное участие в процессе производства. Для оценки влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных промежутках разной протяженности.
Краткосрочный период – промежуток, в котором производственные мощности остаются постоянными (производство может регулироваться с помощью изменения объемов переменных факторов производства).
В краткосрочном периоде издержки подразделяются на постоянные и переменные. Это связано с тем, что обеспечения постоянных затрат определяют постоянные издержки, а переменных затрат – переменные издержки. К постоянным издержкам (FC) относятся затраты,которые не изменяют своей величины с изменением объема выпускаемой продукции. К ним относится амортизация, затраты на содержание персонала, рента и процент. Эти издержки предприятие вынуждено нести независимо от степени задействования производственных мощностей, сокращения или расширения объема выпускаемой продукции. Зависимость динамики постоянных издержек в ответ на изменение объема выпуска продукции можно представить на рисунке 2 следующим образом.
Рисунок 2 - Постоянные издержки
К переменным издержкам (VC) относятся затраты, которые изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции. К ним относятся затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, оплатой труда. Зависимость изменений переменных издержек в ответ на изменение объема выпуска в графической форме можно представить следующим образом (Рисунок 3.).
Постоянные и переменные
Рисунок 3 - Переменные издержки
Рисунок 4 - Общие издержки
Наряду с анализом изменений суммарных постоянных, переменных и общих издержек важно знать их величины, приходящиеся на единицу продукции. Именно этот вид издержек позволяет осуществлять сопоставление затрат с ценой (выручкой), получаемой от реализации единицы продукции. Средние издержки – издержки, приходящиеся на единицу продукции. Они выступают в форме средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек и рассчитываются путем деления соответственно средних, постоянных и переменных издержек на количество произведенной продукции:
ATC = TC / Q, AFC = FC / Q; AVC = VC / Q,
где ATC - средние общие издержки;
AFC - средние постоянные издержки;
AVC - средние переменные издержки;
Q - количество произведенной продукции.
В краткосрочном периоде средние общие издержки равны сумме средних постоянных издержек. Средние постоянные издержки непрерывно понижаются по мере роста объема производства в результате того, что данная сумма постоянных издержек распределяется на большое количество единиц продукции.
Предельные издержки – это издержки, которые обусловлены затратами на производство дополнительной единицы продукции. Это обусловливается тем, что вовлечение дополнительного ресурса, на который осуществляются затраты, в различных ситуациях может вызвать весьма неравновеликие приращения объема выпускаемой продукции. Поэтому необходимо знать величину предельного продукта, который представляет собой приращение выпуска продукции, вызванное вовлечением в производство дополнительной единицы ресурса при неизменном объеме использования других ресурсов.
Изменение предельных издержек происходит подобно изменениям средних общих и средних переменных издержек. По мере увеличения количества производимой продукции предельные издержки сначала имеют тенденцию к снижению и достигнув определенного уровня объема производства начинают возрастать. При этом стадия возрастания предельных издержек имеет ярко выраженный характер и высокие темпы роста.
Средние постоянные издержки имеют четкую обратную связь с выпуском продукции. Динамика суммарных общих издержек подчиняется динамике общих переменных издержек, т.к. они неизменны. Средние переменные издержки сначала убывают, затем возрастают. Таким образом изменяются и связанные с ними суммарные средние общие издержки. Переломный момент, когда средние общие издержки достигают своего минимума и начинают возрастать. Этот уровень можно считать началом для максимизации прибыли, минимизации убытка и оптимизации выпуска.
1.3 Понятие прибыли и проблемы ее формирования
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и затратами на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий:
- объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику;
- уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Во всех странах прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие
выплачивает дивиденды и
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание); от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:
- затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сложившиеся в отрасли), — капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств;
- затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
- текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;
- отчисления в различные ассоциации, объединения;
- выплата дивидендов по акциям;
- отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
- затраты на жилищное и другое социальное строительство.
В предпринимательских издержках также учитывается налог на добавленную стоимость, акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.
В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, предприятие располагает суммой 10 млн руб., которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу:
, (3)
где R – неявные издержки;
A – сумма, которой располагает предприятие;
М – прибыль.
И если бы предприятие положило эти деньги на депозитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Значит, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды.
Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожалению, действующие правила не всегда признают эти расходы. Например, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.
Информация о работе Издержки и доход. Основные направления уменьшения издержек производства