Издержки обращения торгового предприятия и их оптимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Издержки обращения - важнейший качественный показатель торговой деятельности. Они оказывают влияние на прибыль, так как в количественном
выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между валовым доходом и издержками обращения. В связи с этим издержки обращения можно определить как инструмент, с помощью которого

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение издержек обращения в условиях рынка, их оптимизация. 5
2. Исследование формирования издержек обращения на торговом
предприятии ИП Чепчугов А.В. 19
2.1. Анализ состояния и динамики издержек обращения 21
2.2. Характеристика факторов, влияющих на формирование расходов торгового предприятия 26
2.3. Мероприятия по оптимизации издержек обращения 34
3. План издержек обращения на будущий период 39
Заключение 41
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ИЗД. ОБРАЩЕНИЯ ДОРАБОТАННЫЕ.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Периодический рост системы государственных арендных ставок вызывает повышение суммы издержек обращения, так как в настоящее время преимущественная часть торговых предприятий арендует помещения у муниципальных органов управления имуществом.

Часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения, поэтому изменение данных платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме издержек обращения торгового предприятия.

К основным внутренним факторам, влияющим на издержки обращения, относят:

      Размер предприятия, его специализация, тип;

      Состояние и развитие материально-технической базы предприятия;

      Развитие и применение прогрессивных форм торговли, организации производства;

      Объем, состав, структура товарооборота;

      Товарооборачиваемость;

      Производительность труда;

      Качество торгового обслуживания.

 

Сущность оптимизации издержек обращения

Сущность оптимизации издержек обращения заключается в формировании таких издержек обращения, которые позволят предприятию формировать высокую прибыль и повышать его  конкурентоспособность в рыночных условиях.

Объективное возрастание роли социальной эффективности тор­говой деятельности в условиях перехода к рынку обусловливает необходимость формирования издержек обращения с позиции оп­тимизации. Оптимальный размер издержек обращения определя­ется совокупностью внешних и внутренних условий, при которых уровень затрат может быть минимальным при максимально воз­можном качестве обслуживания. А это в свою очередь требует оптимального сочетания в системе управления издержками тре­бований регулирования затрат на основе издержкоемкости и услугоемкости в интересах покупателя.

Оптимальные издержки обращения – это издержки, которые позволяют увеличивать объемы деятельности торгового предприятия, получать максимальную прибыль, при этом не снижать качества обслуживания. Это важно в любой деятельности, т.к. оптимизация издержек обращения повышает конкурентоспособность предприятия, а, соответственно, и его дальнейшею судьбу.

В предприятиях торговли оптимизация издержек обращения также актуальна, но не стоит забывать о качестве обслуживания покупателей. Торговое предприятие- это сфера обслуживания и основные затраты, помимо расходов на транспорт, рекламу и содержание задний, это затраты на заработную плату. Можно пойти на уменьшение затрат по расходам на персонал, но это может отразиться на выкладке товара в магазине, его упаковке, передачи покупателю. Также количество кассиров – их недостаточное количество может провести к образованию очередей, недовольству покупателей, а, как следствие, потери покупателей.

Повышение эффективности деятельности, умелое хозяйствование предполагают экономию расходов. Достижение наилучших результатов при наименьших затратах – важнейшая задача любого хозяйствующего субъекта и предпринимателя, нацеленная на увеличение прибыли. В спешном решении этой задачи заинтересованы и государственные органы: за счет прибыли формируется значительная доля доходов бюджетов страны (от федерального до муниципальных).

Управление расходами представляет собой комплексную систему процессов и организационно-экономических мер, ориентированных на формирование оптимального уровня и состава затрат, соблюдение режима экономии в условиях конкуренции.

Несомненно, высока роль управления расходами со стороны государства и непосредственно на каждом предприятии.

Основные способы государственного регулирования процесса формирования расходов предприятий:

      Законодательные акты по вопросам трудовых отношений, налогообложения, таможенного режима и т.п.

      Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения и о порядке формирования финансовых результатов

      Экономическое регулирование отдельных видов расходов, в частности на рекламу, за пользование заемными средствами, представительские и коммандироочные

      Установление муниципальными органами предельных размеров торговых надбавок на отдельные социально значимые товар, что способствует снижению расходов по их реализации.

Управление непосредственно на предприятии нацелено на экономное хозяйствование, соблюдение режима экономии, осуществлении систематического контроля за расходованием средств.

Способы управления расходами каждого хозяйствующего субъекта весьма многообразны. К ним относятся:

      Оперативный контроль и учет по видам и статьям затрат

      Анализ расходов по местам их возникновения и центрам ответственности структурных подразделений и отдельных служб потребительского общества

      Нормирование отдельных видов и статей издержек производства и обращения

      Прогнозирование и планирование затрат

      Стимулирование экономного расходования средств.

Важно привлечь к управлению расходами более широкий круг пайщиков и работников потребительской кооперации. Субъектами управления в потребительском обществе являются собрание пайщиков, совет и правление, специалисты, ревизионная комиссия, руководители структурных подразделений и т.д.

В процессе управления выделяются так называемые регулируемые и релевантные расходы.

К регулируемым относятся расходы, по которым:

      В целях налогообложения устанавливаются предельно допустимые величины, например представительские

      Формируются нормативная база, например нормы убыли товаров, материальных затрат, амортизации основных средств и т.п.

Релевантность дословно означает соответствие между информационным запросом и полученным сообщением. Релевантные –это будущие расходы, которые могут изменяться  в зависимости от принимаемых решений  в процессе текущей деятельности. К примеру, проведение ремонта хозяйственным способом или путем заключения договора с подрядной организацией, доставка товаров собственным транспортом или средствами поставщика, выбор рекламных средств и др.

              В качестве функции управления осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

В деле соблюдения режима экономии  наиболее действенную роль играет предварительный контроль. Он производится на этапе принятия решений по расходованию средств, к примеру о целесообразности и сроках командировки работников, при обсуждении проекта сметы расходов и т.п.

              Текущий контроль проводится в процессе хозяйственно-финансовой деятельности, например соблюдение условий хранения товаров, сырья, материалов, оперативная проверка качества проводимых ремонтов, соблюдение сроков погрузочно-разгрузочных работ и т.п.

              Последующий контроль представляет собой анализ затрат на основе отчетности, сравнение фактических расходов по отдельным статьям с установленной сметой.

Он нацелен на выявление резервов экономии, на осуществление мероприятий по устранению выявленных факторов бесхозяйственности, нерационального использования средств.

Важным направлением повышения степени управляемости расходами являются совершенствование экономической работы в области обеспечение необходимой и достоверной информацией, улучшение глубины анализа, обоснованности планов издержек обращения, создания широкой мотивации соблюдения режима экономии.

              Механизм стимулирования экономного расходования средств должен охватить всех работников каждого предприятия и аппарата управления  в зависимости от выполняемых ими конкретных функций и роли в экономии затрат. Так, например, в местах возникновения затрат целесообразно устанавливать нормы убыли. Товаров, расходования электроэнергии и т.п., а при снижении определенную сумму направить на премирование работников.

              Руководителями и специалистами могут быть предусмотрены премии по центрам ответственности за сокращение расходов по содержанию товарных запасов, достигнутое путем ускорения оборачиваемости средств, за снижение транспортных затрат путем рационализации товародвижения и др.

              Одним из направлений стимулирования является выделение части чистой прибыли на поощрение работников, которые внесли весомый вклад в повышение рентабельности деятельности.

              Наряду с материальными выплатами целесообразно использовать многообразные способы моральной мотивации рационального использования средств, умелого хозяйствования, соблюдения режима экономии.

              Для управления расходами необходима обширная информационная база. Ведущее место здесь занимает бухгалтерский учет. На основе его данных составляется отчет об издержках обращения, о расходах предприятия. Отчетная информация используется для анализа и оценки эффективности деятельности, разработки мер по соблюдению режима экономии. С этой целью производится сопоставление фактических данных с плановыми в динамике. [25, с.397].

Важнейшим элементом системы управления издержками обра­щения является совершенствование их учета. Управленческий учет издержек обращения является одним из инструментов в руках руководства предприятия (фирмы) по обеспечению дости­жения его целей. К другим методам относятся формирование оп­тимальной структуры и системы подчиненности, организация эф­фективного контроля за ходом работ и рациональной системы оплаты. Все это образует целостную систему управления и контро­ля за издержками обращения. Учет должен быть более детальным, взаимосвязанным с результатами работы предприятия. Учет за­трат и результатов должен включать учет затрат по видам, по местам возникновения, по носителям затрат, учет результатов за определенный период. Основные требования к учету — оператив­ность и полнота. Принятию правильных управленческих решений содействует организация учета по системе «директ-костинг». За­падногерманский ученый-экономист Д. Бернер «директ-костинг» охарактеризовал как систему учета издержек, базирующуюся на разделении общих затрат предприятия на постоянные и перемен­ные. Такое деление широко применяется за рубежом, где управ­ленческие решения по уровню цены, размеру прибыли и т. п. принимаются с учетом тенденции их изменения. В разных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии она называется учетом частичных либо граничных затрат, или учетом суммы покрытия; в Великобритании — учетом маржиналь-ных затрат; во Франции — маржинальпым учетом. Иногда его называют учетом ограниченной или сокращенной себе­стоимости.

Основные особенности и преимущества «директ-костинга»: а) издержки для оперативного управления планируются только в части переменных затрат, что значительно упрощает сам процесс планирования;

б) появляется возможность изучать взаимозависимость между объемом реализации, затратами и прибылью, В этих целях стро­ится график, на котором показывается зависимость переменных, постоянных затрат от объема товарооборота, точка критического объема реализации, точка рентабельности .

Этот график достаточно часто используется в управленческой деятельности зарубежных фирм; в) он позволяет с помощью экономико-математического и гра-

Издержки обращения (валовой доход, прибыль)

Товарооборот (объем продаж)

Рис.. Взяимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли,

фического методов определить формы зависимости затрат от объема реализации или использования производственных мощностей, получить необходимую информацию о прибыльности (убыточности) отдельных товаров, рассчитать соответствующие критические точки, прогнозировать поведение издержек обращения в целом и по отдельным элементам и на основе всего этого принимать стратегические управленческие решения;

г) «директ-костинг», являясь важным элементом маркетинга, позволяет определить изделия с низкой рентабельностью и отказаться от их производства или продажи, а также установить предел изменения цены;

д) создается возможность повысить обоснованность планов, эффективность оперативного контроля за постоянными расходами.

Вместе с тем следует отметить, что наряду с внедрением учета по системе «директ-костинг» в условиях недостаточно развитой конкуренции не исключается расчет полных затрат и жесткий контроль за расходованием средств. Как известно, только жесткая конкуренция заставляет предприятия строго следить за уровнем издержек, потому что более высокие затраты снижают уровень рентабельности, а тем самым постепенно ведут к банкротству.

Поэтому «директ-костинг» необходимо рассматривать как дополнение к принятой и действующей системе учета, анализа и планирования издержек. «Директ-костинг» можно применять там, где это целесообразно (когда требуется более детальная оценка поведения переменных затрат в связи с изменением условий работы с контрагентами, когда удельный вес переменных в общей сумме издержек составляет около 75% и т. и.). За рубежом в целях совершенствования управления затратами применяют несколько (три-четыре) методов их калькулирования (директ-костинг, полная калькуляция, пропорционально валовым доходам и др.).

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия и их оптимизация