Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:33, курсовая работа
Цели:
- определить цели экологической экспертизы;
- рассмотреть принципы экологической экспертизы;
- определить объекты и субъекты экологической экспертизы;
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общая характеристика экологической экспертизы…………..……….. 4
Понятие и цели экологической экспертизы………………………... 4
Задачи экологической экспертизы……………………….………….. 5
Принципы экологической экспертизы…………………………….... 6
Объекты и субъекты экологической экспертизы……….…….…... 10
Финансирование экологической экспертизы………………….….. 12
Глава 2 Виды экологической экспертизы…………………………………….... 15
Государственная экологическая экспертиза………………………. 15
Общественная экологическая экспертиза…………………………. 19
Иные виды экологической экспертизы……………………………. 21
Глава 3 Проведение экологической экспертизы….....................................……. 23
Порядок проведения государственной экологической экспертизы ……..………………………………………………..….. 23
Порядок проведения общественной экологической экспертизы…………………..……………………………...……….. 25
Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии…….…….. 28
Заключение экологической экспертизы……………………..…….. 30
Проектная и послепроектная экологическая экспертиза……..….. 32
Экологический контроль………………………………….…...…… 33
Глава 4 Полномочия, права и обязанности……………………………….…..... 35
Полномочия в области экологической экспертизы………......… 35
Права и обязанности заказчиков документации,
подлежащей экологической экспертизе………………………..... 35
Юридическая ответственность………...………………………...… 36
Разрешение споров в области экологической экспертизы....…….. 39
Заключение…………………………………………………….………………… 41
Список используемой литературы………….………………………………… 42
Согласно
ст. 20 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» «общественная
«Комментируемая статья устанавливает два вида субъектов, участвующих в осуществлении общественной экологической экспертизы:
Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые в целом совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.
В данной статье перечислены два вида охраняемых законом сведений: государственная тайна и коммерческая тайна. Вместе с тем данный перечень не исчерпывающий, и законодательством могут быть предусмотрены также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться для проведения общественной экологической экспертизы.
Статья
22 устанавливает порядок
На
экспертов общественной экологической
экспертизы распространяется ряд требований,
предъявляемых к экспертам
Статья
23 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» предусматривает
Статья 24 устанавливает перечень условий, при которых в проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано. Данный перечень условий является исчерпывающим, а значит, никакие иные основания не могут быть основанием к отказу в реализации права на проведение общественной экологической экспертизы.
Порядок
утверждения заключения общественной
экологической экспертизы уполномоченным
федеральным органом
В
результате утверждения заключения
общественной экологической экспертизы
оно приобретает правовой режим
заключения государственной экологической
экспертизы, а члены экспертной комиссии
общественной экспертизы приобретают
правовой статус экспертов государственной
экологической экспертизы и несут
юридическую ответственность за
соответствие заключения общественной
экологической экспертизы установленным
законодательством требованиям.
Государственная и общественная экологические экспертизы занимают ведущее место в системе экспертных работ.
Однако существуют и другие виды экспертной деятельности.
Профессор О.В. Дубовик выделяет следующие общие черты указанных видов экспертной деятельности:
Глава
3 Проведение экологической
экспертизы
Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
В состав экспертной комиссии включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов РФ.
Назначение
руководителя и ответственного секретаря
экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы, формирование
экспертной комиссии при участии
её руководителя и утверждение её
персонального состава
Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:
Соотношение государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Действующие
в РФ нормативные документы и доктрина
рассматривают оценку воздействия на
окружающую среду как предшествующую
и обязательную - в установленных законом
случаях - стадию государственной экологической
экспертизы. Это процесс, способствующий
принятию экологически ориентированного
управленческого решения о реализации
намечаемой хозяйственной и иной деятельности
посредством определения возможных неблагоприятных
воздействий, оценки экологических последствий,
учета общественного мнения, разработки
мер по уменьшению и предотвращению последствий.
От экологической экспертизы ОВОС отличается
самим содержанием и целями. Экологическая
экспертиза проводится для выявления
соответствия намечаемой деятельности
и определения допустимости реализации
объекта. ОВОС - это процедура оценки возможных
последствий и экологических рисков реализации
объекта. Статья 32 Федерального закона
«Об охране окружающей среды» устанавливает,
что ОВОС проводится в отношении планируемой
хозяйственной и иной деятельности, которая
может оказать прямое или косвенное воздействие
на окружающую среду, независимо от организационно-правовых
форм собственности субъектов этой деятельности
- при разработке всех альтернативных
вариантов предпроектной, в том числе
прединвестиционной, и проектной документации,
обосновывающей планируемую деятельность.
Согласно ст. 33 экологическая экспертиза
проводится в целях установления соответствия
планируемой деятельности экологическим
требованиям. Результаты ОВОС являются
частью документации, представляемой
на экологическую экспертизу. Их образуют:
информация о масштабах и характере воздействия
на окружающую среду намечаемой деятельности,
альтернативы ее реализации, оценки собственно
последствий деятельности и др. Они служат
основой и для проведения мониторинга
и экологического контроля над реализуемой
деятельностью. ОВОС проводится в несколько
этапов: уведомление, предварительная
оценка, составление технического задания
на проведение ОВОС, проведение исследований,
подготовка предварительного варианта
материалов по оценке воздействия, ознакомление
с полученными данными общественности,
подготовка окончательных материалов.
Все этапы обеспечиваются заказчиком
намечаемой хозяйственной деятельности.
Приложением к Приказу Госкомэкологии
РФ от 16 мая 2000 г. № 372, утвердившему Положение
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной
деятельности на окружающую среду в Российской
Федерации, определен перечень объектов,
обязательно подлежащих процедуре ОВОС.
Это, как правило, крупные проекты энергетики,
промышленности, сельского хозяйства
и иные.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
По мнению профессора О.С. Колбасова данное правило практически сводит на нет возможности проведения общественной экологической экспертизы, поскольку общественная организация, которая желала бы провести экологическую экспертизу, не имеет возможности заранее получить, информацию о готовящейся государственной экологической экспертизе, чтобы успеть провести свою экспертизу до государственной или одновременно с ней. Данный случай является ярким примером государственной бюрократии.
Чтобы преодолеть эти трудности, общественные организации, желающие специализироваться на проведении общественных экологических экспертиз, вероятно, должны иметь своих платных (и тайных) агентов среди сотрудников специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, чтобы они своевременно сообщали о готовящихся государственных экспертизах. Кроме того, в интересах оперативности проведения общественной экспертизы соответствующие общественные организации должны располагать резервом ученых общественников, которых можно было бы в короткий срок мобилизовать на проведение общественной экологической экспертизы.
Возникают и другие сложности. Как разрешить ситуацию, если общественная экологическая экспертиза начата своевременно, но все же не была закончена до завершения государственной экологической экспертизы. Следует ли остановить работу государственной экспертной комиссии до завершения общественной экологической экспертизы (что было бы логично) или нет.
Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Федеральным законом порядке, имеют право: