- Проектная
и послепроектная
экологическая экспертиза
Экологическая
экспертиза должна состоять из двух обязательных
элементов (стадий экспертизы): проектная
экспертиза и послепроектная экспертиза.
Стадии различаются по объекту анализа.
Проектная
экспертиза - это экспертиза проекта сооружения,
нормативно-технических документов на
новую технику, технологию, материалы,
а также проектов административных актов
и законов.
Послепроектная
экспертиза - это экспертиза действующего
оборудования, предприятия и сооружения,
а также применяемого законодательства.
Главным
итогом проектной экспертизы является
экспертное заключение, в котором отражено
следующее:
- исходные
данные, характеризующие состояние окружающей
среды до начала реализации проекта, технические
особенности проекта;
- перечень
воздействий проектируемого объекта на
окружающую среду, в том числе первичных,
вторичных и долговременных эффектов,
необратимых и неизбежных последствий;
при этом воздействия характеризуются
количественными и качественными показателями;
- данные о
воздействии различных вариантов проекта
на исходное состояние окружающей среды;
- компенсационные
меры, включая технические и (или) финансовые,
предусматривающие уменьшение негативных
экологических воздействий.
- Экологический
контроль
Государственный
экологический контроль – важное
звено правового механизма охраны
окружающей среды, осуществляется для
обеспечения деятельности экологопользователей
в соответствии с экологическими
условиями и требованиями нормативной
документации, утвержденной в установленном
порядке.
Экологический
контроль представляет собой активное
вмешательство по фактам выявленных
отклонений с целью их устранения.
Главные
задачи государственного
экологического контроля:
- проверка
выполнения программ, планов, мероприятий
по охране окружающей среды;
- выявление
нарушений экологических требований при
подготовке, принятии и реализации решений
о развитии хозяйственной и иной деятельности;
- проверка
выполнения экологопользователями норм
экологопользования и качества окружающей
среды.
Виды
контроля за соблюдением
правил экологопользования:
- Государственный
– имеет сложную структуру: прокурорский
надзор за соблюдением экологического
законодательства; местный контроль со
стороны органов местного самоуправления;
специальный контроль осуществляется
специализированными государственными
инспекциями по охране атмосферного воздуха,
по охране вод, по охране земель, по охране
рыбных запасов, по охране лесов;
- Ведомственный
– осуществляется министерствами и ведомствами
в рамках отрасли; отличается от государственного
более узким кругом задач и значительной
разнородностью контрольных функций;
- Общественный
– имеет много форм (со стороны политических
партий – партийный; добровольных обществ;
органов местного самоуправления; отдельных
граждан).
Должностные
лица экологического
контроля вправе:
- посещать
предприятия, учреждения, организации
независимо от форм собственности;
- проверять
работу очистительных сооружений;
- обеспечивать
контроль за выполнением заключений экологической
экспертизы;
- привлекать
в установленном порядке виновных лиц
к ответственности, предъявлять иски в
суд;
- принимать
решения о приостановлении работы предприятий.
Глава
4 Полномочия, права
и обязанности
- Полномочия
в области экологической
экспертизы
Полномочиями
в области экологической экспертизы
обладают:
- Президент
Российской Федерации;
- органы государственной
власти (Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, специально уполномоченные органы
государственной власти в области экологической
экспертизы федерального уровня и уровня
субъектов РФ; органы судебной власти
РФ);
- органы местного
самоуправления.
Полномочия,
права и обязанности Президента
Российской Федерации, органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в области экологической экспертизы подробно
изложены в ст. 5-9 Федерального закона
«Об экологической экспертизе».
- Права
и обязанности
заказчиков документации,
подлежащей экологической
экспертизе
Заказчики
документации, подлежащей экологической
экспертизе, имеют право:
- получать
от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы,
организующего проведение государственной
экологической экспертизы, информацию
о сроках проведения экологической экспертизы,
затрагивающей интересы этих заказчиков;
- получать
для ознакомления от специально уполномоченного
государственного органа в области экологической
экспертизы, организующего проведение
государственной экологической экспертизы,
нормативно-технические и инструктивно-методические
документы о проведении государственной
экологической экспертизы;
- обращаться
в специально уполномоченные государственные
органы в области экологической экспертизы,
организующие проведение государственной
экологической экспертизы, с требованиями
устранения нарушений установленного
порядка проведения государственной экологической
экспертизы;
- представлять
пояснения, замечания, предложения в письменной
или устной форме относительно объектов
государственной экологической экспертизы;
- оспаривать
заключения государственной экологической
экспертизы в судебном порядке;
- предъявлять
в суд иски о возмещении вреда, причиненного
умышленным нарушением законодательства
Российской Федерации об экологической
экспертизе.
Нормы
данной статьи имеют важное значение
для защиты экологических прав и интересов
заказчиков.
Заказчики
документации, подлежащей экологической
экспертизе, обязаны:
- представлять
на экологическую экспертизу всю предусмотренную
законом документацию (ст. 11, 12, 14 и 21 Федерального
закона «Об экологической экспертизе»);
- оплачивать
проведение государственной экологической
экспертизы;
- передавать
специально уполномоченным государственным
органам в области экологической экспертизы
и общественным организациям (объединениям),
организующим проведение экологической
экспертизы, необходимые материалы относительно
объектов экологической экспертизы;
- осуществлять
намечаемую хозяйственную и иную деятельность
в соответствии с документацией, получившей
положительное заключение государственной
экологической экспертизы;
- передавать
данные о выводах заключения государственной
экологической экспертизы в банковские
организации для открытия финансирования
реализации объекта государственной экологической
экспертизы.
- Юридическая
ответственность
Все
нарушения законодательства РФ в
области экологической экспертизы разделены
на 5 групп в зависимости от того, кто является
субъектом данного нарушения:
- заказчик
и заинтересованные лица;
- руководители
специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы
и руководители экспертных комиссий;
- руководители
экспертной комиссии экологической экспертизы
и эксперты;
- должностные
лица государственных органов исполнительной
власти и органов федерального надзора
и контроля, а также органов местного самоуправления;
- банковские
организации, их должностные лица, иные
юридические лица и граждане, осуществляющие
финансирование и кредитование реализации
объекта экологической экспертизы.
- Нарушениями
законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе заказчиком
документации, подлежащей экологической
экспертизе, и заинтересованными лицами
являются:
- непредставление
документации на экологическую экспертизу;
- фальсификация
материалов, сведений и данных, представляемых
на экологическую экспертизу, а также
сведений о результатах ее проведения;
- принуждение
эксперта экологической экспертизы к
подготовке заведомо ложного заключения
экологической экспертизы;
- создание
препятствий организации и проведению
экологической экспертизы;
- уклонение
от представления специально уполномоченным
государственным органам в области экологической
экспертизы и общественным организациям
(объединениям), организующим и проводящим
экологическую экспертизу необходимых
материалов, сведений и данных;
- реализация
объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной
экологической экспертизы;
- осуществление
хозяйственной и иной деятельности, не
соответствующей документации, которая
получила положительное заключение государственной
экологической экспертизы.
- Нарушениями
законодательства Российской Федерации
в области экологической экспертизы руководителями
специально уполномоченных государственных
органов в области экологической экспертизы
и руководителями экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы
являются:
- нарушение
установленных законом правил и порядка
проведения государственной экологической
экспертизы;
- нарушение
порядка формирования и организации деятельности
экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы;
- неисполнение
установленных законом для специально
уполномоченного государственного органа
в области экологической экспертизы обязанностей;
- нарушение
установленного порядка расходования
перечисленных заказчиком документации,
подлежащей государственной экологической
экспертизе, средств на проведение государственной
экологической экспертизы;
- несоответствие
оплаты выполненных работ их объему и
качеству;
- необоснованность
материалов по учету выводов общественной
экологической экспертизы и поступивших
от органов местного самоуправления, общественных
организаций (объединений), граждан аргументированных
предложений по экологическим аспектам
хозяйственной и иной деятельности, которая
подлежит государственной экологической
экспертизе.
- Нарушениями
законодательства Российской Федерации
в области экологической экспертизы руководителями
экспертной комиссии экологической экспертизы
и экспертами экологической экспертизы
являются:
- нарушение
требовании законодательства Российской
Федерации об экологической экспертизе
и законодательства субъектов Российской
Федерации об экологической экспертизе,
а также законодательства Российской
Федерации об охране окружающей природной
среды, стандартов и иных нормативно-технических
документов;
- необоснованность
выводов заключения экологической экспертизы;
- фальсификация
выводов заключения экологической экспертизы;
- сокрытие
от специально уполномоченного государственного
органа в области экологической экспертизы
или от общественной организации (объединения),
организующих проведение экологической
экспертизы сведений, указанных в пункте
2 статьи 16 Федерального закона.
- Нарушениями
законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе должностными
лицами государственных органов исполнительной
власти и органов федерального надзора
и контроля, а также органов местного самоуправления
являются:
- фальсификация
сведений и данных о результатах проведения
экологической экспертизы;
- выдача разрешений
на специальное природопользование или
на осуществление иной деятельности, которая
может оказать прямое или косвенное воздействие
на окружающую природную среду, без положительного
заключения государственной экологической
экспертизы;
- организация
и (или) проведение экологической экспертизы
неправомочными на то органами, организациями
и общественными организациями (объединениями);
- прямое или
косвенное вмешательство в работу специально
уполномоченных государственных органов
в области экологической экспертизы, экспертных
комиссий и экспертов экологической экспертизы
в целях оказания влияния на ход и результаты
проведения государственной экологической
экспертизы и общественной экологической
экспертизы;
- незаконный
отказ от государственной регистрации
заявлений о проведении общественной
экологической экспертизы.
- Нарушениями
законодательства Российской Федерация
об экологической экспертизе банковскими
организациями, их должностными лицами,
иными юридическими лицами, а также гражданами
являются финансирование и кредитование
реализации объекта экологической экспертизы
без положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
Законодательство
Российской Федерации предусматривает
различные виды ответственности
за нарушения в области экологической
экспертизы: уголовная, административная,
материальная, гражданско-правовая.
- Разрешение
споров в области
экологической экспертизы
Споры
в области экологической экспертизы
— это разногласия, конфликты, противоречия
в позициях и оценках, возникающие
в связи с организацией, проведением, соблюдением
процессуального порядка и иных требований,
предъявляемых законом к государственной
экологической экспертизе, а также споры
по поводу содержания заключения экспертной
комиссии.
Обстоятельства,
содержащие признаки состава правонарушения,
не образуют спора в области экологической
экспертизы и подлежат установлению в
порядке административного, гражданского
либо уголовного судопроизводства для
решения вопроса о привлечении к ответственности.
Федеральным
законом «Об экологической экспертизе»
(ст. 35) предусмотрены различные процедуры:
согласительную и судебную.
Споры
в области экологической экспертизы
между субъектами Российской Федерации
разрешается посредством согласования
решений по предметам спора и принятия
согласительных документов.
Споры
в области экологической экспертизы
между муниципальными образованиями
разрешаются в судебном порядке.
Заключение
Сегодня
экологическая экспертиза в России
является одним из наиболее эффективных
управленческих рычагов рационального
природопользования и охраны окружающей
среды.
Существуют
некоторые успехи и недостатки, проблемы
и трудности в развитии этого
института.
Одной
из главных «внутренних» сложностей
в осуществлении экспертных оценок
является несколько субъективный их
характер и трудности оценки экологических
параметров окружающей среды.
К
числу «внешних» трудностей и
нерешенных проблем экологической
экспертизы относятся: их нормативно-процедурные
различия и сложности в адаптации
международных правил в этой области
к национальному природоохранному
законодательству. Часто мешают слишком
длительные сроки экспертиз, снижающие
их эффективность.