Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Цели:
- определить цели экологической экспертизы;
- рассмотреть принципы экологической экспертизы;
- определить объекты и субъекты экологической экспертизы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общая характеристика экологической экспертизы…………..……….. 4
Понятие и цели экологической экспертизы………………………... 4
Задачи экологической экспертизы……………………….………….. 5
Принципы экологической экспертизы…………………………….... 6
Объекты и субъекты экологической экспертизы……….…….…... 10
Финансирование экологической экспертизы………………….….. 12
Глава 2 Виды экологической экспертизы…………………………………….... 15
Государственная экологическая экспертиза………………………. 15
Общественная экологическая экспертиза…………………………. 19
Иные виды экологической экспертизы……………………………. 21
Глава 3 Проведение экологической экспертизы….....................................……. 23
Порядок проведения государственной экологической экспертизы ……..………………………………………………..….. 23
Порядок проведения общественной экологической экспертизы…………………..……………………………...……….. 25
Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии…….…….. 28
Заключение экологической экспертизы……………………..…….. 30
Проектная и послепроектная экологическая экспертиза……..….. 32
Экологический контроль………………………………….…...…… 33
Глава 4 Полномочия, права и обязанности……………………………….…..... 35
Полномочия в области экологической экспертизы………......… 35
Права и обязанности заказчиков документации,
подлежащей экологической экспертизе………………………..... 35
Юридическая ответственность………...………………………...… 36
Разрешение споров в области экологической экспертизы....…….. 39
Заключение…………………………………………………….………………… 41
Список используемой литературы………….………………………………… 42

Работа состоит из  1 файл

экологическая экспертиза.docx

— 85.46 Кб (Скачать документ)
 
 
    1. Проектная и послепроектная экологическая экспертиза
 

     Экологическая экспертиза должна состоять из двух обязательных элементов (стадий экспертизы): проектная  экспертиза и послепроектная экспертиза. Стадии различаются по объекту анализа.

     Проектная экспертиза - это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

     Послепроектная  экспертиза - это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства.

     Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, в котором отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проекта на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и (или) финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.
 
 
    1. Экологический контроль
 

     Государственный экологический контроль – важное звено правового механизма охраны окружающей среды, осуществляется для  обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями нормативной  документации, утвержденной в установленном  порядке.

     Экологический контроль представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений с целью их устранения.

     Главные задачи государственного экологического контроля:

  • проверка выполнения программ, планов, мероприятий по охране окружающей среды;
  • выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
  • проверка выполнения экологопользователями норм экологопользования и качества окружающей среды.

     Виды  контроля за соблюдением  правил экологопользования:

  • Государственный – имеет сложную структуру: прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства; местный контроль со стороны органов местного самоуправления; специальный контроль осуществляется специализированными государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по охране рыбных запасов, по охране лесов;
  • Ведомственный – осуществляется министерствами и ведомствами в рамках отрасли; отличается от государственного более узким кругом задач и значительной разнородностью контрольных функций;
  • Общественный – имеет много форм (со стороны политических партий – партийный; добровольных обществ; органов местного самоуправления; отдельных граждан).

     Должностные лица экологического контроля вправе:

  • посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности;
  • проверять работу очистительных сооружений;
  • обеспечивать контроль за выполнением заключений экологической экспертизы;
  • привлекать в установленном порядке виновных лиц к ответственности, предъявлять иски в суд;
  • принимать решения о приостановлении работы предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4 Полномочия, права и обязанности 

    1. Полномочия  в области экологической  экспертизы
 

     Полномочиями  в области экологической экспертизы обладают:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы государственной власти (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специально уполномоченные органы государственной власти в области экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ; органы судебной власти РФ);
  • органы местного самоуправления.

     Полномочия, права и обязанности Президента Российской Федерации, органов государственной  власти и органов местного самоуправления в области экологической экспертизы подробно изложены в ст. 5-9 Федерального закона «Об экологической экспертизе». 
 

    1. Права и обязанности  заказчиков документации, подлежащей экологической  экспертизе
 

     Заказчики документации, подлежащей экологической  экспертизе, имеют право:

  • получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
  • получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;
  • обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;
  • оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

     Нормы данной статьи имеют важное значение для защиты экологических прав и интересов заказчиков.

     Заказчики документации, подлежащей экологической  экспертизе, обязаны:

  • представлять на экологическую экспертизу всю предусмотренную законом документацию (ст. 11, 12, 14 и 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе»);
  • оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
  • передавать специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы относительно объектов экологической экспертизы;
  • осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.
 
 
    1. Юридическая ответственность
 

     Все нарушения  законодательства РФ в  области экологической экспертизы разделены на 5 групп в зависимости от того, кто является субъектом данного нарушения:

  • заказчик и заинтересованные лица;
  • руководители специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководители экспертных комиссий;
  • руководители экспертной комиссии экологической экспертизы и эксперты;
  • должностные лица государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления;
  • банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане, осуществляющие финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы.
  • Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
  • непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу необходимых материалов, сведений и данных;
  • реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • осуществление  хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
  • нарушение установленных законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • неисполнение установленных законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
  • нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
  • Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:
  • нарушение требовании законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона.
  • Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
  • фальсификация сведений и  данных о результатах проведения экологической экспертизы;
  • выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
  • Нарушениями законодательства Российской Федерация об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

     Законодательство  Российской Федерации предусматривает  различные виды ответственности  за нарушения в области экологической экспертизы: уголовная, административная, материальная, гражданско-правовая. 
 

    1. Разрешение  споров в области  экологической экспертизы
 

     Споры в области экологической экспертизы — это разногласия, конфликты, противоречия в позициях и оценках, возникающие в связи с организацией, проведением, соблюдением процессуального порядка и иных требований, предъявляемых законом к государственной экологической экспертизе, а также споры по поводу содержания заключения экспертной комиссии.

     Обстоятельства, содержащие признаки состава правонарушения, не образуют спора в области экологической экспертизы и подлежат установлению в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства для решения вопроса о привлечении к ответственности.

     Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (ст. 35) предусмотрены различные процедуры: согласительную и судебную.

     Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешается посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов.

     Споры в области экологической экспертизы между муниципальными образованиями  разрешаются в судебном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных  управленческих рычагов рационального  природопользования и охраны окружающей среды.

     Существуют  некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого  института.

     Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности оценки экологических  параметров окружающей среды.

     К числу «внешних» трудностей и  нерешенных проблем экологической  экспертизы относятся: их нормативно-процедурные  различия и сложности в адаптации  международных правил в этой области  к национальному природоохранному законодательству. Часто мешают слишком  длительные сроки экспертиз, снижающие  их эффективность.

Информация о работе Экологическая экспертиза