Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Введение 3
I. Асимметрия информации как экономическая категория 5
I.1. Сущность асимметрии информации 5
I.2. Причины, вызывающие асимметрию информации 8
II. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации 11
II.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке 11
II.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина «Микроэкономика»

Тема: «Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                             

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Красноярск 2013

  

 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Совокупный спрос сдвигается в  сторону информационных потребностей, которые все более и более  индивидуализируются.

Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

В результате усложнения общественного  поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность  в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а  экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует  и труд, и капитал. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

Сегодня знаменитое выражение Френсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда  прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном  обществе важнейшим фактором экономического роста.

Поведение агентов рынка в основных фундаментальных микроэкономических исследованиях анализируется исходя из предположения о том, что они  обладают полной информацией, необходимой  для принятия ими решений. Примером полной и симметричной информации служит рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. Хотя в действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Но, напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений.

Существует и другая проблема –  неравномерное распределение имеющейся  информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные  деформации в поведении продавцов  и покупателей. В этой связи возникает  необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка1.

И несмотря на длительную историю  изучения проблем функционирования рынков и достигнутые успехи, многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией и неполнотой информации, все еще не решены.

Еще в XIX веке проблема неопределенности экономических процессов в товарном производстве привлекала внимание ученых. Отдельные аспекты асимметрии информации (без употребления самого термина) нашли отражение в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, но не получили глубокого анализа и последующего развития. В дальнейшем проблема неопределенности и риска была поставлена и развита в работах В. Викри, Р. Говарда, П. Хаммонда, Г. Шекла, Ф. Найта2 и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме были посвящены работы В.И. Авдийского, Д. С. Диева, В. М. Гранатурова, В. Гейзенберга, В.Ф. Капустина, А. В. Клочковой3, К. Маладиева, Л. Миротина, А.А. Сергеева, Г.Н. Солнцевой, Ю.В. Солнышкова, И.Р. Трухаева и др.

Понятие асимметрии информации первоначально  возникло в теории неопределенности и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась  в работах зарубежных экономистов  Дж. Акерлофа4, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера5, К. Дж. Эрроу и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой, О.Н. Антипиной6, Н.И. Ведерниковой, Р. М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др.

Объектом исследования являются процессы асимметрии информации, присущие российской экономике.

Предметом исследования являются особенности возникновения асимметрии информации в российской экономике.

Целью курсовой работы является изучение особенностей асимметрии информации в принятии решений в российской экономике.

Раскрытие данной цели предполагается через решение ряда задач:

  • уточнить сущность, асимметрии информации и роль в современной рыночной экономике;
  • выявить причины, вызывающие асимметрию информации;
  • охарактеризовать причины, обуславливающие асимметрию информации на российском рынке;
  • показать способы снижения информационной асимметрии (или влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики).

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы использовались специальная, учебно-методическая литература и периодика.

I. Асимметрия информации как экономическая категория

I.1. Сущность асимметрии информации

 

Информационной экономикой называют такое хозяйство, в котором производство, обработка, распределение и потребление информации являются доминирующими процессами по сравнению с производством материальных благ. Создание и использование информации в этой экономике направлено на повышение эффективности производства7. Информация рассматривается как главный экономический ресурс, решающий фактор производства и потенциальный источник богатства.

Асимметрия  информации, тем самым, это разная степень обладания информацией об изучаемом предмете, явлении или процессе, причинно-следственных связях, закономерностях и формах их развития. Асимметрия информации может наблюдаться в отношениях между индивидами, а также между социальными группами, классами. В рыночной экономике асимметрия информации проявляется как асимметрия информации между агентами рынка, или хозяйствующими субъектами.

Понятие «асимметрия информации»  появилось как противоположность  понятию «симметрия информации», под которой понимается наличие полной информации у индивида об изучаемом предмете или явлении. Асимметрию информации обычно трактуют как положение, при котором одна часть участников рыночной сделки обладает достоверной информацией, а другая нет, или располагает в меньшей степени8.

Асимметричность свойственна и  развитию экономической системы, что  проявляется в несбалансированности, нарушении равновесия, несоответствии между элементами системы9.

Асимметрия информации является широко распространенным и неотъемлемым признаком рыночной экономики (а не провалом рынка), существует во всех ее звеньях, там, где есть неопределенность исхода развития явления вследствие воздействия непознанных причин, внешних факторов.

В существующей экономике асимметричная  информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин -  «asymmetric(al) information», в русской литературе также называется «несовершенная информация», «неполная информация»). Обычно продавец знает больше о продукте, чем покупатель, однако возможно и обратное, когда покупатель знает больше, чем продавец.

Большое множество примеров, когда  продавец обладает большей информацией, чем покупатель, - это продавцы подержанных  машин, агенты недвижимости, биржевые брокеры, страховые агенты, разработчики компьютерного программного обеспечения и игр. Поэтому из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. И в результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.

Оценивая качество продуктов, потребители  составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Вся значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.

Таким образом, информационное обеспечение  – весьма сложная проблема.          Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.

Учитывая ее изменчивость и устаревание, надежность информации – еще одна существенная проблема. Даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.

И наконец, существуют когнитивные  ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями  человеческого мышления.

Все отмеченное дает достаточно оснований  для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.

Определение «рыночная неопределенность»  есть условие принятия экономических  решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в  том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.

Наличие рыночной неопределенности имеет  несколько последствий. Во-первых, она  препятствует принятию оптимальных  решений. Во-вторых, она порождает  дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений. В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.

Неполнота информации порождающая рыночную неопределенность – лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций. Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.

Поэтому, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.

Сама асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка и экономику в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.

Информация о работе Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике