Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Введение 3
I. Асимметрия информации как экономическая категория 5
I.1. Сущность асимметрии информации 5
I.2. Причины, вызывающие асимметрию информации 8
II. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации 11
II.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке 11
II.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Асимметрия информации является также  источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями «Южный» и «Королевский». Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для  фирм, располагающих значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема однако в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.

Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Поэтому асимметрия информации оказывает  существенное влияние как на поведение  участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости  от степени асимметрии информации обусловленные  ею негативные последствия могут  проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

 В условиях информационной  экономики «цена» асимметрии  информации и, соответственно, нерационального  рыночного решения возрастает  кратно, что повышает экономическое значение информационного обеспечения хозяйственной деятельности.

Исходя из философских категорий  «явления» и «сущности», Я.Л. Шкалаберда предлагает следующую классификацию асимметрии информации10:

Асимметрия первого порядка  – асимметрия информации, возникающая вследствие неполноты информации об изучаемом явлении, предмете, объекте или субъекте, а также относительно существующего знания.

Асимметрия второго порядка  – асимметрия информации, обусловленная  неполным познанием причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей развития явления, элементов системы и всей системы в целом, изменяющихся с развитием материального мира. 

Асимметрия третьего порядка –  асимметрия информации, появляющаяся вследствие изменения экономических  интересов субъектов.

Асимметрия четвертого порядка – асимметрия информации, базирующаяся на ложных сигналах о явлении, объекте и субъекте.

Асимметрия 3-го и 4-го порядка вытекают из асимметрии 2-го порядка.

Асимметричная информация присутствует на рынках товаров, труда, кредитов, страхования, сбережений. Эти аспекты теории информации представлены в экономической литературе. В связи с предложенной классификацией, Я.Л. Шкалаберда констатирует, что асимметрия информации не может не существовать и в механизме функционирования рынка.

В конце ХХ века о неопределенности изменения спроса, предложения, цен и недостоверности прогнозов о параметрах рынка вследствие их изменения говорит К. Дж. Эрроу11. Для экономической науки представляет несомненный интерес классификация экономики Ф. Махлупом, который выделял два противоположных типа экономики: экономику неопределенности и экономику информации12. Экономика неопределенности, по мнению автора, есть товарное производство.

Е. Майминас также отмечает, что  экономика информации коренным образом  отличается от «смитианских представлений» об экономике, как о совокупности автомизированных производителей и потребителей13.

Современная информационная рыночная экономика развитых стран характеризуется значительно меньшей степенью неопределенности и обособленности производителей в системе общественного разделения труда: в частности, развивается программированное частное производство продуктов труда на относительно известный, изученный рынок; вместе с тем сохраняется товарная форма организации общественного производства.

Таким образом, асимметричная информация характерна для многих ситуаций в  бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем  покупатель. Рабочие знают о своих  навыках и способностях лучше  предпринимателей. И управляющие  знают свои возможности лучше, чем собственники предприятий14.

Асимметричная информация объясняет  многие институциональные правила  в нашем обществе. Это понятие  позволяет понять, почему автомобильные  компании предлагают гарантии и услуги для новых моделей; почему фирмы и работники заключают контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему держателям акций корпораций нужно наблюдать за поведением управляющих.

I.2. Причины, вызывающие асимметрию информации

 

Основополагающей причиной асимметрии информации является асимметрия развития товарного производства, приводящая к нарушению рыночного равновесия. Равновесие между спросом и предложением в длительном периоде достигается посредством конкуренции. Конкуренция осуществляет взаимосвязь общественного производства и общественной потребности посредством распределения и перераспределения общественного труда и капитала между разными сферами производства.

Конкуренция оказывает неоднозначное  влияние на асимметрию развития товарного  производства и асимметрию информации. С одной стороны, она приводила на ранних этапах развития товарного производства к относительному сглаживанию его асимметрии в долгосрочном периоде, восстанавливала рыночное равновесие, «правильную пропорциональность», но полностью ее не устраняла. С другой стороны, – конкуренция в условиях индустриального развития постоянно приводила к асимметричному развитию и усиливала асимметрию информации, что проявлялось в асимметрии спроса и предложения.

Закон конкуренции, как отмечал  Ф. Энгельс, выражается в том, что  в условиях асимметрии информации спрос и предложение варьируют вокруг точки равновесия, никогда не совпадая, и приводит к постоянным колебаниям рыночных цен.

Асимметрию между спросом и  предложением также исследовали  Л. Вальрас и Дж. Р. Хикс15.

Непосредственная связь асимметрии информации и конкуренции прослеживается у Ф.А. фон Хайека, который отмечал неопределенность обстоятельств, действий субъектов рынка, фиктивное понятие кривой ценообразования, непредсказуемость конкуренции, приводящие к ошибкам16.

В условиях господства монополий снижается асимметрия развития крупного товарного хозяйства и асимметрия информации. Однако полной симметрии общественного производства и общественных потребностей монополии обеспечить не могут.

В условиях насыщенного рынка крупные предприятия осуществляют производство продукции на достаточно изученный рынок. Сбор и анализ информации о параметрах рынка осуществляют отделы маркетинга, конкурентной разведки, либо информация может приобретаться у специализированных организаций по изучению рыночной конъюнктуры.

В условиях постоянно изменяющихся параметров экономической системы  неизбежно появляется неопределенность исхода будущих процессов в экономике, что приводит к различным видам рисков, различному экономическому положению, не взаимовыгодным рыночным сделкам, неэффективному размещению ресурсов и функционированию рынков, нерациональным решениям и поведению субъектов рынка. Это препятствует принятию рационального решения.

Неопределенность и риск обусловлены  вариацией внешних и внутренних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, к динамике которых ей необходимо приспосабливаться.

К внешним факторам относятся сдвиги в общественных потребностях и потребительском  спросе, появление новых технологий, изменения политической и демографической обстановки, изменения законодательства, экономической конъюнктуры, денежной массы и уровня цен, ставки процента и налогов, курса валют, таможенных пошлин, сдвиги в природных и погодных условиях, потеря рынков сбыта и др.

Предприниматели не могут предвидеть и устранить влияние внешних факторов на хозяйственную деятельность вследствие неопределенности тенденций их развития. Из этого вытекает вывод о том, что любая экономическая модель, учитывающая воздействие существующих внешних факторов, перестает описывать траекторию развития фирмы в будущем.

К внутренним факторам относятся многообразие использования факторов производства, технологий производства, стратегий  развития, выбора структуры выпуска  продукции, несбалансированная схема  движения товарных потоков, нерациональное использование материалов и рабочего времени, степень брака, форс-мажорные обстоятельства в производстве и др.

В процессе принятия решений предприниматели  оптимизируют влияние внутренних факторов на производственную функцию и устраняют неопределенность исхода развития процесса.

В экономической литературе четко  не проводится разграничение неопределенности исхода развития явления, обусловленной  действием объективных закономерностей, и неопределённостью информации об этих закономерностях.

Для определения неопределенности и риска используются априорная (теоретическая) вероятность, статистическая вероятность и оценка. Для принятия рационального решения после  определения априорной или статистической вероятности наступления события  осуществляется оценка оценки вероятностного исхода, где экспертами рассматривается необходимое и случайное в развитии явления или процесса. При отсутствии информации экспертами определяется субъективная вероятность исхода.

В экономической литературе выделяют измеримую и неизмеримую неопределенности наступления события. Измеримая, с помощью вероятностной оценки, неопределенность характеризует степень риска. При неизмеримой (истинной) неопределенности вероятности наступления событий предполагаются равными, исходя из постулата Байеса.

Риск неблагоприятного исхода не исчезает как при измеримой, так и при неизмеримой неопределенности. Он может быть снижен посредством  устранения причин, его порождающих. В условиях измеримой неопределенности риск может быть снижен c помощью выбора варианта с большей вероятностью наступления положительного события. Он исчезает при вероятности достоверного события (p = 1).

Таким образом, риск – это  действие рыночного субъекта в условиях выбора при неопределенности (измеримой  и неизмеримой) конечных результатов, когда событие недостоверно (р 1)17.

 

II. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации

II.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке

 

    Большинство теорий производства и распределения основывается на концепциях производственной функции и предельного продукта. Совокупный продукт является интегральным результатом воздействия всех факторов производства. Отдельно взятый фактор самостоятельно ничего произвести не может. Постоянная изменчивость внутренних и внешних факторов производства приводит к неопределенности величин конечного результата, издержек производства (TC) и предельного продукта (МР), производственным рискам.

Для определения величины МР, создаваемого i-ым фактором производства, предполагается i-ый фактор переменным, а другие факторы – постоянными (или хотя бы один фактор является постоянным, а другие – переменными) в краткосрочном периоде.

Поскольку в долгосрочном периоде изменяются все факторы производства, появляются проблемы с определением величины МР, создаваемого i-ым фактором производства. В этих условиях определение МР некорректно. Применяемый метод дифференцирования функции совокупного продукта точен при . При больших величинах затрат факторов производства этот метод не точен, что порождает асимметрию информации о величине МР.

В производственной функции возможны сокращения какого-то i-ого фактора. Тогда для поддержания объема производства (Y) в неизменном масштабе необходимы увеличения затрат других факторов производства.

В данном случае появляется неопределенность динамики издержек производства в связи с необходимостью исполнения контракта. Если определен объем  производства, то непредсказуема величина издержек производства, а если определены издержки производства, то может быть неопределённым объем производства.

Множество комбинаций затрат факторов производства задает плоскость или  гиперплоскость этих затрат при том  же объеме совокупного продукта, что порождает проблематичность определения МР. Каждая точка на данной плоскости определяет конкретный набор затрат факторов производства. Для определения величины МР требуется n-1 число уравнений, связывающих выпуск продукции с затратами конкретных внутренних факторов производства и, учитывающих влияние внешних факторов.

Информация о работе Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике