Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Введение 3
I. Асимметрия информации как экономическая категория 5
I.1. Сущность асимметрии информации 5
I.2. Причины, вызывающие асимметрию информации 8
II. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации 11
II.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке 11
II.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

     Объективная тенденция к монополизации усиливается также благодаря такой особенности современного рынка как неполнота информации, которая является самостоятельным внутренне присущим рынку свойством, как неравномерность распределения информации в рыночной среде. Вследствие этого субъект рынка может получить преимущество благодаря доступу к эксклюзивному источнику информации, получению информации раньше конкурентов и иными способами, не связанными с вложениями экономических ресурсов. В связи с этим информация получает рыночную оценку и становится товаром, который реализуется на нелегальном рынке в результате установления коррупционных отношений и экономического шпионажа. Финансовая и экономическая системы развитых стран достаточно хорошо подготовлены к диагностике и предупреждению системных последствий неполноты информации. Этому способствуют следующие факторы.

     Развитая система производства и распространения информации о компаниях, объемах их продаж, активах и доходах. Стабильность макроэкономической среды, которую поддерживает государство, располагая достаточными финансовыми ресурсами для нейтрализации заражающего эффекта (contagion) проблемы неполноты информации, связанного часто с оттоками горячего капитала.  Высокий уровень диверсификации финансового рынка. Наличие хорошо капитализированной сети промышленных и высокотехнологичных компаний, которые обладают устойчивыми размерами акционерного капитала и чистых активов (net worth), способными выполнять функцию обеспечения. Институциональная развитость финансовых и кредитных институтов (банки, инвестиционные компании, пенсионные, страховые фонды и др.), которые обладают достаточной ресурсной базой и высоким уровнем менеджмента.           Перечисленные факторы нейтрализуют последствия информационной асимметрии, но не гарантируют полной безопасности функционирования банковской и финансовой систем. По мнению ряда зарубежных экономистов, именно риски неблагоприятного выбора и морального ущерба явились одной из причин недавних финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии и России.             

      Одной из форм, решающей проблему неполноты информации является маркетинг. Необходимость маркетинга вытекает именно из противоречий товара и товарного производства. Маркетинг способствует достижению равновесия между структурой производства и структурой общественных потребностей.  В настоящее время активная роль маркетинга состоит в снижении асимметрии информации о параметрах внешней рыночной среды, что побуждает агентов рынка тщательно изучать величину и структуру текущего и будущего рыночного спроса, возможные объёмы производства конкурентов, конъюнктуру рынка, тенденции развития отрасли и НТП, политической и экономической ситуации, условия конкуренции, а также формировать новые потребности и создавать спрос на новые товары. На основе собранной информации проводится анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, определение ниши для деятельности предприятия, сегментирование потребителей, разработка и продвижение необходимых товаров на рынок в целях максимального приспособления производства товара к величине и структуре рыночного спроса, получения максимальной прибыли, устранения недостатков, излишних затрат и потерь. Исходя из этого, автор делает вывод, что маркетинг является формой организации производства в соответствии с изменяющимися внешними параметрами.

     Маркетинг обеспечивает решение проблемы неполноты информации и у потребителей, посредством их информирования через маркетинговые каналы.  Помимо маркетинга, не менее значимым способом решения проблем неполноты информации является корпоративное управление рисками. Процесс управления риском заключается в оценке риска и принятии мер по устранению и минимизации риска. Оценка риска предполагает сбор и обработку информации по разным аспектам риска, качественный и количественный анализ риска. Меры по устранению риска включают выбор и обоснование предельно допустимых уровней и методов его снижения, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления прибыли и величины потерь от рисковых действий субъектов рынка.

     Качественный анализ предполагает выявление источников и причин риска, идентификацию всех возможных рисков, установление потенциальных зон риска. Количественный анализ заключается в определении численного значения вероятности наступления отдельных рисков, риска проекта в целом и их последствий. Он позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут учитываться при решении целесообразности реализации проекта. Количественный анализ использует следующие методики расчетов: определение средних величин, дисперсии, среднеквадратического отклонения, функции плотности нормального распределения, коэффициента вариации и корреляции, максиминного критерия решения Вальда, минимаксного критерия Сэвиджа, критерия обобщённого максимина Гурвица, критерия решений Лапласа и др., а также формулы расчёта финансовых показателей: ликвидности, доходности, точки безубыточности, коэффициента чувствительности, индекса безопасности, ковариации доходности и т.д. Наиболее распространёнными методами количественной оценки риска являются статистический метод и метод экспертных оценок.  В процессе принятия решений для снижения потерь от рисковых действий используются следующие методы: страхование, резервирование средств, диверсификация портфеля и лимитирование финансовых средств, разделение и объединение риска. 

    Важную роль в решении проблемы неполноты информации играет государство. Органы государства должны обеспечивать равный, универсальный, повсеместный доступ граждан к информации и информационным услугам и способствуют снижению асимметрии информации посредством: создания законодательной и нормативно-правовой базы, единой информационной инфраструктуры, информационных баз данных, институтов и организаций, осуществляющих изучение и анализ основных параметров рынка, проводящих статистический учёт и прогнозирование, распространяющих знания и информацию. 

      Информация, предоставляемая государственными органами и организациями, является важной, но общей, иногда неадекватной, недостаточной и косвенной, несвоевременной, что не даёт возможности хозяйствующим субъектам сделать рациональный выбор. Это заставляет предпринимателей проводить собственные исследования или привлекать исследовательские агентства для изучения конкретной проблемы. Однако издержки получения информации часто бывают столь велики, что рыночные агенты скорее принимают существующую неопределённость и риск как данность, нежели соглашаются на сбор дорогостоящей информации.

     Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для предпринимателей, акционеров, потенциальных инвесторов, органов регулирования, кредиторов, поставщиков, клиентов, наёмных работников для принятия рациональных экономических решений.

     Раскрытие информации, предусматриваемое нормативными актами, может негативно повлиять на коммерческую деятельность и финансовое положение предприятия из-за усиления позиции конкурентов, обусловленного таким раскрытием. В соответствии с законодательством РФ предприниматели вправе самостоятельно определять информацию, относимую к коммерческой тайне. Следовательно, доступ к конфиденциальной информации ограничен, её раскрытие запрещено законом, существует недостаточная прозрачность, что приводит к сохранению асимметрии информации.

     С другой стороны, раскрытие информации и прозрачность финансово-хозяйственной деятельности не тождественны. Предприниматели часто раскрывают информацию, не представляющую особой ценности для пользователей или её одна часть раскрывается, а другая, – является коммерческой тайной.

     Исходя из проведенного анализа, можно сделает вывод, что посредством создания федеральных законов и постановлений, обеспечивающих информационную открытость, государство декларирует и требует раскрытия информации, но предприниматели не заинтересованы в условиях конкуренции в раскрытии полной информации вследствие возможности сокращения их доходов, прибыли, появления потерь и социальных конфликтов. Проблема неполноты информации способствует получению доходов, добавочной прибыли от повышения цен, реализации низкокачественных товаров, ухода от налогов, нецелевого использования государственных средств, потерям и банкротствам и др. Исследование позволило выявить, что проведение лицензирования, сертификации и экспертизы товаров потребительского назначения государственными органами не устраняет производство предпринимателями некачественных и несоответствующих стандартам товаров.

  Заключение

 

Асимметрия информации в экономике  проявляется в разной степени обладания объективной информацией о явлении или экономическом процессе. Выявлены условия возникновения асимметрии информации, а именно, обособленность производителей и неопределенность экономических процессов. Основополагающей причиной асимметрии информации является асимметрия развития товарного производства и его внутренняя противоречивость.

Первые теоретические разработки асимметрии информации (без употребления самого термина) прослеживаются еще  в XIX-XX вв. Товарное производство характеризуется как работа на неизвестный и свободный рынок, где обособленные, независимые производители не знают точной величины рыночного спроса и других параметров рынка. Дана характеристика асимметрии информации применительно к отдельным видам рынка, и отдельным видам деятельности;

Глобализация рынков и тотальная  информатизация общества превращают экономическую  и финансовую информацию в производительный ресурс. Умение анализировать факторы  окружающей среды и прогнозировать развитие социально-экономической  ситуации становятся важным конкурентным преимуществом любого хозяйствующего субъекта. Отсутствие такого умения неизбежно ведет к убыткам или упущенной выгоде. Вместе с тем, в новой экономике обостряется проблема информационной асимметрии - одного из главных "изъянов" рыночного механизма. Характерным его проявлением становится неполнота информации и на рынках госзаказов, снижающая эффективность использования государственных финансовых средств. При этом экономическая теория не дает иных рекомендаций для борьбы с явлением информационной асимметрии кроме усиления регулирующей роли государства, в том числе путем формирования информационной инфраструктуры рынка и развития прозрачных отношений между государством и бизнесом.

  Кроме того, в ходе написания курсовой работы уточнены понятия «неопределенность» и «риск». А именно: предложено разграничить понятие «неопределенность» на неопределенность исхода хозяйственных процессов и неопределенность информации. Риск – это действие рыночного субъекта в условиях выбора при неопределённости (измеримой и неизмеримой) конечных результатов, когда событие недостоверно (р 1). Обоснована возможность и необходимость оценки риска в рамках корпоративного управления.

Выявлена асимметрия информации относительно формирования уровня рыночной стоимости и рыночной цены, реальных издержек производства товара. Показана асимметрия информации при формировании уровня рыночной цены в условиях постоянного роста величины бумажно-денежного предложения, что проявляется в инфляционных процессах.

Также мною была предпринята попытка  раскрыть роль маркетинга как формы разрешения асимметрии информации на микроэкономическом уровне и обосновать необходимость и возможность проведения эффективной государственной информационной политики в целях снижения уровня асимметрии информации – на макроэкономическом уровне.

Подытоживая исследование, отмечу, что  в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других – весьма значительно. Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для них. Подобные явления наблюдаются на рынках труда. Ассиметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования, а также на принятие решений в российской экономике. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

Таким образом, можно сказать, что при написании курсовой работы мы сделали существенный шаг в понимании ассиметрии информации и ее влиянии на функционирование российской экономики, Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 2005, вып.5, С. 99;

    1. .Антипина О.Н. Асимметрия информации. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 2006, №2, С. 125;
    2. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. // Пер. с англ. В. Лукашевича. – СПб. 2005;
    3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2005;
    4. Клочкова А.В. Теория рисков и неопределенности. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005;
    5. Красильников О.Ю. Региональная асимметрия структурных сдвигов в экономике. // Общество и экономика. 2001. №2. С. 155;
    6. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 2002;
    7. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории. // Вопросы экономики. 2006. №11;
    8. Найт Ф. Риск, неопределённость и прибыль. – М.: Дело, 2006;
    9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. Изд. 2-ое, изм. – М.: Изд-во «Норма», 2005;
    10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. Сокращенный перевод с английского – М.:  «Экономика» «Дело», 2005;
    11. Петрова Е.А. Современный информационный рынок. – М.: Гелиос АРВ, 2004;
    12. Полищук Л.И. Микроэкономическая теория: проблемы асимметричной информации и общественных благ. – М.: Российская экономическая школа, 2003;
    13. Стиглер Дж. Экономическая теория информации//Теория фирмы/Вехи экономической мысли. Т.2. – СПб.: Экономическая школа, 2007;
    14. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 2005;
    15. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006;
    16. Федорищев Д.В. Асимметрия развития экономической системы. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2007.
    17. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003;
    18. Фридмен М. Основы монетаризма. – М.: ТЕИС, 2004;
    19. Финансы России, 2005: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2005. – 638с.
    20. Финансы России, 2006: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2006. – 638с.
    21. Финансы России, 2007: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2007. – 638с.
    22. Финансы России, 2008: Статистический сборник / Редкол.: К. Э. Лайкам и др.; Госкомстат России. - М.: Б. и., 2008. – 638с.
    23. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2009.
    24. Пути преодоления кризиса платежной системы в России / Финансы №6, 2009 г.
    25. Касселъ Г. Инфляция и валютный курс. М., 2010 г.
    26. Общая теория денег и кредита / Под общ. ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010 г.
    27. Стратегия развития платежной системы России / Деньги и кредит, №6, 2011 г.
    28. Официальный сайт Банка России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cbr.ru/

Информация о работе Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике