Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

По мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два – необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска, за счет постоянного обновления технологической базы производства, прежде всего путем применения новых информационно-коммуникативных технологий.

Содержание

Введение 3
I. Асимметрия информации как экономическая категория 5
I.1. Сущность асимметрии информации 5
I.2. Причины, вызывающие асимметрию информации 8
II. Особенности функционирования экономики России в условиях асимметрии информации 11
II.1. Характеристика причин, обуславливающих асимметрию информации на российском рынке 11
II.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Модель производственной функции, равно как и модель, изоквант и  изокост, не учитывает влияния конкуренции  на распределение факторов производства, что порождает асимметрию информации относительно точек оптимума функции.

В товарной форме организации  общественного производства проявляется  неопределенность и асимметрия информации о способе формирования общественных, рыночных стоимостей и, соответственно, рыночных цен при изменении условий  воспроизводства конкретных товаров. Неравномерное изменение воспроизводственных условий, производительной силы труда внутри отрасли и между отраслями оказывает неодинаковое влияние на динамику индивидуальных стоимостей товаров, произведенных в разных условиях обособленными производителями. В этих условиях существует неопределенность формирования величины общественной стоимости товара.

В российской экономике всегда существует неопределенность и асимметрия информации о динамике общественной потребности, предпочтений потребителей, полезности и качества товара. 

Вариация величины рыночной стоимости  определяется соотношением платежеспособной общественной потребности и отраслевого  предложения товаров, что порождает, по мнению автора, неопределенность и  асимметрию информации о формировании рыночной цены и конечном результате обмена товара. При равновесии общественной потребности и отраслевого предложения товаров величина рыночной стоимости отражает общественную стоимость и формируется как изменяющаяся средняя величина общественной стоимости в условиях воспроизводства. Субъекты рынка редко точно знают условия спроса, с которым они сталкиваются18. В этих условиях альтернативные решения продавцов о цене или выпуске товаров приводят к неопределённости общей выручки и общих затрат. При неопределённости этих факторов фирмы на практике устанавливают разные цены на одни и те же явно одинаковые, однородные товары19.

В условиях совершенной конкуренции на насыщенном рынке может формироваться дифференцированный ряд рыночных цен на однородные товары (полезность и предельная полезность которых одинакова и имеет множество денежных измерений), что порождает множество точек равновесия на кривой спроса. Следовательно, между величинами рыночной стоимости и издержек производства может существовать дифференцированный ряд рыночных цен на однородные по качеству товары, как форма проявления индивидуальных стоимостей товаров.

Кардинальные изменения в денежном обращении в ХХ в.обусловлены отменой золотого стандарта и доминирующим развитием бумажной и кредитной формы денег. Эти тенденции нашли отражение, прежде всего, в трудах Дж. М. Кейнса и М. Фридмена.

Оба ученых исходят  из количественной теории денег и полагают, что деньги влияют на эффективность экономического механизма и процесс воспроизводства. Однако Дж. М. Кейнс показывает это влияние через норму процента и изменение инвестиций, а монетаристы – через цены и изменение совокупного спроса.

Ключевое  значение в теории Дж. М. Кейнса имеет  спекулятивный мотив, воздействуя  на который, управление денежной системой приводит к желаемым экономическим  результатам20. Другие виды мотивов спроса на деньги (трансакционный и предосторожности), по его мнению, обычно не реагируют на воздействия. Совокупный спрос на деньги М2 обычно гибко реагирует на изменение нормы процента, которая определяет изменение цен облигаций и долговых обязательств разных сроков.

Дж. М. Кейнс  не употребляет термин «асимметрия  информации», однако, по сути, его теория спроса на деньги объясняет и демонстрирует асимметрию информации на денежном, кредитном и фондовом рынках21.

В кейнсианской модели количество наличных денег в  обращении зависит от множества  факторов: эмиссии денежной массы, изменения скорости обращения в долгосрочном периоде, предпочтений населения, ставки процента, изменяющейся от величины предложения денег для удовлетворения спекулятивного мотива, и изменений в предположении субъектов рынка (в результате появления новостей на рынке ценных бумаг). Таким образом, можно утверждать, что всегда будут существовать неопределенность и асимметрия информации о формировании рыночных цен в будущем периоде.

М. Фридмен обращает внимание экономистов  на необходимость оптимального количества денег в обращении, и показывает, каким образом общество может  поддерживать это количество. М. Фридмен, определяя деньги как товарные единицы  с фиксированным номинальным  значением, делает упор на количество денег, находящихся в обращении, и видит в денежном предложении важнейший фактор, определяющий эффективность экономического механизма и стабильность развития рыночной экономики.

М. Фридмен рекомендует финансовым органам осуществлять увеличение денежной массы (М) постоянным темпом, обеспечивающим стабильный долгосрочный уровень цен на конечные продукты, который, по его оценке, должен составлять для США около 3-5% в год для денежного агрегата, включающего наличность вне банков и все депозиты коммерческих банков, как срочные, так и до востребования. Этот темп роста денежной массы обоснован двумя факторами: 1) ростом выпуска продукции – немногим более 3%; 2) уменьшением скорости обращения денежной единицы за столетие – на 1 %, которое показывает увеличение запаса денег на единицу выпуска22. Отклонение от этой нормы вверх или вниз, по его мнению, будет приводить к увеличению или снижению общего уровня цен. Эта норма исключает быстрые и большие колебания в ценах, которые нарушают экономическую стабильность и стабильность покупательной способности денежной единицы.

При таком подходе исчезает неопределенность и асимметрия информации об общем  уровне рыночных цен в долгосрочном периоде и сохраняется во временных  лагах вследствие вариации рыночных цен относительно заданного их общего уровня.

Метод регулирования денежной массы  по М. Фридмену приводит к изъятию  у производителей преобладающей  доли (или всего) прироста прибавочного продукта и ВВП в форме эмиссионного дохода государственными органами.

Проведенный статистический анализ денежного  обращения за период с 2006 по 2012 гг. в  экономике России показал, что среднегодовые  темпы прироста денежной массы (М2 и М0) приблизительно в 10 раз превышают «монетарное правило» М. Фридмена, и приводят к росту рыночных цен, инфляционным процессам и появлению асимметрии информации23.

В таблице 2.1 представлена исходная информация для анализа денежной массы РФ за период 2006-2012г.

                                                                                                  

                                                                                                   Таблица 2.1

 

Исходные данные о динамике денежной массы М2 за 2006--20012 гг.

 

Период, года

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего, млрд.руб.

6032,1

8 970,7

12 869,0

12 975,9

15 267,6

20011,9

24483,1

в том числе:

             

  наличные деньги (М0), млрд.руб.

2009,2

2 785,2

3 702,2

3 794,8

4 038,1

5062,7

5938,6

безналичные средства, млрд.руб.

4022,9

6 185,6

9 166,7

9 181,1

 

11 229,5

14949,1

18544,5


 

Доля наличных денег М0 в общем  объеме денежной массы М2 уменьшается  с годами, а доля безналичных средств  растет. Население предпочитает наличным деньгам безналичные средства: срочные  вклады, депозиты до востребования.

      Регулирование денежной массы в условиях бумажно-денежного обращения должно осуществляться пропорционально численности работников, занятых в материальном производстве на основе одинакового масштаба денежной массы, приходящейся на одного работающего в долгосрочном периоде. Такой вывод основан на следующих теоретических предпосылках: стоимость товара создается работниками материального производства, ее величина определяется условиями производства и воспроизводства; сумма общественных стоимостей всегда равна сумме рыночных цен; работники, обладающие средней квалификацией при равновеликом рабочем дне и средней интенсивности труда создают равные величины новой стоимости, которые представлены в разных количествах потребительных стоимостей. При таком подходе рост производительной силы труда будет приводить к снижению величины стоимости и, соответственно, рыночных цен. Прогресс и эффективность общественного производства заключаются не в росте стоимостей, а в увеличении количества потребительных стоимостей, при той же стоимости, что проявлялось в условиях совершенной конкуренции.

Асимметрия информации существует на российском рынке и в рекламной  деятельности. Реклама является связующим  элементом между производством  и потреблением. Ее роль состоит  в информировании потребителей о  товарах, их свойствах, качестве и ценах, рынках, производителях с целью ускорения реализации потребительной стоимости.

Исследование позволило выявить  противоречивую роль рекламы в настоящее  время. С одной стороны, она снижает  асимметрию информации, с другой, – увеличивает ее. Информационная реклама дифференцированного по качеству товара снижает асимметрию информации у потребителей. Убеждающая реклама, наоборот, создает искусственную дифференциацию товара по качеству посредством информационного превосходства и увеличивает асимметрию информации у потребителей, что активизирует нерациональный спрос на товар и появление импульсных покупок.

С помощью рекламы могут сбываться  товары среднего и низкого качества, но представляемые как высококачественные, а также некачественные товары, о потенциальном качестве которых потребитель знает (на основе хороших образцов), а о качестве поставляемых товаров после заключения контракта не знает. Товары высокого качества имеют более высокую цену (в условиях не жесткой конкуренции). Однако фирмы могут устанавливать разные уровни цен на товары (аналогичные по потребительским свойствам, качеству, издержкам производства), что вводит потребителей в заблуждение о качестве товара. Эта асимметрия информации обусловлена отсутствием информации у потребителей о величине и структуре издержек и качестве товара.

Асимметрия информации о качестве товаров и их ценах может приводить, с одной стороны, к увеличению объема реализации товара и получению добавочной прибыли, а, с другой, при повторных покупках, – к сокращению. Асимметрия информации о качестве товара у потребителей позволяет продавать изделия без реальных преимуществ в качестве по цене значительно выше средней, не приводя к сокращению рынка.

При отсутствии конкурентов производитель может давать минимальный объем информации, которого достаточно для того, чтобы покупатели знали, где можно купить товар определенного рода. В условиях конкуренции этого недостаточно. У фирм есть прямая заинтересованность в увеличении степени несоразмерности информации в свою пользу за счет усиления интенсивности рекламных сообщений, увеличения широты охвата целевой аудитории и использования различных методов психоанализа, то есть в создании ее асимметрии. Увеличение асимметрии информации о потребительских свойствах, образах товаров, предпочтениях приводит к изменению представления о социальном статусе потребителей и к увеличению ценности товара.

Причиной формирования асимметрии информации в рекламе является конкуренция  производителей; объективным условием ее возникновения является асимметрия товарного производства, а субъективным – незнание многими потребителями свойств товара и градаций его качества.

В экономической литературе асимметрия информации рассматривается на рынках подержанных автомобилей, труда, страхования, кредитов и сбережений, где представлена дихотомией (т.е. с ярко проявляющейся полярной асимметрией информации): обладает или не обладает информацией субъект рынка о качестве товара, квалификации работника, возможностях возврата кредита и др. Асимметрия информации оказывает влияние на формирование равновесных цен, неблагоприятный отбор и сжатие рынков.

Асимметрия информации о качестве товара оказывает влияние на развитие рынка, но не приводит к его сжатию, как отмечается во многих исследованиях. Покупатель не знает действительного качества подавляющей массы товаров, но от этого не происходит разрушение рынка этих товаров. Относительно низкое качество товаров отсекается при повторных покупках или «тонет» в потреблении.

II.2. Влияние асимметрии информации на функционирование российской экономики

 

      В настоящее время достаточно активно обсуждаются вопросы расширения государственного вмешательства в экономику, при этом, как правило, рассматриваются преимущества государственного регулирования. Вместе с тем, ошибочно закрывать глаза на проблемы, порождаемые таким вмешательством. Один из «провалов государства» связан с информационной асимметрией, возникающей в связи с монополизацией информации сотрудниками государственного аппарата, которые используют эти преимущества в собственных интересах.

Информация о работе Экономическая информация, ее асимметричность и особенности в принятии экономических решений в российской экономике