Экономическая модель и современные проблемы японской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание

Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

Работа состоит из  1 файл

japan.docx

— 84.50 Кб (Скачать документ)

      Введение 

      Последнее десятилетие уходящего века стало  особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся  увеличением большого количества структурных  несоответствий в хозяйственной  системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

      Основные  препятсявия, мешающие  экономики страны успешно преодолеть затянувшуюся рецессию, заключаются, по мнению японских специалистов, в так называемой институциональной утомленности политической и экономической системы Японии и «предпринимательском консерватизме», связанном с недостаточно агрессивным настроем деловых кругов. Ярким примером подобного консерватизма может послужить чрезмерная зависимость экономики Японии от крупнейших транснациональных компаний, когда-то обладавших организационными структурами и капиталами, необходимыми для восприятия и совершенствования импортных технологий. На сегодняшний же момент они уже не могут выступать в качестве основной «тяговой силы» экономики в силу того, что их жесткая бюрократическая структура затрудняет адаптацию компаний к быстро меняющимся условиям современности. Как показали исследования, «локомотивом» экономики будущего должны стать гибкие, ориентированные на инновации фирмы любых размеров, имеющие доступ к венчурному капиталу и способные в максимальной степени использовать творческие таланты индивидов1.

      Однако  нельзя все сложности, которые испытывает на данный момент экономика Японии, приписывать исключительно «институциональной  утомленности». Глобализация мировой экономики поставила схожие проблемы перед большинством правительств современного мира. Особенность Японии в этом случае состоит в том, что государственный аппарат страны характеризовался на всем протяжении послевоенного развития очень жесткой иерархической структурой, что создает труднопреодолимые преграды на пути его реформирования. Если в других странах изменения взаимоотношений между правительством и крупным бизнесом проходят постепенно и более гладко, то в Японии указанная перестройка всей внутренней институциональной инфраструктуры сопровождается целым рядом политических и экономических кризисов.

      Другой  фактор торможения экономического роста  связан с очевидным уменьшением  способностей японских фирм к технологическому и институциональному обновлению и  с падением темпов прироста вовлекаемых  в экономику факторов производства. Социальные сдвиги первого десятилетия XX в., такие, как неизбежное из-за прогрессирующего старения населения сокращение предложения рабочей силы и существенное замедление накопления капитала вследствие значительных социальных выплат, могут привести к снижению совокупной производительности, и у Японии останется мало надежд на достижение реального 3%-ного роста, на который рассчитывает правительство.

      Подрыв  конкурентоспособности японской промышленности произошел отчасти из-за Плазского соглашения середины 80-х годов о совместной интервенции с целью ревальвации иены против доллара для корректировки торгового баланса, спровоцировавшего резкое необратимое удорожание национальной валюты - иены. Такая ситуация лишила Японию возможности использовать методы, к которым прибегают в подобных условиях развивающиеся страны. В то же время Япония столкнулась с трудностями при реагировании на меняющиеся обстоятельства, которые объективно потребовались от Японии как развитой страны. Нужны были серьезные меры по реформированию традиционной японской практики ведения бизнеса, отражающей, в частности, запросы потребительского общества. Речь идет о разрушении замкнутых сетей «кейрецу»и создании открытой и прозрачной производственной сети, переориентации производства на создание новых глобальных «системных» мощностей, обеспечивающих рост производственной эффективности. Для этого требуются региональная концентрация управленческих способностей, технологического опыта, квалифицированного персонала и инфраструктурных ресурсов, а также привлечение талантов и технологий со всех концов планеты. Это должно было бы в конце концов привести к полной перестройке не только экономической, но и социальной структуры японского общества.

      Особое влияние оказывает глобализация мировой экономики.. Стирание государственных границ для хозяйственной деятельности, обретение ею общемировых масштабов стали важнейшим фактором быстрой утраты японскими экономическими институтами эффективности, которая имела место в конце 80-х и в начале 90-х годов1. Глобальные масштабы функционирования японских корпораций наблюдались и раньше, но в последние годы выявилось отставание корпораций от перемен в мировой экономике. В новых условиях стала очевидной необходимость перестройки всей институциональной системы национального хозяйства и особенно радикального пересмотра роли государства в управлении экономикой. Активное вмешательство государственных структур в экономику привело, особенно впоследние годы, к росту социальных издержек, связанных с попытками бизнеса обеспечить для себя «устойчивую ренту», к непрозрачности выработки экономической политики, к чрезмерному регулированию со стороны государства и прочим негативным эффектам сложившегося ранее взаимодействия государства бюрократии и предпринимательства.

Особенности японской социально-экономической  модели

      Рассмотрим  японскую социально-экономическую  модель в свете трех основных способов оценки оптимальности экономического развития:

      Хозяйственный критерий оценивает производственные результаты деятельности экономической системы, используя при этом только экономические показатели и характеристики, такие, как объемы производства, объемы внутреннего потребления, ВВП. Реже используются показатели эффективности производства, характеризующие норму прибыли на вложенный капитал. Подобный подход к хозяйственному развитию сконцентрирован на объективных результатах экономической деятельности людей, которые могут иметь, а могут и не иметь субъективной ценности для человеческого общества. Именно поэтому такой подход, очень популярный среди экономистов в 60-70-х годах, со временем потерял свою значимость и уступил место другим взглядам.

      Социально-экономический  критерий учитывает не только экономические, но и социальные результаты экономической деятельности. Некоторые исследователи используют термин «социально-экономическое развитие» в значении, близком к указанному выше чисто экономическому подходу, тогда как другие ученые делают попытки включить в это понятие и социальную, и экологическую, и культурную составляющие. Несмотря на то, что эти компоненты очень трудно поддаются формализации, они играют весьма существенную роль для определения стратегии государственного регулирования экономического развития правительствами всех стран, ориентированных на рыночную экономику, причем чем ближе экономическая система страны к зрелому рыночному хозяйству, тем больше внимания уделяется вопросам соразмерного развития экономической и социальной сфер.

      Критерий  равновесного и устойчивого  социально-экономического развития нацелен на оценку прежде всего социальных, экологических и других качественных показателей и характеристик, отражающих результаты функционирования не только общественного производства, но и неэкономических подсистем общества, таких, как культура, здравоохранение, образование и т.п. Данный критерий оценивает социально-экономическую систему страны в целом, делая акцент на социальные составляющие.

      Одной из основных особенностей подхода государства  к социально-экономическому развитию в Японии является существенный акцент на социальную составляющую, т.е. на обеспечение  полной занятости, социальных гарантий, социальной защищенности всех членов общества, совершенствование систем здравоохранения и образования, создание здорового общества, благоприятного для жизни1. Исходя из перечисленных выше критериев правительственная стратегия социально-экономического развития Японии постепенно приближается к концепции равновесного и устойчивого экономического развития. Однако это является одним из факторов, тормозящих процесс успешного реформирования, так как широкие социальные гарантии, введенные при иных экономических условиях, на сегодняшний момент стали слишком тяжелой нагрузкой для экономики, а их отмена могла бы вызвать дестабилизацию социальной обстановки. К тому же нужно учитывать еще один сдвиг в жизни современного общества. Ныне роль любой правительственной стратегии социально-экономического развития страны объективно снижается. В условиях глобализации мировой экономики и выхода многих национальных экономических агентов на международный уровень, а также усиливающегося влияния транснациональных корпораций (ТНК) государство не может сохранять за собой прежний контроль за многими направлениями социально-экономического и политического развития страны.

      Неолиберальная  концепция экономической политики, сформировавшаяся в последние 25 лет XX в., стала той базой, на основе которой сформировались наиболее важные ориентиры в общемировой экономической политике. Это прежде всего формирование глобального свободного рынка, сокращение государственных расходов на социальные нужды, дерегуляция экономики, приватизация предприятий, находящихся в собственности государства (прежде всего так называемых естественных монополий), частичная замена ориентации на «общественное благополучие» ориентацией на «индивидуальную ответственность».

      Указанные ориентиры являются основополагающими  в рекомендациях всех международных (надправительственных) финансовых и экономических организаций (как институциализированных, так и неформальных), таких, как Мировой банк, МВФ, ВТО, АТЭС и т.д., и по сути определяют перспективы деятельности правительств всех стран, в том числе и Японии, которые являются членами упомянутых организаций и заинтересованы в дальнейшем развитии международного сотрудничества и социально-экономической интеграции в глобальном масштабе.

      Таким образом Противоречие, возникшее между деятельностью правительства, обремененного необходимостью обеспечивать свои традиционные функции (социальные, политические, правовые), и интересами представителей крупного международного бизнеса, сконцентрировавшего в своих руках огромные финансовые активы и рассматривающего регулирующую роль государства как препятствие для успешного ведения бизнеса, не является присущим исключительно Японии. Указанное противоречие — глобальная проблема современного мира. Особенность Японии состоит в том, что система государственно-монополистического капитализма, сложившаяся в стране после второй мировой войны, и национальный менталитет японцев создают подчас непреодолимые трудности на пути эволюционного развития процессов глобализации японской экономики в целом. Это увеличивает вероятность кризисного разрешения ситуации).

      Более подробный анализ социально-экономического развития Японии в 1990-х годах невозможен без рассмотрения взаимодействия «оригинальной  системы производственного менеджмента  и японского стиля управления»1 с новыми неолиберальными тенденциями управления экономикой, появившимися в конце 1980-х годов.

      Кризис  капитализма, который наметился  в последние 25 лет XX в. и вызвал значительное сокращение размеров получаемой прибыли, породил новую волну увлечения либеральными идеями, получившими название «концепции неолиберализма». Усиливающиеся процессы глобализации мировой экономики привели к тому, что эти идеи постепенно распространяются в глобальном масштабе и приобретают вид неких «общечеловеческих ценностей».

      Как известно, основные положения и цели концепции «неолиберализма» состоят  в следующем.

      1.             Формирование глобального свободного рынка. Оно предполагает освобождение частных предприятий от ограничений, накладываемых государством, не принимая во внимание глубину вызванного этими действиями социального ущерба. Снятие государственного контроля сопровождается расширением возможностей предприятия участвовать в международной торговле и инвестициях. Такая экономическая политика, как показала практика, может привести к ощутимому сокращению доходов населения, в частности потому, что профсоюзные и другие социальные организации во многом теряют право вмешиваться в процесс функционирования частных предприятий. Единственная альтернатива — это государственные меры, направленные на обеспечение определенного уровня социальных гарантий. Такие меры, хотя бы и в суженных масштабах, по-прежнему практикуются, несмотря на неолиберальную идеологию.

      Основной  принцип неолиберализма — это  свободное перемещение капитала, товаров и услуг в глобальном масштабе, постепенная элиминация государственного уровня организации общества в экономической  сфере. Постепенное вытеснение государственного контроля из экономической сферы имеет несколько последствий: во-первых, государственные организации теряют контроль над финансовыми и товарными потоками как внутри страны, так и за рубежом; во-вторых, национальные правительства, которые лишаются инструментов контроля за перетоком капитала между филиалами ТНК, оказываются вынужденными снижать ставки налогообложения в своих странах для того, чтобы привлечь дополнительные инвестиции. В результате бюджетные доходы, поступающие в распоряжение правительства, оказываются значительно меньше, что сокращает государственные расходы на социальные программы1.

      2.             Сокращение государственных расходов на социальные нужды (такие, как медицинское обслуживание и образование). Это означает уменьшение государственных расходов на дотации для беднейших слоев населения и на инфраструктуру. В то же время сторонники неолиберализма не возражают против налоговых льгот и субсидий предприятиям. При этом льготными условиями в указанном случае будут пользоваться транснациональные корпорации, которые имеют возможность лоббировать свои интересы на государственном уровне.

      3.             Дерегуляция — сокращение государственного контроля во всех сферах экономической деятельности (включая вопросы охраны окружающей среды и безопасности трудовой деятельности). Дерегуляция проводится под лозунгом повышения эффективности функционирования экономики. Тем не менее «всеобщее» повышение эффективности экономики после проведения дерегуляции отнюдь не является; бесспорным утверждением. Наиболее конкурентоспособными перед лицом глобальной конкуренции оказываются предприятия, обладающие значительными финансовыми активами, которые позволяют проводить политику интенсивного поиска заемных средств как в виде косвенного финансирования через получение банковских кредитов, так и с помощью прямого финансирования, т.е. путем выпуска корпоративных ценных бумаг (как долевых, так и долговых).

Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики