Экономическая модель и современные проблемы японской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание

Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

Работа состоит из  1 файл

japan.docx

— 84.50 Кб (Скачать документ)

      4.             Приватизация — продажа государственных предприятий и крупных пакетов акций некоторых акционерных предприятий, принадлежащих государству, частным инвесторам. Хотя, как правило, приватизация проводится под лозунгом повышения экономической эффективности, указанная политика приводит к концентрации еще большего объема средств в руках нескольких крупных корпораций.

      5.             Акцентирование внимания на принципе «индивидуальной ответственности» ведет к снижению роли социальной солидарности в сознании общества и в государственной деятельности и ограничивает развитие социальной сферы.

      Сравнительный анализ направления экономических  преобразований, предлагаемых международными финансово-экономическими институтами  в рамках неолиберальной концепции, и традиционной японской практики ведения бизнеса приводит к выводу, чтопроцесс переориентации экономики Японии на новые ценности, привносимые глобализацией, потребует кардинальных изменений всего существующего порядка, а также ломки исторически сложившихся стереотипов японского менталитета. Неолиберализм требует индивидуализации экономической деятельности, т.е. ответственность за любые принимаемые решения полностью возлагается на тех, кто эти решения принимает.

      Развитие  японского общества будет протекать  под влиянием неизбежных противоречий между ценностями японской экономической  модели, которые состояли в жестком  государственном регулировании, направленном на защиту национальных интересов, правительственной  политики обеспечения полной занятости, достойного и комфортного образа жизни для всех членов общества, и новыми требованиями, порожденными глобализацией мировой экономики. Япония на протяжении последних 10 лет не смогла адекватно отреагировать на происходившие сдвиги и использовать их для стимулирования экономического развития. Сказались нерешительность и слабость внутренней политики правительства, с одной стороны, и внешнее политическое давление со стороны международных финансовых институтов и торговых партнеров Японии (США и Европейского союза), с другой стороны. Неготовность правительства к радикальным мерам привела к десяти годам непрерывного поиска компромисса, который позволил бы удовлетворить требования основных торговых партнеров и в то же время не прибегать к жестким и непопулярным экономическим мерам, которые могли бы привести к значительному ухудшению социального положения населения и как следствие к потере правящей Либерально-демократической партией поддержки населения. Следствием подобной политики стало беспрецедентное увеличение внутреннего государственного долга Японии и, по выражению министра финансов К. Миядзавы, «катастрофическое состояние государственных финансов»1.

Эволюция  подходов японского  правительства к  определению целей  социально-экономического развития

      Эволюцию  подходов японских политиков и экономистов  к определению основных целей  экономики можно проиллюстрировать, анализируя экономические программы  японского правительства в послевоенные годы2.

      В довоенные и особенно в военные  годы все силы государственного аппарата Японии были направлены на убеждение  населения в необходимости ограничения  своих потребностей на основе принципа простонародности (дзёминсей), согласно которому в соответствии с основными догмами конфуцианства главными жизненными добродетелями считались аскетизм, умеренность, довольство достигнутым жизненным уровнем и своим местом в социальной иерархии. Указанная политика оставила заметный след в японском национальном менталитете.

      Положение стало меняться после военного поражения  Японии в 1945 г. Американские оккупационные  власти, как и высшее руководство Японии, увидели в стимулировании личного потребления один из важнейших инструментов преодоления послевоенной разрухи и быстрого восстановления народного хозяйства. Подход, разработанный ДжМ. Кейнсом в 1930-е годы, предусматривал достижение в обществе стабильного экономического роста и поддержание полной занятости. Эта цель может быть достигнута только при помощи постоянного вмешательства в экономические процессы регулирующих и контролирующих государственных органов, а также центральных банков. В конце 40-х годов было разработано несколько программ, направленных  на послевоенное восстановление экономики; («Проект плана восстановления экономики, 1948-52 гг.», «План экономического восстановления, 1949-53 гг.», «План достижения экономической самостоятельности, 1951-53 гг.»). Целью всех указанных программ были достижение наивысших показателей предвоенного развития (1930-1934 гг.) и активная борьба с инфляцией и безработицей. Однако они не были утверждены правительством.

      Первая  программа, одобренная правительством, называлась «Пятилетний план достижения экономической самостоятельности» и была рассчитана на 1956-1960 гг. Основными  целями экономического развития в рамках данной программы признавались: достижение равновесия платежного баланса без  опоры на американские закупки военного характера; расширение производства и  занятости в связи с предполагаемым резким ростом численности трудоспособного  населения. Для выполнения этих задач  в плане был заложен ежегодный  рост ВНП Японии около 5%. Выполнение этого плана потребовало два  года. В этот период постепенно в  основу государственной политики внедрялись принципы стимулирования потребительских  расходов, хотя форма сильно отличалась от политики стимулирования потребления, принятой на Западе. Поощрение каждого  индивида к улучшению своего жизненного уровня рассматривалось не только как  мощное средство повышения производительности труда, но и как инструмент разрешения социально-экономических противоречий.

      Целью «Нового долгосрочного плана  экономического развития» на 1958-1963 гг. стало достижение непрерывного высокого роста экономики путем  сохранения экономической стабильности, обеспечения неуклонного повышения жизненного уровня, приближения к полной занятости. Прогнозы предполагаемого роста ВНП при выполнении данного плана находились в интервале 5,7-9%, однако действительность превзошла все ожидания: был зафиксирован рост ВНП Японии на уровне 10%. Личное потребление рассматривалось правительством Японии как средство достижения гармонии общества. Особое внимание уделялось увязке личных потребностей людей с ходом и результатами научно-технического развития, обновлением оборудования и прогрессом в развитии ведущих отраслей экономики страны. Особые усилия предпринимались, чтобы поставить уровень жизни людей в зависимость от степени прочности социального партнерства, т.е. характера отношений между работником и работодателем. Всемерно поощрялся добросовестный труд как средство получения соответствующего вознаграждения. В указанный период были заложены основы той системы ведения хозяйства, которая позже стала известна как «японская экономическая модель». В особенности это касается традиционно негибкой структуры рынка труда, которая была направлена не на достижение экономической эффективности, а на полную занятость. Еще с первой половины 60-х годов центр тяжести в механизме государственной политики стал все явственнее смещаться к методам, нацеленным на закрепление политической инициативы в руках правительства, на создание образа правящей партии как организатора и ревнителя общенародного благосостояния1.

      «Осуществлять собственное развитие, не забывая о национальных интересах» - таков был лозунг японских предпринимателей, действовавших в соответствии с программой, разрабатываемой правительством. Формулирование четких общенациональных целей служило обеспечению определенной еди-нопаправленности действий всех звеньев японской экономики. Подобная структура отношений в сфере бизнеса не требовала от каждого конкретного руководителя — менеджера небольшой фирмы или огромной корпорации - независимого мышления при принятии стратегических решений, с одной стороны, а с другой — гарантировала государственную поддержку всем предприятиям, которые в ней нуждались2.

      В начале 60-х годов была принята  новая долгосрочная программа —  широко известный «план Икеда» («План удвоения национального дохода») на 1961-1971 гг., для выполнения которого требовался ежегодный прирост ВНП Японии на 7,2%. В качестве основных целей новой программы выдвигались: расширение общественных фондов; повышение степени индустриализации экономики; содействие международной торговле и экономическому сотрудничеству; стимулирование развития науки и техники; смягчение «двойственности» экономической структуры и поддержание социальной устойчивости. Решение задачи поднять экономику Японии до уровня ведущих мировых держав по главным экономическим показателям было в нем обусловлено необходимостью осознать общность судеб правительства, предпринимателей и народа и строить отношения между этими партнерами на основе тесного сотрудничества, что должно было привести к удвоению не только национального, но и индивидуального дохода, общедоступность благ быстрорастущей экономики. Массам недвусмысленно предлагалось совершить крутой поворот от абсолютизации «принципа производительности» к его сочетанию с «принципом удовольствия»1. Однако в процессе выполнения указанного плана быстрое индустриальное развитие, вызванное мощным положительным настроем общества, привело к возникновению диспропорций, как межотраслевых, так и территориальных. Урегулирование территориальных противоречий вызвало необходимость разработки специализированного плана равномерного развития всей территории Японии — «Комплексного плана национального развития». С 60-х годов правительство страны ввело составление долгосрочных (на 15-20 лет) и среднесрочных (на 5 лет) программ в постоянную практику.

      Интенсивное индустриальное развитие экономики  в 60-х годах, несмотря на принятые правительством меры, продолжало усугублять внутренние диспропорции в хозяйственной системе  страны. Это привело к необходимости  пересмотра среднесрочного плана, принятого  в 1962 г. Новый среднесрочный план стал разрабатываться в 1963 г., а в 1965 г. программа уже была введена  в действие.

      Основной  задачей «Среднесрочного экономического плана, 1965-1969 гг.» признавалось устранение диспропорций, вызванных бурным ростом экономики. В основе программы лежали серьезные макроэкономические расчеты, сделанные на основе оригинальных методик, однако уже через год, когда накопилось огромное количество противоречий между прогнозными показателями и действительностью, стало понятно, что экономическая программа требует пересмотра. Кроме того, в 1964 г. начался циклический спад экономики Японии. Меры правительства страны, направленные на стимулирование внутреннего спроса и поддержание внутреннего производства, привели к росту цен. К середине 1960-х годов в мировой экономике ясно обозначилась тенденция перехода от жесткого государственного регулирования экономики к более либеральным экономическим теориям и методам. Указанная тенденция была связана прежде всего с интенсивным развитием транснациональных корпораций Японии, которые активно расширяли свою деятельность за рубежом и концентрировали в своих руках огромные средства. Если в начале 1950-х годов их успешная работа была во многом обусловлена государственной поддержкой и субсидиями, то в конце 1960-х годов ТНК стали проводить вполне самостоятельную экономическую политику, лоббируя свои интересы в правительстве.

      В 1950-е годы банковские структуры США, Европы и Японии начали активно инвестировать  в акции крупных промышленных компаний, поощряя корпоративные  слияния и дальнейшую концентрацию капитала. Основные технологические  инновации в кораблестроении, воздушном  транспорте, компьютеризации и средствах  коммуникации ускорили интернационализацию  торговли и финансовых потоков на государственном и корпоративном  уровне, а агрессивные маркетинговые  акции позволили им значительно  расширить свою долю на мировом рынке. Все указанные тенденции привели  к тому, что в 1970-х годах роль ТНК в мировой торговле и инвестициях  значительно увеличилась. В это  время из 100 наиболее крупных транснациональных  компаний мира 21 ТНК базировалась в Японии, Среди наиболее крупных японских корпораций следует отметить Toyota, Hitachi, Sony, и Mitsubishi, специализировавшиеся в тяжелом машиностроении, электронике и добывающей промышленности, а корпорация NEC была задействована в выполнении военных заказов. Тесное сотрудничество государственной бюрократии и руководства крупнейших ТНК, базировавшихся в Японии, на основе концепции защиты национальных интересов позволило правительству использовать деньги, поступавшие от крупнейших экспортеров, на социальные нужды. Такая политика должна была еще более укрепить политическое лидерство ЛДП Японии и упрочить социальную стабильность в обществе.

      Так, в рамках «Плана экономического и  социального развития, 1967-1972 гг.»  основными целями экономической  политики были: стабилизация цен, повышение  эффективности экономики, сбалансированное социальное развитие. При этом правительство  Японии уделило особенно большое  внимание социальным вопросам. В основу плана был положен прирост  ВНП Японии на 8,2% ежегодно, что должно было обеспечить стабильный сбалансированный рост экономики страны. Однако этот план оказался заниженным. Огромные частные инвестиции в производственное оборудование обусловили значительно более быстрый рост экономики — 13% в год за период 1968-1971 гг. В связи с возникновением ситуации, значительно отличающейся от предусмотренной в плане на 1967-1971 гг., в мае 1969 г, кабинет Сато одобрил «Новый план комплексного рационального развития», который представлял собой долгосрочную программу развития социально-экономической сферы страны на 20 лет. Основными целями новой программы впервые назывались: достижение гармонии между человеком и природой, постоянная защита окружающей природной среды; обеспечение более равномерного развития на всей территории Японии; реорганизация использования территории с учетом особенностей регионов, интенсификация использования природных ресурсов; сохранение целостности развития города и деревни.

      Переориентация  целей национального  развития на социальные и экологические  вопросы отражала сильную обеспокоенность руководства страны неравномерным развитием японского общества, необходимостью поддержания социальной стабильности. На достижение стабильности общества была ориентирована и государственная программа по дальнейшему преобразованию сферы личного потребления. Созданный «планом Икеда» настрой был выдержан и в последовавших за ним планах. Благодаря этому немалое мобилизующее и одновременно умиротворяющее значение приобрел сам факт публикации правительственных планов развития экономики Японии, где личное потребление всегда фигурировало среди первоочередных приоритетов.

      В 70-х годах экономика страны достигла значительных успехов в решении  задач, намеченных в предыдущие периоды  развития. Поэтому «Новый план экономического и социального развития, 1971-1976 гг.», разработанный на основе прежнего «Плана экономического и социального развития», уделял значительно большее внимание повышению конкурентоспособности  Японии на международном рынке и  укреплению лидирующих позиций японских производителей по ряду товарных позиций на мировом рынке.

Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики