Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа
Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.
Реструктуризация сельского хозяйства Японии, Сельское хозяйство в Японии практически все время оставалось одной из тех отраслей экономики, которая постоянно требовала значительных правительственных субсидий. По всей видимости, это было связано с тем, что размеры фермерских хозяйств по большей части очень небольшие, что делает невозможным снижение издержек производства за счет экономии на основе укрупнения хозяйств. В то же время нельзя не учитывать и то, что консолидация сельскохозяйственных ресурсов и создание крупных хозяйств создают угрозу резкого повышения безработицы среди негородского населения и, следовательно, возникновения в провинциях социальной нестабильности. Кроме того, немаловажным обстоятельством является то, что население, проживающее в сельскохозяйственных районах, является основным электоратом правящей Либерально-демократической партии.
После присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1955 г. Япония отменила многие ограничения, связанные с импортом сельскохозяйственной продукции. Так, в Японии в 1993 г. было всего 12 наименований сельскохозяйственной продукции, которые подпадали под какие-либо импортные ограничения, тогда как в США таких товарных позиций было 16, а в странах Европейского союза — 64. Несмотря на это, нежелание Японии либерализовать импорт определенных наименований сельскохозяйственной продукции стало причиной возникновения осложнений на переговорах в рамках присоединения к ГАТТ.
Импорт говядины из США, Австралии и Новой Зеландии был разрешен только в 1988 г. по установленным правительством импортным квотам, хотя Япония имела около 1700 тыс. т запасов собственного мяса. Япония либерализовала импорт иностранной говядины в 1991 г. с 70%-ной ценовой надбавкой, которая позволила сохранить конкурентоспособность отечественного мяса на внутреннем рынке. В 1992 г, и 1993 г. импортный тариф был снижен соответственно до 60% и 50%.
Либерализация
внутреннего рынка риса была сопряжена
с еще большими трудностями, так
как после окончания Второй мировой
войны в Японии существовала государственная
политика «продовольственного
Проводя
подготовительные мероприятия, связанные
с открытием национального
В
отличие от предыдущего новый
закон освободил и
Все указанные процессы свидетельствуют о том, что правительственные протекционистские меры, направленные на защиту национальных сельскохозяйственных производителей, постепенно уходят в прошлое и со временем продовольственный рынок Японии станет полностью открытым для международной конкуренции.
Реструктуризация банковской системы Японии. Банковская система Японии переживает период реструктуризации, связанный с тем, что в течение последних 10 лет банки оказывались не в состоянии эффективно осуществлять свою деятельность из-за неспособности самостоятельно обслуживать, а затем и списывать невозвратную задолженность, которая возникла после краха «экономики мыльного пузыря» в 1990-1991 гг.
В рамках правительственной программы реструктуризации финансового сектора Японии под названием «Большой взрыв» в Японии проводилась активная консолидация банковского сектора. Проведение многосторонних слияний в 2002 г. приведет к образованию в финансовой системе Японии 4 крупнейших мега-банков, причем Mizuho Financial Group станет самым крупным финансовым объединением в мире по объему финансовых активов1.
Тем не менее консолидация финансового сектора еще не предопределяет эффективную работу банковской системы страны в новых условиях, связанных с усилением международной конкуренции как на внутреннем, так и на международном рынке финансовых услуг.
Японское правительство уже неоднократно — в 1998, 1999 и 2000 гг. — проводило «накачивание» банковской системы дополнительной ликвидностью, однако до сих пор это не приводило к ожидаемым результатам.
Для
получения правительственных
Обеспокоенность
правительства нарастанием
Таким образом, ситуация в банковском секторе экономики Японии остается сложной, несмотря на то, что банковского кризиса и банковской паники до сих пор удалось избежать, прибегая к активному вливанию денежных средств из государственных фондов. Скорейшая реформа финансового сектора экономики Японии является необходимой предпосылкой выхода из кризиса.
Недостатками финансовой системы Японии являются:
· Низкая эффективность ведения бизнеса. Огромный объем невозвратной задолженности, реструктуризация и списание которой уже растянулись на 10 лет, стал причиной того, что деятельность большинства японских финансовых институтов на самом деле убыточна. Большинство из них держатся на плаву только за счет долгового финансирования, государственных кредитов и политики «нулевых процентных ставок», проводимой центральным банком. Попытка Банка Японии поднять в августе 2000 г. официальную процентную ставку привела к тому, что уже в ноябре этого года многие финансовые институты, находились на грани банкротства. Указанные факты свидетельствуют о том, что, несмотря на значительные финансовые резервы, запас прочности японской банковской системы весьма невелик.
· Низкая конкурентоспособность японских финансовых группна международном рынке, связанная с небольшим набором предоставляемых банковских услуг. Ни один из банков в Японии не оказывает консультационные услуги своим клиентам по осуществлению многосторонних сделок на рынке финансового контроля (слияния, поглощения, покупки компаний в Японии и за рубежом), тогда как этот вид финансовых услуг на сегодняшний день является самым доходным. Комиссионные по одной такой сделке иногда достигают 10 млн. долл. Несмотря на то, что финансовый сектор экономики Японии буквально захвачен волной многосторонних слияний, все консультации по проведению сделок осуществляют влиятельные американские финансовые группы (Citigroup,Merrill Lynch и др.).
· Существующая практика корпоративного менеджмента в Японии практически исключает возможность влияния акционеров компании на принятие ее руководством тех или иных решений. В условиях, когда банки нуждаются в притоке дополнительных средств, они должны будут предоставлять своим инвесторам большее количество информации, касающейся их финансового положения. Руководители японских финансовых институтов неизбежно подойдут к необходимости реформы системы корпоративного управления.
Кредитно-денежная
и валютная политика
Японии. Как уже упоминалось, кредитно-денежная
и фискальная политика являются теми немногочисленными
инструментами, которые еще остались в
распоряжении национальных правительств
в условиях нарастающей глобализации
мировой экономики. Изменение фискальной
политики в Японии всегда будет наталкиваться
на множество ограничений, связанных с
огромным дефицитом государственного
бюджета, старением населения и необходимостью
поддерживать достаточно привлекательный
инвестиционный режим для предотвращения
1. В 50-60-х годах наиболее распространенным был взгляд на кредитно-денежную политику как на основной инструмент «вытягивания экономики из кризиса».
2. В 1970-х годах были разработаны детальные модели механизма влияния монетарной политики на экономику. Основные дискуссии развернулись вокруг вопроса, как центральный банк должен проводить кредитно-денежную политику, причем основное внимание уделялось вопросу поиска компромисса между контролем за инфляцией и безработицей в стране, предсказуемости временных лагов между его введением и реальным исполнением.
3. Способность центрального банка достигнуть поставленные цели была поставлена под сомнение в конце 1980-х годов. Высокие темпы инфляции, которые наблюдались в большинстве индустриально развитых стран в 1970-1980-х годах, и связанные с этим процессом перекосы и в финансовом, и в реальном секторе экономики указанных стран были отнесены к активной кредитно-денежной политике, проводившейся в течение предыдущего десятилетия. Многие ученые пришли к заключению, что монетарная политика может достигнуть лишь кратковременных целей в осуществлении контроля за продуктивностью экономики и что попытки изменить долгосрочный равновесный уровень производительности экономики каждой конкретной страны приведут лишь к эффекту ускорения инфляции. Длительные и нестабильные по величине временные лаги, невозможность найти долгосрочный компромисс между инфляцией и уровнем безработицы и осознание внутренней противоречивости любой кредитно-денежной политики привели к тому, что основной целью монетарной политики стала рассматриваться долгосрочная стабильность цен на внутреннем рынке1.
Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики