Экономическая модель и современные проблемы японской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание

Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

Работа состоит из  1 файл

japan.docx

— 84.50 Кб (Скачать документ)

      Реструктуризация  сельского хозяйства  Японии, Сельское хозяйство в Японии практически все время оставалось одной из тех отраслей экономики, которая постоянно требовала значительных правительственных субсидий. По всей видимости, это было связано с тем, что размеры фермерских хозяйств по большей части очень небольшие, что делает невозможным снижение издержек производства за счет экономии на основе укрупнения хозяйств. В то же время нельзя не учитывать и то, что консолидация сельскохозяйственных ресурсов и создание крупных хозяйств создают угрозу резкого повышения безработицы среди негородского населения и, следовательно, возникновения в провинциях социальной нестабильности. Кроме того, немаловажным обстоятельством является то, что население, проживающее в сельскохозяйственных районах, является основным электоратом правящей Либерально-демократической партии.

      После присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1955 г. Япония отменила многие ограничения, связанные  с импортом сельскохозяйственной продукции. Так, в Японии в 1993 г. было всего 12 наименований сельскохозяйственной продукции, которые  подпадали под какие-либо импортные  ограничения, тогда как в США  таких товарных позиций было 16, а  в странах Европейского союза  — 64. Несмотря на это, нежелание Японии либерализовать импорт определенных наименований сельскохозяйственной продукции стало причиной возникновения осложнений на переговорах в рамках присоединения к ГАТТ.

      Импорт  говядины из США, Австралии и Новой  Зеландии был разрешен только в 1988 г. по установленным правительством импортным  квотам, хотя Япония имела около 1700 тыс. т запасов собственного мяса. Япония либерализовала импорт иностранной говядины в 1991 г. с 70%-ной ценовой надбавкой, которая позволила сохранить конкурентоспособность отечественного мяса на внутреннем рынке. В 1992 г, и 1993 г. импортный тариф был снижен соответственно до 60% и 50%.

      Либерализация внутреннего рынка риса была сопряжена  с еще большими трудностями, так  как после окончания Второй мировой  войны в Японии существовала государственная  политика «продовольственного самообеспечения», предусматривавшая производство всего объема риса, необходимого стране, на собственной территории. Долгое время импорт риса в Японию был запрещен. Неурожай риса в 1993 г. выявил необходимость импорта более чем 2 млн т риса для обеспечения нужного уровня потребления, равного 10 млн т в год. В 1993 г. японское правительство впервые за всю послевоенную историю разрешило ввоз определенного количества риса в страну в соответствии с соглашением, заключенным между Японией и США во время Уругвайского раунда переговоров. Соглашение вступило в действие в 1995 г. В соответствии с договоренностью Япония обязывалась импортировать рис в количестве 4% общего объема годового потребления (около 400 тыс. т) в 1995 г. и увеличить объем ввозимого риса до 8% (т.е. 800 тыс. т) в 2000 г. Фактически японское правительство попыталось таким образом выиграть время для выработки стратегии защиты национального сельского хозяйства в новых условиях1.

      Проводя подготовительные мероприятия, связанные  с открытием национального продовольственного рынка, кабинет под руководством премьер-министра Муроямы принял в 1995 г. новый закон о продовольственном обеспечении. Новый закон отменял закон о контроле за продукцией сельскохозяйственного производства, действовавший в течение 50 лет. Последний обусловливал рациональное использование запасов риса в связи с дефицитом продовольствия после Второй мировой войны. В этом законе предусматривалась централизованная продажа фермерами риса Государственному продовольственному агентству, которое в свою очередь распределяло полученную продукцию среди специально назначенных розничных продавцов, регулировавших цену на рис на внутреннем рынке. Несмотря на то, что в 1952 г. и 1982 г. закон пересматривался, прямой государственный контроль за ценообразованием тогда отменен не был.

      В отличие от предыдущего новый  закон освободил и производство, и распределение, и розничную  продажу риса от контроля со стороны государственных органов. Несмотря на принятые меры, цена на рис на внутреннем рынке Японии по-прежнему превышает мировые цены в 4-5 раз (до принятия нового закона цена на рис была выше в 7 раз). Японское правительство настояло во время Уругвайского раунда переговоров на том, что импорт риса будет осуществляться при условии, что импортная пошлина позволит выравнять цены на импортный рис и зерно, выращенное в Японии. Тем не менее после 2000 г. эти меры должны быть постепенно отменены.

      Все указанные процессы свидетельствуют  о том, что правительственные  протекционистские меры, направленные на защиту национальных сельскохозяйственных производителей, постепенно уходят в  прошлое и со временем продовольственный  рынок Японии станет полностью открытым для международной конкуренции.

      Реструктуризация  банковской системы  Японии. Банковская система Японии переживает период реструктуризации, связанный с тем, что в течение последних 10 лет банки оказывались не в состоянии эффективно осуществлять свою деятельность из-за неспособности самостоятельно обслуживать, а затем и списывать невозвратную задолженность, которая возникла после краха «экономики мыльного пузыря» в 1990-1991 гг.

      В рамках правительственной программы  реструктуризации финансового сектора  Японии под названием «Большой взрыв» в Японии проводилась активная консолидация банковского сектора. Проведение многосторонних слияний в 2002 г. приведет к образованию  в финансовой системе Японии 4 крупнейших мега-банков, причем Mizuho Financial Group станет самым крупным финансовым объединением в мире по объему финансовых активов1.

      Тем не менее консолидация финансового сектора еще не предопределяет эффективную работу банковской системы страны в новых условиях, связанных с усилением международной конкуренции как на внутреннем, так и на международном рынке финансовых услуг.

      Японское  правительство уже неоднократно — в 1998, 1999 и 2000 гг. — проводило  «накачивание» банковской системы  дополнительной ликвидностью, однако до сих пор это не приводило  к ожидаемым результатам.

      Для получения правительственных кредитов банки обязаны были предоставлять  план реструктуризации задолженности  и ее списания за счет продажи финансовых активов, большая часть которых  представляла собой акции, находившиеся в перекрестном владении в рамках «кейрецу». Вплоть до октября 2000 г., пока продолжался рост японского фондового рынка, реструктуризация финансовой системы шла более или менее успешно, однако к началу марта 2001 г., когда цены на акции на Токийской бирже опустились до своего 16-летнего минимума, ситуация стала угрожающей. В средствах массовой информации стала активно обсуждаться возможность возникновения в Японии широкомасштабного финансового кризиса. Негативное влияние резкого снижения цен на акции связано с сокращением собственного капитала банков страны, что ставит под сомнение их кредитоспособность. Снижение размеров собственного капитала приводит к дискредитации банковской системы, а в случае, когда финансовые учреждения уже отягощены огромными объемами невозвратной задолженности, указанная ситуация могла привести к увеличению числа банкротств финансовых институтов Японии. Цены на акции крупных японских банков, таких, как Mizuho Holdings Corp., значительно снизились на фоне падения фондового индексаNIKKEI 225. Падение японского фондового индекса уничтожило значительное количество нереализованной прибыли банков и холдинговых компаний. Рейтинговое агентство Fitch объявило о том, что может снизить кредитные рейтинги 19 ведущих японских банков, обремененных большим объемом «плохих» кредитов. Ответом японских банков на предупреждение Fitch стало увеличение объема средств на погашение бесперспективной задолженности. Трудности при проведении реформы банковского сектора во многом связаны с тем, что правительство старается всеми возможными способами не допустить обнародования сведений об истинном финансовом положении японских банков.

      Обеспокоенность правительства нарастанием негативных процессов в финансовом секторе  нашла отражение в позиции  министра финансового надзора X. Янагисавы, который выдвинул предложение о прямом списании безвозвратной задолженности с банковских счетов путем продажи части банковских активов и сокращения финансовой поддержки корпоративных клиентов, терпящих убытки в течение длительного времени. Указанное предложение, названное «инициатива Янагисавы», оказало сильное влияние на заинтересованную общественность, поскольку последовательное внедрение столь жестких мер неизбежно привело бы к увеличению числа банкротств как среди компаний реального сектора экономики, так и некоторых банков. Принудительное закрытие большого числа предприятий вызвало бы также резкое увеличение безработицы. Поскольку правящая Либерально-демократическая партия на сегодняшний день не пользуется значительной поддержкой населения Японии, правящая элита и бюрократия не могут принять на себя ответственность за непопулярные экономические реформы. Указанное обстоятельство, следовательно, ставит под сомнение возможность сознательного проведения радикальных реформ в банковском секторе до сентября 2001 г. Дальнейшее резкое падение цен на акции могло бы вынудить руководителей банков начать продажу акций, находящихся в перекрестном владении. Экономисты отмечают, что, несмотря на постоянный прессинг со стороны правительства, направленный на то, чтобы побудить банки продавать акции, находящиеся в перекрестном владении, эти меры не привели ни к чему. В условиях же сокращения рыночной стоимости активов финансовые компании, особенно среднего и мелкого масштаба, будут вынуждены продавать все имеющиеся в наличии активы для выплаты краткосрочной задолженности. Массовая продажа ценных бумаг в этом случае только усугубит ситуацию на фондовом рынке. Побочным эффектом могут стать консолидация и олигополизация финансового рынка страны, которые могут послужить причиной снижения конкуренции на внутреннем финансовом рынке и как следствие конкурентоспособности всей японской банковской системы.

      Таким образом, ситуация в банковском секторе  экономики Японии остается сложной, несмотря на то, что банковского  кризиса и банковской паники до сих  пор удалось избежать, прибегая к  активному вливанию денежных средств  из государственных фондов. Скорейшая  реформа финансового сектора  экономики Японии является необходимой  предпосылкой выхода из кризиса.

      Недостатками  финансовой системы Японии являются:

      ·               Низкая эффективность ведения бизнеса. Огромный объем невозвратной задолженности, реструктуризация и списание которой уже растянулись на 10 лет, стал причиной того, что деятельность большинства японских финансовых институтов на самом деле убыточна. Большинство из них держатся на плаву только за счет долгового финансирования, государственных кредитов и политики «нулевых процентных ставок», проводимой центральным банком. Попытка Банка Японии поднять в августе 2000 г. официальную процентную ставку привела к тому, что уже в ноябре этого года многие финансовые институты, находились на грани банкротства. Указанные факты свидетельствуют о том, что, несмотря на значительные финансовые резервы, запас прочности японской банковской системы весьма невелик.

      ·               Низкая конкурентоспособность японских финансовых группна международном рынке, связанная с небольшим набором предоставляемых банковских услуг. Ни один из банков в Японии не оказывает консультационные услуги своим клиентам по осуществлению многосторонних сделок на рынке финансового контроля (слияния, поглощения, покупки компаний в Японии и за рубежом), тогда как этот вид финансовых услуг на сегодняшний день является самым доходным. Комиссионные по одной такой сделке иногда достигают 10 млн. долл. Несмотря на то, что финансовый сектор экономики Японии буквально захвачен волной многосторонних слияний, все консультации по проведению сделок осуществляют влиятельные американские финансовые группы (Citigroup,Merrill Lynch и др.).

      ·               Существующая практика корпоративного менеджмента в Японии практически исключает возможность влияния акционеров компании на принятие ее руководством тех или иных решений. В условиях, когда банки нуждаются в притоке дополнительных средств, они должны будут предоставлять своим инвесторам большее количество информации, касающейся их финансового положения. Руководители японских финансовых институтов неизбежно подойдут к необходимости реформы системы корпоративного управления.

      Кредитно-денежная и валютная политика ЯпонииКак уже упоминалось, кредитно-денежная и фискальная политика являются теми немногочисленными инструментами, которые еще остались в распоряжении национальных правительств в условиях нарастающей глобализации мировой экономики. Изменение фискальной политики в Японии всегда будет наталкиваться на множество ограничений, связанных с огромным дефицитом государственного бюджета, старением населения и необходимостью поддерживать достаточно привлекательный инвестиционный режим для предотвращения  катастрофического «вымывания» транснациональных корпораций из страны. Кредитно-денежная политика остается одним из наиболее действенных инструментов государственного регулирования экономики. Роль кредитно-денежной политики значительно изменилась за последние 50 лет, причем чаще всего исследователи выделяют 4 этапа эволюции:

      1.        В 50-60-х годах наиболее распространенным был взгляд на кредитно-денежную политику как на основной инструмент «вытягивания экономики из кризиса».

      2.        В 1970-х годах были разработаны детальные модели механизма влияния монетарной политики на экономику. Основные дискуссии развернулись вокруг вопроса, как центральный банк должен проводить кредитно-денежную политику, причем основное внимание уделялось вопросу поиска компромисса между контролем за инфляцией и безработицей в стране, предсказуемости временных лагов между его введением и реальным исполнением.

      3.        Способность центрального банка достигнуть поставленные цели была поставлена под сомнение в конце 1980-х годов. Высокие темпы инфляции, которые наблюдались в большинстве индустриально развитых стран в 1970-1980-х годах, и связанные с этим процессом перекосы и в финансовом, и в реальном секторе экономики указанных стран были отнесены к активной кредитно-денежной политике, проводившейся в течение предыдущего десятилетия. Многие ученые пришли к заключению, что монетарная политика может достигнуть лишь кратковременных целей в осуществлении контроля за продуктивностью экономики и что попытки изменить долгосрочный равновесный уровень производительности экономики каждой конкретной страны приведут лишь к эффекту ускорения инфляции. Длительные и нестабильные по величине временные лаги, невозможность найти долгосрочный компромисс между инфляцией и уровнем безработицы и осознание внутренней противоречивости любой кредитно-денежной политики привели к тому, что основной целью монетарной политики стала рассматриваться долгосрочная стабильность цен на внутреннем рынке1.

Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики