Экономическая модель и современные проблемы японской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание

Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

Работа состоит из  1 файл

japan.docx

— 84.50 Кб (Скачать документ)

      Переориентация  приоритетов развития экономики  с социальной сферы на корпоративные  интересы знаменовала собой начало интеграции японской экономики (точнее, ее корпоративного сектора) в глобальные финансово-экономические связи. Мощное лоббирование корпоративных интересов  на правительственном уровне дало результат  — одной из основных задач нового плана стало достижение большей  эффективности национальной экономики  с точки зрения международной  конкурентоспособности и всемерная  поддержка крупных корпораций, а  также либерализация внешней  торговли. Кроме того, уделялось  внимание поддержанию оптимального экономического роста, активному содействию социальному развитию, стабилизации товарных цен. В программе был  заложен более высокий показатель прогнозируемого ВНП Японии — 10,8%.

      Нацеленность  правительственных программ на развитие социальной сферы привела к тому, что социальные гарантии, предоставляемые  населению, рассчитывались начиная с 1971 г. исходя из 10% роста ВНП Японии в год. Закладывались значительные бюджетные затраты на социальное обеспечение в будущем. Тем не менее расчет на то, что экономика страны будет и в будущем стабильно развиваться без значительных промежуточных рецессий, не оправдался. В 90-х годах потребовались огромные бюджетные затраты для оживления внутреннего спроса, активизации частных инвестиций в оборудование и для достижения полной занятости через финансирование общественных работ. Прогрессирующее старение населения только усугубило эту проблему.

      В 1995 г. правительство Японии опубликовало новый пятилетний план, рассчитанный на период 1996-2000 гг. Он назывался «Экономический и социальный план структурной реформы». Задачи этой программы были сравнимы с объемом преобразований, которые  пережила Япония на двух самых крутых поворотах — после революции 1868 г. и в период после второй мировой  войны.

      Для обеспечения стабильного бездефицитного роста экономики Японии необходим, по оценкам японских экспертов, прирост  не менее чем на 3% в годЗадача достижения такого роста и была заложена в новую правительственную программу. В экономике план предусматривал «взбадривание» промышленности путем повышения ее конкурентоспособности и развития новых перспективных отраслей. Важнейшим инструментом структурных преобразований должно было стать дерегулирование экономики, т.е. сокращение прямого вмешательства правительственных органов в экономические процессы. Дерегуляция стала вторым крупным шагом Японии на пути адаптации к новым либеральным требованиям, предусматривающим дальнейшее сокращение роли государственного сектора и рост удельного веса корпоративного сектора в национальной экономике.

      Но все это не означало игнорирование социальных нужд. В социальной сфере новая программа ставила своей целью способствовать росту чувства безопасности у японцев в современных условиях. Необходимость укрепления такого мироощущения в японском обществе стала еще более ощутимой после зариновой атаки в токийском метро в 1994 г. и разрушительного землетрясения в Кобе в 1995 г. Все больше и больше внимания уделялось личным проблемам людей, поиску гармонии развития социальной и экономической сфер, дальнейшему укреплению социальной стабильности в обществе. Так, важность сферы личного потребления стала сравнима с производством. Она достигла высокой степени зрелости, и данные о заработной плате, семейных доходах, темпах обзаведения домашних хозяйств товарами различного срока пользования, об опережающих темпах сервисного компонента спроса в общем повышении селективного спроса указывали на редкую по международным стандартам комфортность существования людей.

      Эта нацеленность правительства страны на формирование благоприятной социальной среды в японском обществе, хотя и сопровождалась ориентацией на необходимую поддержку крупных транснациональных корпораций, стала признаком близости наступления определенного перелома в социально-экономической политике.

      Поворотной  точкой в осмыслении дальнейших целей экономического развития стал Азиатский финансовый кризис 1997 - 1998 гг., выявивший внутреннюю слабость экономики Японии, неспособность японских предпринимателей самостоятельно приспосабливаться к жестким условиям международной конкуренции, когда национальные границы все больше и больше размываются для хозяйственной деятельности компаний. Но решение правительство видит не в принижении, а в повышении значения социальных задач.

      В «Плане экономического развития, нацеленного  на возрождение экономики Японии, 1999-2001 гг.», выдвинутом Агентством экономического планирования, основное внимание уделяется  практически исключительно социальным сторонам развития общества. Основными  приоритетами стали: скорейшее проведение модернизации в сфере высокотехнологичных производств и внедрение информационных технологий во все сферы жизни; разработка программы, направленной на разрешение вопросов экологической безопасности и создание «саморегулирующегося общества»; поиск путей решения проблемы быстрого старения населения, направленный на создание здорового и энергичного общества в будущем; строительство удобной городской инфраструктуры. Судя по изменению основных целей в государственных программах, критерий оптимальности экономики Японии сейчас рассматривается как социально-экономический, т.е. считается, что все хозяйственные решения должны приниматься исходя из общего требования — максимального удовлетворения потребностей членоь общества.

      Основная  проблема заключается в том, каким  образом правильно понять потребности  различных членов общества. Все большее  значение в последнее время приобретают: свободное время, свободный выбор  профессии, хобби, творческий труд, экологическая  безопасность, забота о будущем поколении1. Учитывалось, что правительство не избежало просчетов в своей деятельности на протяжении последних 50 лет. Это касается в первую очередь таких важных аспектов качества жизни, как обеспеченность жильем, сокращение продолжительности рабочего времени, состояние коммунального хозяйства. Именно эти обстоятельства подтолкнули правительство разработать в 1992 г. пятилетнюю программу превращения Японии в мировую державу по качеству жизни.

      Чтобы еще раз отметить важность социального  фактора в развитии японской экономики, нужно напомнить, что в большинстве исследований о причинах бурных успехов Японии в развитии экономики в 50-80-х годах обычно подчеркивалась роль этнопсихологического фактора. Выделялись особенные черты характера жителей страны, такие, как трудолюбие, высокая степень сплоченности и организованности трудовых коллективов, преданность рабочих и служащих своим фирмам, доходящая до готовности трудиться на их благо сверх всяких допустимых пределов. Сотрудники японских компаний редко покидаютт свое рабочее место после окончания рабочего дня, зачастую задерживаясь на службе допоздна. Многие исследователи особенно подчеркивают при этом, что преданность, верность своему коллективу, взгляд на него как на свой дом или семью — качества, присущие не только рядовым членам коллективов, но и лицам, занимающим лидирующее положение.

      Указанные качества позволили создать своеобразную, в какой-то степени уникальную, систему менеджмента, которая до определенного момента отличалась высокой эффективностью, Сторонники этой системы подчеркивают, что в ее рамках рядовой служащий — это не просто наемная рабочая сила. Японский рабочий или служащий, утверждают они, скорее член компании, чем наемник1. Такие отношения достигались с помощью широко известной системы пожизненного найма с постепенным повышением работников в должности и ростом их заработков; обеспе-чения качественной профессиональной подготовки; поощрения интереса служащих к делам фирмы в целом, а не только в узкой сфере служебных обязанностей, готовности начальства к диалогу с подчиненными по вопросам рационализации производства,  решения некоторых индивидуальных проблем за счет средств фирмы и т.д. Наконец, многие, в особенности японские ученые, утверждают, что принципы, на которых построены в Японии отдельные фирмы и корпорации, распространяются на такой огромный коллектив, как население страны в целом. В рамках такой концепции делались попытки доказать, что японские компании действуют согласованно, не допуская сколько-нибудь серьезного развития конкурентной борьбы между собой и решая накапливающиеся внутренние противоречия путем скоординированной экспансии на внешних рынках. Отсюда и появилось известное выражение «Japan Inc.».

      Последнее десятилетие XX в. показало, что перед лицом объективно развивающихся процессов глобализации мировой экономики на основе неолиберальных ценностей указанный подход к стратегическому планированию становится неприемлемым. Интересы ТНК во многом стали неподконтрольны государственным структурам. Финансовые ресурсы концентрируются в руках крупного бизнеса, тогда как правительство для осуществления социальных программ вынуждено прибегать к долговому финансированию за счет выпуска государственных облигаций. По последним данным, государственный долг национального правительства составил около 130% ВВП Японии1.

      Анализ  эволюции целей правительственных  программ, выдвигавшихся в послевоенное время, позволяет прийти к выводу, что произошла значительная переориентация целей экономической политики. Если в 50-60-х годах приоритетными являлись количественные экономические показатели, характерные для этапа «догоняющего» развития, то с конца 60-х годов происходило постоянное нарастание значимости социальных критериев развития японского общества. Государственная стратегия преобразования сферы личного потребления способствовала модернизации моральных ценностей народа, появлению в национальном характере японцев совершенно новых черт потребительского поведения и значительному укреплению социально-политической стабильности общества. Тем не менее, как показал доклад Маэкавы, подготовленный в 1986 г., хотя японская экономика уже к началу 80-х годов достигла зрелости, однако уровень личного потребления оставался низким по сравнению с другими индустриально развитыми странами2. По мнению составителей доклада, были необходимы радикальное изменение структуры совокупного спроса в направлении резкого увеличения потребительских расходов населения и переход к созданию потребительского общества, характерного для постиндустриального этапа экономического развития. Однако политика расширения внутреннего спроса, проводившаяся активно на протяжении последних 10 лет с помощью финансирования общественных работ, субсидирования предприятий, работающих на внутренний рынок, не привела к стабилизации экономического положения Японии. Вопрос о возможности стабильного развития страны в условиях снижающегося объема экспорта и нарастающей угрозы рецессии в экономике США остается открытым.

      Следует особо отметить, что в условиях глобализации мировой экономики традиционная для Японии структура внутренней организации бизнеса и преимущественная ориентация на социальные критерии экономического развития оказались непродуктивными. Гигантские корпорации, созданные с целью экспансии на внешнем рынке, смогли отчасти приспособиться к новым условиям, сотрудничая со своими западными партнерами. В то же время большинство японских фирм не были готовы к самостоятельному, без опеки государства, ведению бизнеса. Многолетняя привычка во всем полагаться на помощь общества, характерная и для отдельных индивидов, для организаций, привела к тому, что как только снизилась роль общенациональных программ экономического развития, резко снизилась и способность руководства фирм и корпораций проводить стратегическое планирование своей деятельности, определять цели и задачи того или иного этана своего развития.

      На  макроэкономическом уровне процесс  формулирования государственной политики, ориентированной на достижение в основном социальных целей (таких, как стабильность экономикибезопасность общества и полная занятость), привел к возникновению интересного противоречия: инструменты, которые правительство пытается применять при осуществлении регулирования экономики, были разработаны для воздействия на свободную рыночную экономику, а поставленная цель (например, достижение полной занятости) находится в явном противоречии с принципами свободного рынка, так как показатель безработицы при искусственном обеспечении полной занятости по определению будет всегда ниже того естественного уровня, который характерен для данного общества в условиях свободного рынка. Кроме того, попытка обеспечить достижение социальных целей при помощи искусственных методов привела к образованию в Японии крайне асимметричного рынка труда, имеющего жесткую внутреннюю структуру и, следовательно, крайне немобильного. Это затрудняет процесс приспособления японской экономики к международной конкуренции и сдерживает ее интернационализацию и глобализацию. Возможно, именно полная занятость, поддерживавшаяся в Японии на протяжении длительного времени, стала причиной более высоких, по сравнению с мировыми, цен на внутреннем рынке.

      Согласно  кейнсианской концепции даже при  приближении к полной занятости  в экономике всегда имеется безработица, возникающая вследствие негибкости рынка труда, которая мешает полностью  состыковывать интересы наемных  работников и работодателей. Если политики устанавливают слишком низкие целевые  нормы безработицы, то это может  создать предпосылки для высоких  темпов роста денежной массы и  как следствие для инфляции. Это  связано с тем, что обеспечение  более низкого уровня занятости  потребует увеличения совокупного  выпуска денег выше его естественного  уровня. Кроме того, как уже было показано выше, для установления более  низкого уровня безработицы правительство  осуществляло мероприятия, направленные на повышение совокупного спроса. Однако совокупный выпуск имеет тенденцию  возвращаться к своему естественному  уровню, что вызывает рост заработной платы и инфляции1. Так как японское правительство постоянно поддерживало более низкий процент безработицы, это привело к постоянному росту цен на внутреннем рынке в 1960-1980 гг.

      Интернационализация мировых рынков привела к тому, что правительство под давлением  внешнеторговых партнеров Японии (особенно США) было вынуждено отменить некоторые  протекционистские меры, защищавшие японских производителей от конкуренции. В итоге часть дорогих японских товаров оказалась неконкурентоспособной, многие японские фирмы, особенно производящие не эксклюзивные, а стандартные биржевые товары, стали терпеть убытки, а  правительство, пытаясь подстегнуть  производство, постоянно расширяло  объем денежной массы, проводя денежную эмиссию и понижая процентные ставки по кредитам. Излишняя денежная масса не направлялась в производство, так как политика поддержания  полной занятости продолжала оказывать  повышательное давление на внутренние цены. Вследствие этого денежная масса  стала усиленно экспортироваться в  виде инвестиций за рубеж, а также  вкладываться в спекулятивные операции на фондовом рынке и на рынке недвижимости. В то же время неизбежное после  проведения либерализации импорта  падение цен на некоторые отдельные  группы товаров привело к тому, что и в этих отраслях производить  товары становилось невыгодно из-за слишком высоких издержек производства. Вследствие этого в экономике  Японии стала наблюдаться картина  постепенной дефляции цен на некоторые товары, особенно произведенные в самой Японии, которая привела к падению производства и сокращению совокупного выпуска.

Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики