Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:39, курсовая работа
Последнее десятилетие уходящего века стало особым этапом послевоенного экономического развития Японии. С начала 90-хгодов страна вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.
Переориентация
приоритетов развития экономики
с социальной сферы на корпоративные
интересы знаменовала собой начало
интеграции японской экономики (точнее,
ее корпоративного сектора) в глобальные
финансово-экономические связи. Мощное
лоббирование корпоративных интересов
на правительственном уровне дало результат
— одной из основных задач нового
плана стало достижение большей
эффективности национальной экономики
с точки зрения международной
конкурентоспособности и
Нацеленность правительственных программ на развитие социальной сферы привела к тому, что социальные гарантии, предоставляемые населению, рассчитывались начиная с 1971 г. исходя из 10% роста ВНП Японии в год. Закладывались значительные бюджетные затраты на социальное обеспечение в будущем. Тем не менее расчет на то, что экономика страны будет и в будущем стабильно развиваться без значительных промежуточных рецессий, не оправдался. В 90-х годах потребовались огромные бюджетные затраты для оживления внутреннего спроса, активизации частных инвестиций в оборудование и для достижения полной занятости через финансирование общественных работ. Прогрессирующее старение населения только усугубило эту проблему.
В 1995 г. правительство Японии опубликовало новый пятилетний план, рассчитанный на период 1996-2000 гг. Он назывался «Экономический и социальный план структурной реформы». Задачи этой программы были сравнимы с объемом преобразований, которые пережила Япония на двух самых крутых поворотах — после революции 1868 г. и в период после второй мировой войны.
Для
обеспечения стабильного
Но все это не означало игнорирование социальных нужд. В социальной сфере новая программа ставила своей целью способствовать росту чувства безопасности у японцев в современных условиях. Необходимость укрепления такого мироощущения в японском обществе стала еще более ощутимой после зариновой атаки в токийском метро в 1994 г. и разрушительного землетрясения в Кобе в 1995 г. Все больше и больше внимания уделялось личным проблемам людей, поиску гармонии развития социальной и экономической сфер, дальнейшему укреплению социальной стабильности в обществе. Так, важность сферы личного потребления стала сравнима с производством. Она достигла высокой степени зрелости, и данные о заработной плате, семейных доходах, темпах обзаведения домашних хозяйств товарами различного срока пользования, об опережающих темпах сервисного компонента спроса в общем повышении селективного спроса указывали на редкую по международным стандартам комфортность существования людей.
Эта
нацеленность правительства страны
на формирование благоприятной социальной
среды в японском обществе, хотя
и сопровождалась ориентацией на необходимую под
Поворотной
точкой в осмыслении дальнейших целей экономическог
В
«Плане экономического развития, нацеленного
на возрождение экономики Японии,
1999-2001 гг.», выдвинутом Агентством экономического
планирования, основное внимание уделяется
практически исключительно
Основная проблема заключается в том, каким образом правильно понять потребности различных членов общества. Все большее значение в последнее время приобретают: свободное время, свободный выбор профессии, хобби, творческий труд, экологическая безопасность, забота о будущем поколении1. Учитывалось, что правительство не избежало просчетов в своей деятельности на протяжении последних 50 лет. Это касается в первую очередь таких важных аспектов качества жизни, как обеспеченность жильем, сокращение продолжительности рабочего времени, состояние коммунального хозяйства. Именно эти обстоятельства подтолкнули правительство разработать в 1992 г. пятилетнюю программу превращения Японии в мировую державу по качеству жизни.
Чтобы еще раз отметить важность социального фактора в развитии японской экономики, нужно напомнить, что в большинстве исследований о причинах бурных успехов Японии в развитии экономики в 50-80-х годах обычно подчеркивалась роль этнопсихологического фактора. Выделялись особенные черты характера жителей страны, такие, как трудолюбие, высокая степень сплоченности и организованности трудовых коллективов, преданность рабочих и служащих своим фирмам, доходящая до готовности трудиться на их благо сверх всяких допустимых пределов. Сотрудники японских компаний редко покидаютт свое рабочее место после окончания рабочего дня, зачастую задерживаясь на службе допоздна. Многие исследователи особенно подчеркивают при этом, что преданность, верность своему коллективу, взгляд на него как на свой дом или семью — качества, присущие не только рядовым членам коллективов, но и лицам, занимающим лидирующее положение.
Указанные
качества позволили создать
Последнее десятилетие XX в. показало, что перед лицом объективно развивающихся процессов глобализации мировой экономики на основе неолиберальных ценностей указанный подход к стратегическому планированию становится неприемлемым. Интересы ТНК во многом стали неподконтрольны государственным структурам. Финансовые ресурсы концентрируются в руках крупного бизнеса, тогда как правительство для осуществления социальных программ вынуждено прибегать к долговому финансированию за счет выпуска государственных облигаций. По последним данным, государственный долг национального правительства составил около 130% ВВП Японии1.
Анализ
эволюции целей правительственных
программ, выдвигавшихся в послевоенное
время, позволяет прийти к выводу,
что произошла значительная переориентация
целей экономической политики.
Следует особо отметить, что в условиях глобализации мировой экономики традиционная для Японии структура внутренней организации бизнеса и преимущественная ориентация на социальные критерии экономического развития оказались непродуктивными. Гигантские корпорации, созданные с целью экспансии на внешнем рынке, смогли отчасти приспособиться к новым условиям, сотрудничая со своими западными партнерами. В то же время большинство японских фирм не были готовы к самостоятельному, без опеки государства, ведению бизнеса. Многолетняя привычка во всем полагаться на помощь общества, характерная и для отдельных индивидов, для организаций, привела к тому, что как только снизилась роль общенациональных программ экономического развития, резко снизилась и способность руководства фирм и корпораций проводить стратегическое планирование своей деятельности, определять цели и задачи того или иного этана своего развития.
На макроэкономическом уровне процесс формулирования государственной политики, ориентированной на достижение в основном социальных целей (таких, как стабильность экономики, безопасность общества и полная занятость), привел к возникновению интересного противоречия: инструменты, которые правительство пытается применять при осуществлении регулирования экономики, были разработаны для воздействия на свободную рыночную экономику, а поставленная цель (например, достижение полной занятости) находится в явном противоречии с принципами свободного рынка, так как показатель безработицы при искусственном обеспечении полной занятости по определению будет всегда ниже того естественного уровня, который характерен для данного общества в условиях свободного рынка. Кроме того, попытка обеспечить достижение социальных целей при помощи искусственных методов привела к образованию в Японии крайне асимметричного рынка труда, имеющего жесткую внутреннюю структуру и, следовательно, крайне немобильного. Это затрудняет процесс приспособления японской экономики к международной конкуренции и сдерживает ее интернационализацию и глобализацию. Возможно, именно полная занятость, поддерживавшаяся в Японии на протяжении длительного времени, стала причиной более высоких, по сравнению с мировыми, цен на внутреннем рынке.
Согласно
кейнсианской концепции даже при
приближении к полной занятости
в экономике всегда имеется безработица,
возникающая вследствие негибкости
рынка труда, которая мешает полностью
состыковывать интересы наемных
работников и работодателей. Если политики
устанавливают слишком низкие целевые
нормы безработицы, то это может
создать предпосылки для
Интернационализация
мировых рынков привела к тому,
что правительство под
Информация о работе Экономическая модель и современные проблемы японской экономики