Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.
Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.
При исследовании данной темы использовались различные методы:
- теоретический;
- описательный;
- графический;
- статистический;
- аналитический.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического района в экономике Украины…………………………………………………………………...
Глава 2. История развития Донецкого экономического района и его характеристика………………………………………………………………….
Глава 3. Проблемы Донецкого экономического района и перспективы развития……………………………………………………………………….
3.1. Экономические проблемы………………………………………………
3.2. Производственные проблемы……………………………………
3.3. Экологические проблемы……………………………………………….
3.4. Социальные проблемы ………………………………………………….
3.5. Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………..........
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Кафедра
Развития и размещения производительных
сил
Курсовая
работа
По дисциплине «Региональная экономика»
на
тему «Экономика Донецкого
экономического района,
его проблемы и основные
направления»
Студентки 1 курса
Специальности Маркетинг
Экономического
факультета
Руководитель
работы:
Донецк
2006
Содержание.
Введение………………………………………………………… |
|
Глава
1. Роль и значение Донецкого экономического
района в экономике Украины…………………………………………………………… |
|
Глава
2. История развития Донецкого экономического
района и его характеристика………………………… |
|
Глава
3. Проблемы Донецкого экономического
района и перспективы развития…………………… |
|
3.1. Экономические проблемы……………………………………………… | |
3.2. Производственные проблемы…………………………………… | |
3.3. Экологические проблемы………………………………………………. | |
3.4. Социальные проблемы …………………………………………………. | |
3.5.
Проблемы, связанные с процессом становления
в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………....... |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованной литературы………………………………………. |
Введение
Донецкий экономический район – это крупнейший хозяйственный комплекс Украины, играющий важную роль в создании материально-технической базы страны. По уровню развития Донбасс занимает лидирующие позиции. Но, в связи со специализацией региона на ресурсоэнерговодоемких отраслях, возникает множество проблем различного характера: экономические, производственные, социальные и экологические.
На Донбасс приходится 10,7% стоимости товаров народного потребления Украины. Луганска и Донецка области принадлежат к старым индустриальным регионам, где сосредоточены мощности тяжелой промышленности.
Ведущими областями в Луганской области является топливная, химическая и нефтехимическая, тяжелое машиностроение; в Донецкой - металлургия, топливная промышленность, машиностроение, электроэнергетика. Это определило наличие многочисленных проблем.
Вследствие вступления Украины в ВТО и перспективы интегрирования в Европу проблемы Донецкого экономического региона требуют незамедлительного их решения.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.
Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.
При исследовании данной темы использовались различные методы:
- теоретический;
- описательный;
- графический;
- статистический;
- аналитический.
Курсовая
работа включает четыре главы, содержащие
теоретический, периодический материалы,
таблицы и диаграммы, а также картосхему
выбросов вредных веществ Донецкого экономического
района.
Глава
1. Роль и значение Донецкого экономического
района в экономике Украины.
Донецкий
экономический район – мощный
межрегиональный
Он представляет собой весомую часть экономического потенциала страны. Занимая 8,8% территории Украины, при численности населения, доля которого равняется 15,2% от общего количества населения республики, район производит 21,2% промышленной продукции государства, из них электроэнергии - 24,7%, продукции топливной промышленности - 63,5%, черной металлургии - 43,1%, химической и нефтехимической промышленности - 31,3%, машиностроение -13,3%, строительных материалов - 16,6%, из них цемента 23,3%. Здесь вырабатывают 13,6% продукции легкой промышленности и 20,9% - пищевой. Выделяются такие области, как производство кокса(54,3% продукции в Украине), доменного и сталеплавильного (44,1%) и прокатного оборудования (95,8%), бытовых холодильников и морозильников (95,0%).
Стоимость продукции сельского хозяйства региона составляла 7,7% стоимости производства ее в государстве, валовое производство зерна - 6,4% общегосударственного, овощей - 9,5%, мяса - 7,7%, молока -10,3%, масла подсолнечного - 42,8%.
На Донбасс приходится 10,7% стоимости товаров народного потребления Украины. Луганска и Донецка области принадлежат к старым индустриальным регионам, где сосредоточены мощности тяжелой промышленности Украины.
Ведущие отрасли промышленности – топливная, химическая и нефтехимическая, тяжелое машиностроение, металлургическая, электроэнергетическая – имеют межрегиональное и международное значение. Значительным является уровень развития агропромышленного комплекса. Донбасс имеет богатые природные ресурсы и мощный производственный потенциал. Район дает 26% стоимости экспорта Украины.
Только за одни сутки в Донецкой области добывается 99 тыс. т угля, вырабатывается 64 тысячи тонн чугуна и стали, обеспечивается введение основных фондов на сумму 5,9 млн. грн, общей площади жилья - 1 тыс. м2. В Донбассе сконцентрировано значительный промышленный, инфраструктурный и научно-технический потенциал.
Через Донецкий экономический район проходят важнейшие транснациональные магистрали, транзитные нефте- и газопроводы. Благодаря выгодному экономико-географическому положению район активно вовлечен в развитие межрегиональных связей, а также в торговые, произвдственные и научно-технические взаимоотношения Украины с другими странами.
Это
свидетельствует о важной роли Донбасса
в возрождении нашей страны на новой высокотехнологической
основе, современных структурных преобразованиях
в хозяйственном комплексе городов и районов
области
Глава
2. История развития Донецкого экономического
района и его характеристика.
В состав Донецкого экономического района входят Донецкая и Луганская области. Его площадь составляет 53,2 тыс. км2, или 8,8% территории Украины. По размерам территории это наименьший регион в Украине, между тем для него характерна высокая территориальная концентрация социально-экономического потенциала. В регионе проживает 7,2 млн. чел., или 15,3% населения страны. В регионе наблюдается самый высокий показатель плотности населения – 149 чел/км2.
Экономико-географическое положение.
Район имеет выгодное экономико-географическое положение. Оно определяется развитой сетью железных (Мариуполь – Донецк – Харьков – Москва, Луганск – Киев, Харьков – Волгоград) и шоссейных (Луганск – Ростов-на-Дону, Мариуполь – Донецк – Луганск) дорог; выходом к Азовскому морю; близостью к удобным водным путям Днепра, Дона, к крупным промышленным районам, к районам добычи сырья; положением в пределах степной зоны с благоприятными почвенно-климатическими условиями, богатством полезных ископаемых. Регион находится на пересечении дорог, что ведут из стран Балтии и Белоруссии к странам Закавказья, из Азии в Европу.
История формирования района.
Начало промышленного освоения Донбасса тесно связано с добычей соли. С давних времен рапа Торских соляных озер использовалась для производства соли. Активизировался этот процесс с конца XVI века. Уже к 70-м годам XVII века на промыслы ежегодно приезжало до 10 тыс. чумаков, вывозивших до 600 тыс. пудов соли.
Впервые каменный уголь – главное достояние Донбасса – обнаружили жители города Бахмута в балке Склеватой в 1721 г. В 1871 г, вскоре после окончания строительства Курско-Харьковско-Азовской железнодорожной магистрали, Донбасс давал 20,6 млн. пудов угля, то к концу 1990 г уже 671,7 млн. пудов, что составило 91,4% общероссийской добычи. Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой. Так, если в 1863 г заводы Донбасса выплавляли всего 0,5% общероссийского производства чугуна, то в 1990 г – 25%.
На рубеже двух веков в Донбассе уже действовало 13 металлургических заводов.
В 1913 г на донецких шахтах, с числом работающих свыше 300 человек, было занято 73% рабочих и добывалось 76% всего угля.
Первое десятилетие XX века, вследствие широкого использования иностранных капиталов, привело к заметному сдвигу в техническом оснащении металлургических заводов Донбасса. Получило развитие мартеновское производство стали, паровые двигатели были заменены электрическими.
Из других отраслей развитие получила химия, коксохимия и производство стройматериалов. В 1913 г Донецкий содовый завод был крупнейшим в России по выработке содопродуктов, выпускалось 12% цемента, произведенного в России. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие по производству ртути.
С развитием промышленности начинается быстрый рост населения. В Юзовке проживало около 70 тыс. чел. В предвоенный период
Революция, первая мировая и гражданская войны нанесли значительный урон экономике региона. Из 1604 шахт не работали 623, т.е. 39%. Не лучшим было положение в других отраслях. Железные дороги были разрушены. В начале 1920 г в Донбассе действовало одно лишь предприятие – Петровский (Енакиевский) государственный металлургический завод. Восстановление промышленности началось во 2-й половине 1921 г. Таким образом к 1924 г промышленные предприятия Донбасса управлялись трестами «Донецкуголь», «Югосталь», «Химуголь». Уже в 1927 г добыча угля достигла уровня 1913 г.
В 1930-1940 гг. были организованы 2193 сельскохозяйственные артели. Одновременно развернулось научное и культурное строительство. Введены в действие 14 вузов и 92 техникума.
За годы войны все 882 шахты Донбасса были разрушены и затоплены, количество рабочих народного хозяйства составило 10% от довоенного.
Послевоенное развитие Донбасса характеризуется тремя особенностями:
В Ворошиловградской (Луганской) области за первое послевоенное пятилетие восстановлено, построено и введено в строй 103 шахты, 8 обогатительных фабрик, 7 коксовых батарей. Интенсивно восстанавливались машиностроение, металлургия и др. отрасли. В 50-е гг. развитие получили: полиграфическая промышленность, производство пластмассовых изделий, товаров широкого потребления. В 1965 г в регионе произведено около 4% всей валовой продукции промышленности СССР.
После 1975 г наблюдается снижение угледобычи, что объясняется ухудшением горно-геологических условий.
В 1991 г Украина стала независимым государством. Были нарушены пути поставки сырья и сбыта продукции. В условиях инфляции и ряда других негативных явлений в Донбассе происходило снижение производства. Спад производства составил 27,2%. Против 1990 г выпуск продукции сократился почти на 46%.
Информация о работе Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления