Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:42, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.

Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.

При исследовании данной темы использовались различные методы:

- теоретический;

- описательный;

- графический;

- статистический;

- аналитический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..


Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического района в экономике Украины…………………………………………………………………...

Глава 2. История развития Донецкого экономического района и его характеристика………………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы Донецкого экономического района и перспективы развития……………………………………………………………………….
3.1. Экономические проблемы………………………………………………
3.2. Производственные проблемы……………………………………
3.3. Экологические проблемы……………………………………………….
3.4. Социальные проблемы ………………………………………………….
3.5. Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………..........

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РПС Донбасса.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

     Формирование  рынка продовольствия происходит при  дефиците хранилищ, холодильного оборудования и предприятий по первичной переработке  продукции, поэтому высоки потери овощей, картофеля, фруктов и др. продукции. Наряду с развитием материально-технической базы по хранению следует развивать перерабатывающие производственные мощности. Целесообразно создавать цехи и мини-заводы с завершенным циклом производства готовой продукции.

     Проблемы  транспортного комплекса.

     В последние годы сократилась численность подвижного состава всех видов транспорта и уменьшились объемы грузо- и пассажироперевозок. Парк машин не обновляется, изношенность транспортных средств возрастает.

     Повышение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки не решает финансовых проблем транспортных предприятий.

     В перспективе в целях развития транспорта следует реализовать  предприятия, которые направлены на совершенствование организации перевозов путем улучшения режимов воздействия разных видов транспорта и оптимальным распределением объемов перевозок между ними.

     Среди направлений повышения эффективности  работы транспорта следует выделить следующее:

  • Создание управляемой региональной транспортной системы Донбасса;
  • Формирование оптимальной сети путей сообщения на основе рациональных систем грузопотоков;
  • Распределение между видами транспорта объемов грузовых и пассажирских перевозок;
  • Разработка программы энергоснабжения на основе внедрения мероприятий по экономии топлива и преимущественного развития неэнергоемких видов транспорта;
  • Обеспечение экологически безопасной эксплуатации всех видов транспорта;
  • Внедрение научно-технических новинок, развитие инновационного менеджмента на предприятиях транспортного комплекса;
  • Формирование единой автоматизированной системы управления транспортом Донбасса;
  • Совершенствование системы, форм и методов организации пассажирских перевозок;
  • Обеспечение безопасной работы транспорта;
  • Внедрение прогрессивных технологических процессов транспортного обслуживания;
  • Совершенствование методов и средств технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
  • Создание и развитие мощностей по выпуску пассажирских электровозов и маневровых тепловозов;
  • Разработка государственной программы развития автотранспортного комплекса региона, предусматривающая развитие отечественного автомобилестроения;
  • Повышение скорости движения поездов и комфортабельности поездок в пригородном сообщении;
  • Развитие городского транспорта общего пользования, работающего преимущественно на электрической энергии (трамвай, троллейбус).

     Сфера грузовых перевозок должна развиваться по следующим направлениям:

     - Повышение скорости и выполнение  сроков доставки скоропортящихся  грузов железнодорожным транспортом;

     - Развитие контейнерных перевозок.

     Транспортную  проблему в Донецке следует решить путем строительства метрополитена.

     Рыночные  отношения в сфере городского пассажирского транспорта  перспективны с точки зрения их воздействия на качество и эффективность работы транспортных предприятий.

     Государственный заказ должен предоставляться на конкурсной основе. Принципы финансирования государственного заказа должны гарантировать транспортным предприятиям высокую хозяйственную эффективность при условии качественного использования заказа.  

     Проблемы  в ЖКХ.

     Сегодня очень тяжело вообразить себе населенный пункт, в котором бы отсутствовало жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Преобладающая часть предприятий ЖКХ - это организации, которые функционируют не один десяток лет. Трансформироваться им соответственно рыночным отношениям очень тяжело по многим причинам. Это и значительный износ основных производственных фондов, и отсталые технологии, и высокая енерго- и материалоемкость производства, и убыточность, и трудное финансовое состояние предприятий.

     В советские времена область финансировалась по так называемым остаточным принципом. Из-за этого она почти никогда не имела вдоволь средств для восстановления основных фондов, введение передовых технологий и повышения качества услуг к уровню развитых стран. Именно поэтому ЖКХ постоянно отставало от нужд времени: обеспечивало только минимально необходимый уровень численности и качества услуг, которые предоставлялись потребителям. Население - основной потребитель жилищно-коммунальных услуг - не выдвигало особых претензий к их качеству и количеству.

     Предприятия ЖКХ предоставляли потребителям не очень качественные, но все таки достаточные для удовлетворения жизненных нужд услуги. Население, учитывая минимальные тарифы за жилищно-коммунальные услуги, осуществляло их оплату своевременно.

     В условиях построения рыночной экономики, перехода области на полную самоокупаемость, рядом с переходом других областей, особенно энергоснабжающих, к мировым ценам на свою продукцию и услуги значительно повышается себестоимость жилищно-коммунальных услуг. Предприятия ЖКХ оказались в крайне сложной ситуации. Область фактически обанкротилась.

     Каждое второе предприятие ЖКХ есть убыточным.

         Тяжелое (можно сказать кризисное) финансовое состояние предприятий, многолетний рост их убыточности отрицательно повлияли на состояние и эффективность использования производственных фондов, объемы и качество предоставленных услуг, их себестоимость и другие показатели хозяйственной деятельности. Постоянный недостаток средств на предприятиях ЖКХ приводит к несвоевременному и неполному восстановлению основных средств. Основные производственные фонды ЖКХ приблизились к кризисной границе физического и морального износа. Степень износа основных фондов предприятий области составляет 40-60%, а отдельных их видов 80-90%.    

                           

                 

                                        (Журнал «Экономика Украины», №, статья, стр.) 

     Проанализировав состояние водопроводных и канализационных  сетей, легко заметить, что в структуре ЖКХ преобладают системы, сроком эксплуатации 10 – 20 лет и требуют обновления.

       В последние годы ситуация в ЖКХ значительно ухудшилась из-за:

     - экономического кризиса, который длился в Украине;

     -  прекращение  государственных  дотаций из бюджета на покрытие  так названной "разности тарифов";

     - повышение тарифов на жилищно-коммунальные  услуги осуществляется в условиях низкого качества услуг, невысокой платежеспособности населения и, как следствие, наличия задолженности потребителей;

     -  постоянный рост цен на энергоносителе  и материальные ресурсы, которые  составляют большую часть себестоимости  услуг; 

     -  недостаточное финансирование из  бюджета капитального ремонта  жилищного фонда и капиталовложение на модернизацию и восстановление коммунальных объектов, благоустройство городов и населенных пунктов.

     Одним из компонентов целостности социально-экономического развития региона есть эффективный уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, которое может быть обеспечен на основе целевой региональной программы реформирования на основе организационно-экономического механизма с использованием таких организационных и экономических мер.

     1. Организационные мероприятия.

     - Использование программно-целевого  метода: разработка региональных  целевых программ развития жилищно-коммунального комплекса на основе технико-технологического вооружение. Основная цель программ должна состоять в создании системы предприятий, способных обеспечить предоставление услуг соответственно закону о стандартах условий жизни.

     -Бизнес-планирование: разработка бизнес-планов реализации методов, предусмотренных в программах.

     - Тендерные торги: для реализации бизнес-планов на конкурсной основе выполнения работ и привлечение инвесторов.

     - Внедрение договорной системы производства, предоставление и потребление жилищно-коммунальных услуг.

     - Внедрение оперативного контроля  по предоставлению услуг и использованием ресурсов на базе создания измерительной контрольно-технической системы.

     2. Экономические меры.

     - Привлечение средств для реализации  мероприятий региональной программы на основе создания регионального фонда развития жилищно-коммунального комплекса.

     - Предоставление льгот по налогообложению  инвесторам, которые инвестируют реализацию мероприятий программы по техническому и технологическому переоснащению жилищно-коммунального комплекса.

     - Предоставление адресной помощи  малообеспеченным потребителям жилищно-коммунальных услуг.

     -  Аудит финансового стана ЖКХ с целью определения резервов снижения себестоимости на основе сопоставления доходов и затрат на видами жилищно-коммунальных услуг. 

     3.3. Экологические проблемы Донецкого экономического района.

     Проблема  окружающей среды для углепромышленных регионов занимает особое место ввиду  высокой степени концентрации предприятий тяжелой индустрии с крупномасштабными отходами и вредными выбросами в сочетании с технологической отсталостью и физическим износом производственного оборудования превратили регион в зону экологического кризиса. Здесь наблюдаются громадные перемещения горных масс, в больших масштабах рассеиваются и концентрируются атомы многих химических элементов, прежде всего тяжелых металлов, углерода, создаются и накапливаются в окружающей среде соединения химических элементов в несвойственных природе сочетаниях. Наблюдающийся экологический кризис, вплоть до состояния экологической катастрофы, многих углепромышленных регионов был предопределен чрезмерным концентрированием на ограниченном пространстве крупных предприятий тяжелой индустрии - угледобывающих, металлургических, химических, энергетических, машиностроительных и др. и населения, обслуживающею эти предприятия.

     В 1996 г. в Украине из 10 млн. т. годовых выбросов вредных веществ, 3 млн. т. (30%) приходилось на Донецкую и Луганскую области. Несмотря на снижение загрязнения окружающей среды, вызванное спадом производства, в атмосфере Донбасса содержится в среднем свыше 8 предельно допустимых концентраций (ПДК) по каждому загрязняющему элементу (в целом по Украине-5). В основном загрязнение происходит за счет выбросов двуокиси азота, бензола, этилбензола, фенола и их производных.

     В регионе высока нарушенность земель, развиты эрозионные процессы, а также происходит загрязнение почв минеральными удобрениями, пестицидами и тяжелыми металлами. В центральной части Донбасса под терриконами и зонами отвода занято более 25 тыс. га. Эрозионные процессы почв проявляются повсеместно.

     Мощному антропогенному прессингу подвергается также биологическая сфера региона. Наблюдается дигрессия естественного покрова, нарушение в сообществах, снижается фотосинтетическая деятельность растений, угнетаются процессы роста и накопления органических веществ, развиваются аномалии, исчезают местные виды флоры и фауны.

     Экологические проблемы явились одной из причин резкого роста заболеваемости населения региона специфическими болезнями, вызванными ухудшением экологической обстановки. В первую очередь это заболевания эндокринной системы, органов дыхания. У взрослого населения распространена язвенная болезнь. 
 
 
 

       
       
       
       
       
      Область
      Заболеваемость  активным туберкулезом (на 100 тыс. жителей) Смертность  детей в возрасте до 1 года (на 1000 новорожденных)
      2003 2004 2005 2003 2004 2005
      Донецкая  98,3 96,6 103,9 11,3 11,8 11,5
      Луганская 102,8 113,1 115,0 11,0 10,3 11,7

Информация о работе Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления