Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.
Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.
При исследовании данной темы использовались различные методы:
- теоретический;
- описательный;
- графический;
- статистический;
- аналитический.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического района в экономике Украины…………………………………………………………………...
Глава 2. История развития Донецкого экономического района и его характеристика………………………………………………………………….
Глава 3. Проблемы Донецкого экономического района и перспективы развития……………………………………………………………………….
3.1. Экономические проблемы………………………………………………
3.2. Производственные проблемы……………………………………
3.3. Экологические проблемы……………………………………………….
3.4. Социальные проблемы ………………………………………………….
3.5. Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………..........
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
В настоящее время по общей стоимости чистого продукта ДЭР занимает 1-е место в Украине и является наиболее развитым регионом страны. Однако существует ряд проблем, тормозящих развитие хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал .
Донбасс
имеет мощнейший природно-
Территория района расположена в пределах континентальной климатической области умеренного пояса. Климат характеризуется значительными колебаниями температур воздуха (t˚летом: +21 +23˚С; t˚зимой: -4 -8˚С), небольшим количеством осадков (400 – 550мм), четко выраженными оттепелями, частыми туманами, засушливо-суховейными атмосферными явлениями, гололедными образованиями.
Специфические
особенности рельефа и
Основное богатство недр Донецкого экономического района – каменный уголь разных марок. Запасы коксующегося угля составляет 13%. По ресурсам антрацитов Донбасс занимает первое место в мире. Кроме каменного угля на северо – западе Донбасса обнаружены бурые угли (Новодмитровское месторождение). Богата минеральными ресурсами Днепровско-Донецкая нефтегазовая область(Луганская область). Район обладает значительными запасами рудных полезных ископаемых. Это ртутные руды (Никитовское месторождение киновари), полиметаллические (Нагольный кряж Донецкой возвышенности), алюминиевые (Калинино-Шевченковское), титановые (Донецко-Днепровская впадина), железные (Куксунгурское, Новоукраинское, Корсаковское), медные (Артемовская котловина), а также рудопроявления висмута, кобальта, ванадия, хрома, олова, никеля, мышьяка, серебра, золота и других металлов. Горно-химическое сырье представлено каменной солью (Артемовская, Новокарфагенское, Славенское месторождения), калийнойсолью (близ Славянска), фосфоритами, доломитами и флюсовыми известняками (Еленовское, Новотроицкое), огнеупорными глинами (Часов-Ярское, Новорайское), кварцитами (Красногоровское, Резниковское), каолином. Из строительных материалов – гипс (Артемовское, Курдюмовское), облицовочный камень (Волновахское), цементное сырье, строительные пески, глины, песчаники, стекольные пески, пегматиты, грофит.
Водные ресурсы не удовлетворяют потребностям региона. Обеспеченность местным стоком для хозяйства колышется в пределах 27-50%. На территории Донбасса протекает приблизительно 160 рек. Наибольшая река района – Северский Донец. Кроме того имеется два канала – Днепр-Донбасс и Северский Донец–Донбасс, однако и они не решают проблему.
Самым густонаселенным (135 чел./км2) и урбанизированным (88,6%) районом страны является Донецкий экономический район. Национальный состав очень разнообразен: украинцы (50% - наименьший показатель по Украине), русские (44%), греки (1%), белорусы (1%), болгары, евреи, татары и др. Естественный прирост населения в районе, как и в целом по стране, отрицательный. Он составляет
Трудовые ресурсы составляют в регионе около 4,9 млн. чел. В районе высокий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами. Однако в условиях рынка возникает проблема безработицы. Отраслевая структура занятого населения: материальное производство – 76,9%, в том числе промышленность – 42,5%, сельское и лесное хозяйство – 8,4%, транспорт и связь – 7%; непроизводственная сфера – 23,1%.
Хозяйство района.
Хозяйство ДЭР является сложным комплексом, который объединяет мощную промышленность с преобладанием тяжелой индустрии и многоотраслевое сельское хозяйство. В структуре ВВП на промышленность приходится 89%, на сельское хозяйство – 11%. Отраслями специализаций является топливно-энергетическая промышленность, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов.
Ведущая отрасль района – угольная промышленность. Добычей угля занимаются 20 производственных объединений («Донбастрансремонт», «Респератор»), 22 самостоятельные шахты, действует 59 обогатительных фабрик, 10 научно-производственных и проектных институтов. Крупнейшие места добычи – Славяносербский и Лагутинский районы, Лисичанск.
Основа электроэнергетики района – тепловые электростанции. Крупнейшие из них: Старобешевская, Славянская, Кураховская, Мироновская, Зуевская (Донецкая обл.), Луганская, Миусинская, Лисичанская (Луганская обл.).
Черная металлургия ДЭР развивается на базе коксохимической промышленности. Предприятия полного цикла размещены в Мариуполе (комбинаты «Азовсталь» и им.Ильича), в Макеевке (Макеевский металлургический комбинат), в Донецке (Донецкий металлургический завод), в Енакиеве (ЕМЗ), в Краматорске, Алчевске; заводы неполного цикла – в Константиновке, Алмазном (завод по производству феросплавов), Луганске (трубопрокатный), Харцызске(трубный и сталепроволочноканатный), Лутугином (завод прокатных валков).
Черную металлургию обслуживает мощная коксохимияческая промышленность. Крупнейшие коксохимические заводы размещены в Алчевске, Авдеевке, Горловке, Ясиновке, Макеевке, Мариуполе, Енакиеве, Донецке. Производства огнеупоров, флюсов и известняков для металлургии расположены в Часов Яре, Докучаевске, Константиновке, Северске, Красногоровке.
Цветная металлургия по уровню развития уступает черной. Основные предприятия находятся в Константиновке – один из крупнейших по производству цинка «Укрцинк», Никитовке (производство ртути), Артемовске (завод по обработке цветных металлов), Свердловске (завод алюминиевых сплавов), Торезе (завод твердых сплавов), Донецке («Донецквторцветмет»).
Наибольшие предприятия горнохимического комплекса находятся в Горловке («Стирол»), Донецке (завод химреактивов), Константиновке (химический завод), Славянске содовый завод, они производят 90% химической продукции Донецкой области, а также Рубежном («Краситель»), Северодонецке («Азот», «Стеклопластик»), Славянске («Химпром»), Артемовске («Фармапромимп»), Лисичанске («Донсода»). Здесь же работает Лисичанский нефтеперерабатывающий завод.
Машиностроительный комплекс региона отличается высокой степенью специализации. В целом отрасли принадлежат свыше 200 предприятий Донецкой и 100 – Луганской области. 90% производственных мощностей принадлежит тяжелому машиностроению. Крупнейшими предприятиями комплекса являются: АО «Азов» в Мариуполе, ОАО «Новокраматорский машиностроительный завод», Горловский МЗ, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, ОАО «Луганский тепловозостроительный завод», Луганский завод коленчатых валов, Северодонецкое научно-производственное объединение вычислительной техники «Импульс», Стахановский вагоностроительный, Краснореченский санкостроительный, Первомайский электромеханический, машиностроительный заводы в Донеецке, Краматорске, Славянске, Ясиноватой, Дружковке, Дебальцеве. Артемовске, Торезе, Снежном, Красном Луче и др.
Промышленность строительных материалов в основном размещаются в малых и средних городах. Основные ее центры: Амвросиевка, Краматорск, Енакиево, Константиновка, Дружковка, Луганск, Лисичанкс, Рубежное, Свердловск, Алчевск, Антрацит. Продукцию на экспорт выпускают: ОАО «Донцемент» (Новоамвросиевка), ОАО «Аргон» (Луганск), завод взрывозащитных материалов (Докучаевск), Горловский алибастровый комбинат, ОАО «Союз» (Алчевск), завод «Буддеталь» (Горловка), огнеупорный завод (Красногоровка Марьинского района), Лисичанский стекольный завод, завод «Пролетар» (Лисичанск) и др.
Наибольшие предприятия легкой промышленности размещены в промышленных центрах: Донецкий хлопчатобумажный комбинат, Луганский тонкосуконный комбинат, Луганское обувное производственное объединение, трикотажные и швейные предприятия в Горловке, Шахтерска, Бахмута, кожевеннообувные фабрики – Донецка, Луганска, Константиновке, Артемовска.
Среди отраслей пищевой промышленности ведущими являются: мясная, молочная, масло-жировая, кондитерская, мукомольно-крупяная и др. Лидирующие предприятия отрасли ДЭР: ОАО «Артемсоль», «Славсоль»; «Деликатес» (Донецк), «Луганскмясо», «Аграрник», Константиновская колбасная фабрика, Еленовский КХП «Хлеб Украины», ООО «Прайм-Продукт» (Донецк) и др.
ДЭР имеет хорошо развитое сельское хозяйство (преимущественно пригородного типа). Около 80% сельскохозяйственных угодий приходится на пашни. Они занимают площадь почти 2,4 млн.га. Из них 50,4% находится под зерновыми культурами (озимая и яровая пшеница, кукуруза), 10,6% - под техническими (подсолнечник), 34% - под кормовыми и 0,5% - под овоще-бахчевыми. Животоводство доминирует над растениеводством. Оно дает 2/3 валовой продукции района и представлено молочно-мясным скотоводством, свиноводством, птицеводством и овцеводством на севере и юге региона. В Мариуполе и Новоазовске развито рыболовство.
ДЭР
имеет наиболее разветвленную и
самую густую(53,2 км на 1000 км2)
транспортную сеть в Украине. Главные
международные автомагистрали: Курск
– Харьков – Славянск – Константиновка
– Артемовск – Дебальцево – Ростов-на-Дону,
Москва – Ростов-на-Дону – Баку; железные
дороги: Луганск – Москва, Харьков – Волгоград.
Аэропорты Донецка, Мариуполя, Луганска
и Северодонецка имеют международное
значение. В Мариуполе функционирует один
из наибольших в стране морской торговый
порт. Трубопроводный транспорт представлен
магистральными газопроводами «Союз»,
Мариуполь – Ростов-на-Дону – Ставрополь,
нефтепроводами: Самара – Славянск –
Кременчуг, Грозный – Лисичанск.
Глава
3. Проблемы Донецкого экономического
района и перспективы развития.
Донбасс является типичным старопромышленным районом. Половину товарной продукции в регионе поставляют угледобыча и металлургия. Соответственно на отрасли общего и среднего машиностроения, легкой и пищевой промышленности приходится только треть объема производства. В Донбассе исключительно высокая концентрация крупных предприятий черной и цветной металлургии, коксохимии и горнообогатительной промышленности, химических производств, мощных теплоэлектростанций, а также высокая степень урбанизации. Исторически сложившееся хаотическое размещение промышленности и жилой застройки городов и поселков обусловили критическую экономическую и социальную обстановку в Донбассе.
В целом, проблемы развития и размещения производительных сил региона подразделяются на четыре блока: экономические, производственные, экологические и социальные.
Пренебрежение территориальными пропорциями при планировании хозяйства привело к накоплению в Донбассе следующих экономических проблем:
При
производственном спаде в отраслях
хозяйства Донбасса не происходит перемен
в структурной политике региона.
Сокращение объемов производства не сопровождается
структурными сдвигами в сторону отраслей
потребительского спроса и постиндустриального
развития.
3.1. Экономические проблемы Донецкого экономического района.
Одной из устоявшихся проблем Донецького єкономического района является проблема борьбы с «теневой экономикой». Следствием этой проблемы является зарождение бюджетного кризиса – одной из причин спада производства в регионе.
Средства
массовой информации сообщают, что власть
готова предложить бизнесу амнистию теневого
капитала. В очередной раз на это обратил
внимание Президент Украины Виктор Ющенко,
представляя в Житомире местной власти
вновь назначенного председателя облгосадминистрации
Павла Жебровского. Об этом сообщило информационное
агентство «Луганскпрессинформ». Президент
отметил, что теневая экономика на сегодня
является наиболее серьезным вызовом
новой украинской власти.
Ющенко подчеркнул, что половина национальной
прибыли вырабатывается в тени. Бюджет
2005 года принятый с невиданным дефицитом
пенсионного фонда в 17 миллиардов гривен
и очень большим скрытым бюджетным дефицитом,
из учета которого реальный дефицит бюджета
выходит на уровень 1994 года. Тем не менее
Виктор Ющенко утверждает, что правительство
может увеличить доходы Госбюджета вдвое
ничего не меняя, если вывести экономику
из тени.
По словам Президента Украины вопрос проведения
амнистии теневых капиталов сейчас изучается
властью. Начиная с нынешнего года власть
готовая предложить бизнесменам прозрачно
платить налоги, отказавшись, в свою очередь,
от использования милиции, пожарной охраны
и других государственных органов как
фискальных и карательных структур для
бизнеса.
По мнению Виктора
Ющенко, начинать такой процесс нужно
с преодоления конфликта между бизнесом
и властью. «Государству нужны честные
отношения бизнеса и власти», а «бизнес,
который обманул государство, должен это
ощущать не один год». По мнению Ющенко,
каждый регион должен найти формулу для
диалога власти с бизнесом, выстраивая
при этом отношения исключительно в границах
закона.
Информация о работе Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления