Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:42, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.

Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.

При исследовании данной темы использовались различные методы:

- теоретический;

- описательный;

- графический;

- статистический;

- аналитический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..


Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического района в экономике Украины…………………………………………………………………...

Глава 2. История развития Донецкого экономического района и его характеристика………………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы Донецкого экономического района и перспективы развития……………………………………………………………………….
3.1. Экономические проблемы………………………………………………
3.2. Производственные проблемы……………………………………
3.3. Экологические проблемы……………………………………………….
3.4. Социальные проблемы ………………………………………………….
3.5. Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………..........

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РПС Донбасса.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)
 

     Некоторые показатели заболеваемости и смертности населения Донецкого экономического района

       (Данные статистического сборника «Украина в цифрах в 2005 году», таблица заболеваемости активным туберкулезом по регионам, стр. 218; таблица смертности детей в возрасте до 1года по регионам, стр. 117 ) 
 

       Растет число злокачественных  новообразований. Увеличивается  количество профессиональных заболеваний шахтеров и металлургов. Ухудшение здоровья населения Донбасса осложняет социальную, психологическую и экономическую обстановку в регионе.

     Для решения экологических проблем  необходимо разработать национальную программу по защите окружающей среды с учетом региональных особенностей. Программа должна предусматривать совершенствование технологий минимизации отходов и их повторное использование, расширение производства товаров из вторичного сырья (например, производство лакокрасочной продукции из отходов коксохимических предприятий). Законодательно следует ввести применение штрафных санкций, размер которых за причиненный ущерб превысил бы затраты предприятий на строительство и реконструкцию очистных сооружений. 
 

     

     (С. В. Третьяков «Земля тревоги нашей», диаграмма индексов промышленного производства, выбросов в атмосферный воздух и сброса в водные объекты, стр. 86 ) 

     Из  приведенной диаграммы видно, что  при определенном росте производства  в последние годы, наблюдается динамичный рост количества выбросов, как в атмосферу, так и в сточные воды. Острота экологических проблем настолько велика, что при сохранении имеющихся тенденций через 10-15 лет такие города, как Макеевка, Алчевск могут стать непригодными для проживания человека.

     Для оздоровления экологической обстановки требуется радикальное техническое обновление отраслей, вывод из эксплуатации старых агрегатов и технологий, а также обязательная экологическая экспертиза новых проектов.

     В результате структурной перестройки  хозяйства, использования прогрессивной техники и технологии, вывода из эксплуатации экологически вредных агрегатов и технологий существенно улучшится экологическая обстановка в регионе.

     3.4. Социальные проблемы Донецкого экономического района.

     В процессе трансформации административно-командной системы возникают социальные проблемы, решение которых необходимо для предотвращения оттока из Донбасса квалифицированных трудовых ресурсов, ослабления миграционных процессов, повышения уровня занятости в регионе.

     Проблема  трудоустройства по разным причинам потерявших работу украинцев становится все более актуальной для государства. Несомненно, что в разных регионах Украины есть свои специфические особенности, которые влияют на формирование рынка труда, но одна тенденция характерна для всех областей страны: безработных с каждым годом становится все больше. Особенно остро это ощущается на востоке Украины, где в силу предыдущего экономического развития СССР были сконцентрированы многие промышленные гиганты, продукция которых сейчас неконкурентоспособна как на мировом рынке, так и на рынке СНГ. Плюс к этому следует учитывать состояние агропромышленного сектора экономики Донбасса, которому ранее уделялось не столь много внимания.

     Рост  предложения на рынке труда сопровождается сокращением спроса на рабочую силу. Среднемесячная численность свободных рабочих мест в 2003 году составляла лишь 4,2 тыс. единиц. Из них оплачивались только 5%. На сегодняшний день ситуация еще больше усугубилась. Одновременно уменьшается количество вновь вводимых рабочих мест, создаваемых за счет различных источников финансирования.

     Численность зарегистрированных безработных в  Луганской области с начала 2005 года составила 36,9 тыс. человек, в Донецкой – 1,9%. Продолжает расти уровень официальной безработицы: на 1 января 2003 года он составлял 3,2%, на 1 января 2004-го – 3,2%, еще год спустя – 2,9 и по состоянию на 1 августа – 2,3%. Для сравнения: официальный уровень безработицы в целом по Украине – 3,1%, а если смотреть по областям, то в Днепропетровской – 2,4%, Харьковской – 2,6%, Волынской – 4,0%, Ивано-Франковской - 4,1%, Черниговской – 3,8%.

     Здесь нельзя не сказать о безработице  скрытой. Ее уровень из-за неоплачиваемых отпусков по инициативе администрации составил 2,8% от трудоспособного населения, а с учетом применения сокращенных режимов труда (дня, недели) он еще выше - 3,9%. Однако и эта цифра вызывает сомнение, поскольку многие предприятия попросту не отчитываются перед статуправлениями. Нельзя недооценивать опасность этого явления, так как незанятые в общественном производстве вовлекаются в нелегальную, теневую и криминальную деятельность. Их социальная незащищенность усиливает массовое недовольство деятельностью государственной власти всех уровней и дезорганизует трудовые коллективы.

     При этом обращает на себя внимание такой  украинский «феномен». Многие предприятия не имеют денег на выходное пособие в случае массовых сокращений. Для них увольнение работников «по собственному желанию» - единственный способ снижения численности без ущерба для своего финансового положения. Отсюда «чудо» - производство падает, а массовых сокращений нет.

     Особенно  остро вопрос с безработицей встал  в угольной промышленности. Очевидно, что без кардинальных изменений  в отрасли, закрытия особо убыточных шахт не обойтись. Это осознанная необходимость, хотя и крайне сложная в экономическом, социальном и политическом аспектах. В связи с этим особую актуальность приобретает решение социальных вопросов, связанных, прежде всего, с трудоустройством, упреждающим созданием рабочих мест, организацией системы переподготовки высвобождаемых шахтеров.

     Опыт  закрытия в Луганской области  в течение двух минувших лет 15 шахт обнажил проблемы социальной защиты работников, продемонстрировал незащищенность населения шахтерских городов и поселков. Закрытие шахт уже привело к росту уровня локальной безработицы, снижению жизненного уровня остающихся без работы членов их семей, усилению социальной напряженности и возникновению зон социального бедствия. Именно такая ситуация сложилась в регионе Брянка-Стаханов-Кировск. Задолженность населению по топливу здесь не ликвидирована с 1994 года. Жители городов вынуждены добывать уголь из шлаковых отстойников, воровать его, чтобы прокормить себя. Примерно 46% жилищного фонда закрывающихся шахт объединения «Стахановуголь» находится в аварийном и ветхом состоянии, фактически непригодном для жилья. В жилых массивах барачного типа живут горняки, проработавшие на шахтах десятки лет.

        Масштабность социальных проблем тем более очевидна, что неплатежи заработной платы являются скрытой формой безработицы, и дальнейшее откладывание решения проблем занятости может вызвать обострение социальной напряженности и социальный взрыв.

     В Донбассе наиболее высокая в Украине  плотность населения, поэтому потребность в жилье и других объектах социальной инфраструктуры повышена. Социальные проблемы должны находить свое решение в мероприятиях по адресному формированию фондов социальной поддержки, расширению масштабов жилищного строительства, улучшению медицинского обслуживания. 

3.5.Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения.

     Процесс становления рыночных отношений  требует комплексного решения экономических, производственных, экологических и социальных проблем развития и размещения производительных сил в Донбассе.

     Быстрота адаптации экономики региона к новым условиям хозяйствования определяется темпами реформирования базовых отраслей - топливной, энергетической и металлургической. В регионе существуют предпосылки для развития новых отраслей машиностроения, химической, деревообрабатывающей и легкой промышленности, а также строительной индустрии. В первую очередь этому способствуют развитость инфраструктуры, наличие трудовых и природных ресурсов, выгодное экономико-географическое положение Донбасса. Выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

     Для решения задач структурной перестройки  экономики Донбасса и регулирование ее территориальных пропорций необходимой является разработка региональной экономической политики.

     Реструктуризация экономики Донбасса позволит насытить рынок потребительскими товарами, сбалансировать региональные доходы и расходы, приостановить инфляцию и снижение жизненного уровня населения региона. Реструктуризацию необходимо рассматривать в двух аспектах: по горизонтали -в региональном аспекте, с точки зрения изменения соотношения различных отраслей в экономике региона и по вертикали -с учетом прогрессивного изменения структуры производства действующих предприятий с ориентацией их на выпуск конкурентоспособной продукции. Для решения указанной задачи требуется определить региональные (территориальные) и отраслевые (производственные) приоритеты.

     Региональные  приоритеты структурной перестройки  экономики Донбасса предусматривают предоставление преимуществ определенным отраслям, видам деятельности, формам собственности и хозяйствования с целью эффективного использования природного и экономического потенциала территории.

     Учитывая  несбалансированность структуры хозяйственного комплекса региона, слабое развитие отраслей, призванных насыщать потребительский сектор, недостаточно развитую рыночную инфраструктуру, высокую изношенность промышленных фондов, содержание региональных приоритетов представляется следующим:

    • радикальная реконструкция производства и структурная перестройка хозяйственного комплекса региона, перенасыщенного отраслями тяжелой промышленности, осложняющими экологическую обстановку;
    • проведение глубокой диверсификации производства, насыщение региона товарами народного потребления;
    • ускоренное развитие непроизводственной сферы региона для выхода на нормативный уровень социального обеспечения (согласно действующим социальным нормативам недостаток жилья в области составляет около 20%, поликлиник - 35%).

     Социальные  приоритеты направлены на снижение социальной напряженности в регионе, создание условий для эффективного использования трудовых ресурсов и эквивалентной оплаты труда; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; перераспределения их между отраслями и сферами хозяйства с учетом обеспечения рациональной занятости.

     Для Донецкой области приоритетным является также использование рекреационных ресурсов региона.

     Реструктуризация  промышленности требует внедрения  научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства.

      Среди предприятий наиболее активно внедряющих научно-технические мероприятия, акционерные общества "НОРД", "Точмаш", концерн "Азовмаш", металлургический комбинат "Азовсталь". АО "НОРД" внедрено 3 автоматических линии по производству деталей для бытовых холодильников. Мероприятия, направленные на повышение технического уровня обеспечили предприятию  дополнительный прирост прибыли в сумме 36,7 млн. грн.

      Концерном "Азовмаш" введено в эксплуатацию 4 автоматические линии, 7 промышленных роботов, внедрено в производство 5 малодоходных, ресурсосберегающих, безотходных технологий. Применение безотходной технологии вырезки деталей для вагоностроения с применением установки "Лазурит - 2,5" позволило увеличить выход изделий листового металла на 25-30%.

      Вузы  и академии ведут активную деятельность по исследованию и разработке различных программ. Предприятия внедряют новую технику и технологию, за счет чего получают прибыль. Однако доля таких вузов, академий и предприятий невелика, так как научно-технический потенциал, как и всю экономику Украины, охватил кризис, создав ряд проблем, которые необходимо преодолеть.

 

     

     Заключение. 
 

     В общих чертах проблемы структурного кризиса в экономическом и социальном развитии Донбасса состоят в следующем.

     Во-первых, длительное централизованное вымывание ресурсов не только расширенного, но и простого воспроизводства, нынешний неблагоприятный инвестиционный климат привели к обветшалости основных промышленно-производственных фондов и технологической отсталости предприятий региона, особенно базовых отраслей. В целом по промышленности износ фондов превысил 50% их первоначальной стоимости.

Информация о работе Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления