Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:42, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение важнейших проблем Донецкого экономического района и выявления оптимальных путей их решения.

Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили учебники по региональной экономике таких авторов как С.И.Дорогунцов, Е.П.Качан, Ф.Д.Заставный; статистические ежегодники; а также журналы: «Экономика Украины», «Схід» и др.

При исследовании данной темы использовались различные методы:

- теоретический;

- описательный;

- графический;

- статистический;

- аналитический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..


Глава 1. Роль и значение Донецкого экономического района в экономике Украины…………………………………………………………………...

Глава 2. История развития Донецкого экономического района и его характеристика………………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы Донецкого экономического района и перспективы развития……………………………………………………………………….
3.1. Экономические проблемы………………………………………………
3.2. Производственные проблемы……………………………………
3.3. Экологические проблемы……………………………………………….
3.4. Социальные проблемы ………………………………………………….
3.5. Проблемы, связанные с процессом становления в Донбассе рыночной экономики и их решения…………………………………………..........

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РПС Донбасса.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

     Глава государства отметил, что новая  власть достигнет детенизации экономики в Украине и, в частности, в Донбассе как минимум, в два раза и вдвое увеличит поступления в бюджет. Он высказал свое недовольство тем, что 55% экономики Украины и две трети в Донецкой области - это теневая экономика. По его словам, "теневой экономики в том виде, в котором она сейчас существует, больше не будет".  
Ющенко также признал, что "сегодня инвесторы боятся Донбасса", и пообещал, что эта ситуация вскоре будет исправлена. И заверил, что путем трансформаций проблема теневой экономики будет решена в ближайшие годы.

     Недостаток финансовых и материально-технических средств, высокие кредитные ставки и уровень инфляции сдерживают инновационную деятельность предприятий. В результате по сравнению с 2003 г в 1,3 раза меньше переведено на комплексную механизацию цехов, участков, в 2,3 раза меньше внедрено металлорежущих станков с числовым программным управлением. Уменьшилось в 1,2 раза число освоенных в производстве новых видов машин, оборудования, аппаратов и приборов.

     Удельный  вес централизованных капитальных вложений в развитие производительных сил в регионе снизился до 6%. Правительству не удается создать эффективные механизмы и стимулы развития инвестиционного дела.

     Непривлекательность предприятий Донбасса как объектов вложения инвестиций вызвана спецификой производства в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, связанной с длительностью инновационного цикла. В стране отсутствует также необходимая законодательная база. Отсутствие полномасштабного совокупного рынка, а также социально-экономическая нестабильность в Украине являются серьезными препятствиями для притока необходимых финансовых ресурсов.

     Проблема иностранных инвестиций влечет за собой проблему создания Внешнеэкономических связей (ВЭС). Что касается будущих свободных экономических зон в Украине, необходимо сказать, что это должны быть не зоны свободного предпринимательства в пределах ДЭР, а небольшие по площади территории, которые находятся в портах, возле пограничных переходов, в районе больших транспортных перекрестков, на которые можно достичь высокой концентрации иностранных инвестиций. На этой основе можно быстро и качественно поднять уровень внешних связей.

     Важным  направлением развития Донецкого региона  в условиях ВЭС есть наращивания экспортного потенциала путем создания благоприятных экономических условий для увеличения выпуска отечественной продукции и предоставление услуг за счет усовершенствования производства на качественно новому равные, использование современных технологий переработки, хранение, транспортирование и реализации' продукции машиностроения, пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства, закрепление на традиционных рынках сбыта и выхода на новые. Необходимо давать государственные гарантии по кредитам для участия в международных тендерах, стимулировать отечественный машиностроительный экспорт, экспорт пищевой и сельскохозяйственной продукции путем внедрения системы кредитования оборотных средств производителей.

     В Институтах НАН Украины, Институте экономики промышленности и Институте экономико-правовых исследований, Донецком Государственном университете ведутся  исследования, которые позволяют предложить несколько направлений ускорения интеграции в мировую систему хозяйствования.

     Среди факторов, которые обеспечивают включение регионов в современный интегрированный мир, важная роль принадлежит пограничному сотрудничеству. Например, благодаря своему удобному географическому и геополитическому положению, ДЭР имеет большие потенциальные возможности в улучшении такого сотрудничества. Сейчас эти возможности используются не в полную силу в связи с неурегулированностью межгосударственных отношений Украины с Молдовой, Беларусью, Румынией. Актуальным остается вопрос наполнения договоров, которые имеют регионы, конкретными соглашениями хозяйственных структур, общими проектами, деловыми связями. Необходимо приложить силы и к обновлению утерянных связей с регионами России, Казахстану, поскольку субъекты предпринимательства этих стран - наши бывшие          основные          партнеры          во внешнеэкономических связях.

     Прогнозы позволяют сделать вывод, что привлечение иностранного капитала в Донецкий регион сможет не только расширить объемы производства, но и обеспечить создание новых рабочих мест, которые очень актуально в современных условиях, стимулировать ускоренное внедрение новых технологий и разработку конкурентоспособной продукции.

     Сегодня свыше 80 стран мира, которые имеют неоднородную экономическую систему и размещенные на всех заселенных континентах, используют механизм свободных экономических зон. Именно свободные экономические зоны, как показывает мировой опыт, является наиболее эффективной формой содействия региональному развитию, активизации внешнеэкономических связей регионов. Делом государственной важности должно стать создание на базе предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) и научного потенциала вузов, научно-исследовательских учреждений - городских технополисов. При соответствующей поддержке военно-промышленных и инвестиционных ведомств, технополисы сыграли бы решающую роль не только в активизации внешнеэкономических связей,   но   и   в   социально-экономическом возрождении страны. Толчком для ускорения создания технополиса, определения конкретных форм и механизмов его деятельности могли бы стать встречи руководителей областей и мост с руководством областей и предприятий ВПК и наших учреждений (возможно, даже, и неформальные).

     Важной  проблемой остается проблема качества. В связи с этим надо возвратиться к системе обязательной экспертизы всех грузов, которые поступают в Украину.

     С целью дальнейшего социального  развития Донецкой области, согласно Указу  Президента Украины "О специальных  экономических зонах и специальном  режиме инвестиционной деятельности Донецкой области" от 18 июня 1998 г., предусмотрено введения специального режима инвестиционной деятельности для субъектов предпринимательской деятельности, которые реализовывают инвестиционные проекты в приоритетных областях. При этом для таких предприятий определен ряд льгот по уплате пошлины, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, взносов в инновационный фонд.

     Поэтому было бы целесообразно внести следующие предложения в механизм выполнения Закона "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности Донецкой области" и соответствующие законодательные акты в части налогового учета:

     1.   Установление центральным налоговым органом порядка учета и предоставление отчетности о полученных, соответственно инвестиционному проекту, сумме инвестиций в виде средств, материальных ценностей и нематериальных активов и целевому их использовании.

     2.   В случае осуществления нескольких видов деятельности, в один из которых вложенная инвестиция, предприятию следует вести раздельный учет прибылей и расходов на каждый вид деятельности.

     3.   Запрет предприятию,  которое получило инвестицию, отвлекать инвестиционные средства на предоставление финансовой помощи другим юридическим и физический   лицам, в том числе организациям, бесплатно передавать стоимость товаров (работ, услуг), товароматериальных ценностей и основных фондов.

     4.   Запрет предприятию,  которое получило инвестицию,    уменьшать    налогооблагаемую прибыль,   на  понесенные убытки в  предыдущих налоговых периодах.

     5.   Выполнение      в     случае      несоблюдения предприятием,   которое получило инвестицию, условий инвестиционного проекта, перерасчета и внесение в бюджет сумм налогов и сборов, по которым были предоставлены льготы, соответственно действующему законодательству Украины.

     6.   Рассмотрение с  целью улучшения  инвестиционного  климата вопроса  о реструктуризации  или погашение задолженности перед бюджетом предприятий, которые претендуют на инвестирование. 

     3.2. Производственные проблемы Донецкого экономического района.

     В Донбассе, как и во всей Украине, наблюдается общий спад производства. Это происходит во всех отраслях производственной сферы региона, в частности, угольной промышленности, черной металлургии, машиностроении и легкой промышленности.

     Блок  производственных проблем включает модернизацию и обновление основных производственных фондов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, перевод производств на передовые технологии, совершенствование организации производства посредством реформирования управления, создание межотраслевых комплексов на корпоративной основе с целью повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, создание новых производств с целью развития конкуренции на региональном рынке и устранения дисбаланса на рынке рабочей силы, связанного с ростом ее предложения ввиду сокращения рабочих мест.

     Переориентацию  отраслей экономики Донбасса на выпуск конкурентоспособной продукции следует осуществлять посредством проведения маркетинговых исследований на предприятиях. Для повышения возможности маневрирования мощностями предприятий, предстоит решить комплекс производственных проблем.

     Проблемы и перспективы в энергетической отрасли.

     К настоящему времени тепловая энергетика осталась без необходимого количества жидкого и газового топлива. Остановились не только энергоблоки, спроектированные для работы  на этих видах топлива, под постоянной угрозой остановки работают угольные блоки, котлы которых нуждаются в «подсвете» газом и мазутом.

     Не  меньше проблем, которые связаны с совершенствованием воднохимических режимов  и улучшения экологических показателей работы ТЭС. Украина берет на себя обязательства по снижению выбросов вредных веществ атмосферу, что в свою очередь, несет за собой ужесточение нормативов выбросов и обязывает принимать радикальные меры по снижению технического воздействия предприятий теплоэнергетики на окружающую среду.

       В Украине слаборазвиты научные  исследования в области энергетики. Наряду с традиционными научно-техническими проблемами, в отрасли появилось значительное количество новых, для решения которых требуется создание соответствующей научной базы. Комплекс проблем диктует необходимость и целесообразность создания украинского научно-технического центра по угольным энерготехнологиям, которые позволят расширить диапазон научных фундаментальных и прикладных исследований и углубить исследования в части разработки новых технологий сжигания и газификации угля.

     Направления выхода из кризиса, сложившегося в электроэнергетической промышленности представлены следующими:

  • Осуществление эволюционной, поэтапной реструктуризации отрасли с постепенным переходом к рыночным отношениям, и созданию рынка электроэнергии, который позволит создать гибкую экономическую систему, предусматривающую большие возможности в отношении привлечения и концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также маневрирование ими;
  • Реконструкция и модернизация существующего парка ТЭС, а не строительство новых станций. В виду того, что 40% основного оборудования ТЭС уже отработало свой ресурс, реконструкция и модернизация тепловой энергетики являются необходимыми с экономической, технической и экологической точек зрения;
  • Ориентация на использование стратегических долгосрочных собственных источников топливосбережения с большим диапазоном качественных характеристик угля;
  • Применение отходов с зональностью 50 – 60% при соответствующей их подготовке позволит в перспективе восполнить дефицит твердого топлива и одновременно решить проблему складирования отходов;
  • Внедрение новых, экологически чистых технологий сжигания топлива на основе дефференцированного подхода к ТЭС в зависимости от марки и качества топлива;
  • На шахтах следует развивать энергетические установки преобразующие метан, каптируемый шахтными дегазационными системами, в электроэнергию;
  • Достраивать газотурбинные установки на предприятиях с попутно получаемыми газами (коксохимические заводы). В коммунальном секторе и промышленности целесообразно вводить парогазовые установки, которые производят тепловую и электрическую энергию;
  • Целесообразно рассмотреть состояние и перспективы использования в Украине и Донбассе микробиологической технологии получения энергетического биогаза и биологических удобрений из органических отходов, накапливающихся в сельскохозяйственном процессе, а также на промышленных предприятиях. Такой газ имеет большую энергетическую ценность в условиях дефицита ископаемого горючего сырья;
  • Строительство трех ветрогенераторов Новоазовской ветровой электростанции (ВЭС). Запуск первых агрегатов означает начало реализации Донецкой региональной программы строительства ветровых электростанций.

     Проблемы и перспективы металлургического комплекса.

Информация о работе Экономика Донецкого экономического района, его проблемы и основные направления