Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:59, шпаргалка
Эк-ка страны представляет собой сложный народохоз-ый комплекс,к-ый возникает,функционирует в результате взаимод-я производ-ых сил и производ-ых отношений.В результате такого взаимод-я формируется дисциплина эк-ка отрасли.Предметом изучения эк-ки отрасли явл.структура научного хоз-ва,опред-е места и ролей отраслей, закономерности развития предпр-ий отрасли с целью более полного удовлетворения потребит.спро
1.Предмет эк-ки отрасли:сущность,понятие.
Эк-ка страны представляет собой
сложный народохоз-ый комплекс,к-ый возникает,функционирует
в результате взаимод-я производ-ых сил
и производ-ых отношений.В результате
такого взаимод-я формируется дисциплина
эк-ка отрасли.Предметом изучения эк-ки
отрасли явл.структура научного хоз-ва,опред-е
места и ролей отраслей, закономерности
развития предпр-ий отрасли с целью более
полного удовлетворения потребит.спроса
и повышения эффективности эк-ки(все хар-но
для МСК).Эк-ка отрасли и эк-ка маш-я базируются
на знаниях эк-ой теории и прикладной эк-ки.Методы
исследования,применяемые в эк-ке отрасли:стат.наблюдение
и группировки;сравнительный анализ;графич.изображение;
2.Эк-кая классификация отраслей.
Самостоятельная отрасль
пром-ти-это группа предпр-ий,хар-ая общностью
технологии,основ.фондами,
4)по хар-ру воздействия на предмет труда:добывающая отрасль,обрабатывающая.
3.МСК:структура,хар-ка.
МСК-совок-ть отраслей маш-я,металлообработки
и ремонтного произ-ва органически связанных
в единый процесс воспроиз-ва орудий труда.Клас-я:1)по
назанчению продукции:инвистиционно маш-е(тяжелое,энергетич-е,
тр-ое,хим-е,нефтяное,
4.Проблемы соврем.маш-я и перспективы развитя.
Переход к раночной эк-ке
отриц.сказался на МСК и привел к обострению
след.проблем:сокращение объемов произ-ва;сокращение
исп-я произ-ых мощностей;старение и ухудшение
качественного состава произ-ых кадров;высокий
уровень износа ОФ.Для их решения необходимо
производить модерниз-ю отраслей и увелич.объем
инвистиций.Осущ-е соврем.научно-тех.политики
требует усилий со строноы фирм по след.взаимосвяз.направлениям:
5. Произ-ые связи маш-я.Межотраслевой баланс,понятие,хар-ка.
Произ-ые или межотраслевые связи-это получение и поставка предметов произ-го потребления одними отраслями промыш-ти другим в порядке кооперации.Регулир-е произ-ых связей между отраслями со стороны гос-ва может осущ-ся на основе разработки мат-ых балансов,в к-ых отражаются все ресурсы опред.вида продукции и их распределения.Межотраслевой баланс-совок-ть мат-ых балансов,отражающих совок-ть отраслевых связей в народном хоз-ве.Она имеет вид шахматной табл.:
I |
II |
III |
IV |
Показатели по вертикали
опред-ют какие ресурсы и в каком размере
расходуются на произ-во данного продукта.По
горизонтали-источник формирования ресурсов
каждого продукта и его исп-е. I-промежуточное
потребление,II-конечное исп-е,III-валовая
добавочная ст-ть,IV-не разр-я.Кол-ую взаимосвязь
между отраслями можно представить: Xij=aij*Xj,где
Xij-общий объем продукции отрасли,необходимый
для произ-ва другой отрасли; aij-кол-во
продукции одной отрасли,необходимое
для произ-ва ед-цы продукции другой отрасли;
Xj-план-е объема продукции отрасли
потребителя.Виды межотраслевого баланса:МБ
в стоимостном выражении,МБ в натур.выражении.Межотраслевые
связи хар-ся структурой мат.затрат.Структура
мат.затрат-это соотношение объемов поставок
мат-ов отдельных отраслей в общем объеме
потребления мат-ов конкретной области.Основные
потребители и поставщики в маш-ии:потребители-вся
сфера народного хоз-ва;поставщики-металлургия,
6. Экономика
размещения отраслей
Размещение производства – это одна из форм рбщественного разделения труда, выражается пространственным распределением промышленных предприятий и производства по территории экономического района республики или страны в целом.
Принципы размещения производства:
Факторы размещения отраслей промышленности:
- сырье
- географическая среда
- трудовые ресурсы
- плотность потребления
2. Технико-экономические факторы:
- научно-технический прогресс
- уровень концентрации, специализации, кооперирования.
3. Экономико-политические:
- уровень экономического развития регионов и особых территориальных зон.
4. Транспортная инфраструктура и ее технический уровень.
Факторы размещения в машиностроении:
- сырье
- географическая среда
- трудовые ресурсы
- плотность потребления
2. Технико-экономические факторы:
- научно-технический прогресс
- уровень концентрации, специализации, кооперирования.
3. Экономико-политические:
- уровень экономического развития регионов и особых территориальных зон.
4. Транспортная инфраструктура и ее технический уровень.
Правила размещения промышленности:
Если вес сырья материалов
топлива на единицу выпускаемой
продукции превышают вес
При равных весовом соотношении сырья, топлива, готовой продукции, производство обладает в меру экономической целесообразности, то к сырьевым и топливооэнергетическим ресурсам, то к районам потребления и к местам концентрации рабочей силы.
7. Экономическая
эффективность размещения
При обновлении экономической эффективности размещение производства, пользуется следующими подходами:
Генеральная схема включает:
При этом проводится следующие расчеты:
При определение размещения производства можно использовать следующие методы реализации расчета:
Для построения рациональной зоны потребления данной продукции соизмеряется себестоимость единицы производственной продукции и удельное капиталовложения в сравнимаемых районах, пунктах производства, а также издержки на транспортировку к местам потребления.
Пункты одинаковых суммарных издержек образуют границы в зоны рационального распространения одноименной продукции, произведенных в каждом из сравнимаемых районов.
Расчеткапитальных вложений
К=Копф+Кобр+Ксопр+Ктр+Кпот+
К опф – кап вложения на преобразование основных фондов
К обр – кап вложения на преобразование оборотных фондов
К српр – капитальные вложения сопреженной отрасли
К тр – капитальные вложения транспортных инфраструктур
К пот – кап вложения на компенсацию потерь возникших при строительстве
К страх опф – капитальные вложения на строительство и и приобретение не произведенных основных фондов
Определение полной народохоз себестоимости продукции.
С=Спост+Сперем+Странспор
С пост – условно-постоянная часть затрат не зависящие от районов размещения
С перем – условно-переменная часть затрат зависящая от районов размещения
С транспор – себестоимость транспортировки продукции до потребителей
Расчет приведенных затрат
ПЗ=Сн/xj+Ki*Ен – min, Пр – max
Ен=0,15
Приведенные затраты:
Сн/xj – полная себестоимость единицы продукции
Ki – удельнык капитальные вложения на единицу продукции
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений
8. Характеристика размещения отраслей тяжёлого машиностроения по территории России.
Машиностроение занимает важное место в экономике в крупных экономических территориальных образований России.
Большая часть производства на западную зону (87,5%), восточная зона (12,5%)
Машиностроение разделяют на:
- общее
- тяжелое
- среднее
В зависимости от количества потребительских ресурсов.
Размещение тяжелого машиностроения:
Тяжелое машиностроение – это материалоемкая отрасль, с большим потреблением металлом, малой трудоемкостью.