Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:34, реферат

Описание

Целью настоящей работы является определение экспортно-импортных операций как формы международных отношений; определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области экспортно-импортных операций; выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области экспортно-импортных операций ОАО “Хабречторгпорт”.

Работа состоит из  1 файл

Экспортно-импортные операции.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

   Создание  специализированных советов по поддержке  экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по финансированию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета.

   Основными направлениями стали гарантийные  обязательства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привлеченных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 миллиардов рублей и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфере межбанковского кредитования).

   К числу других элементов программы относятся приоритетное кредитование проектов, ориентированных на импортозамещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.

   Импортное регулирование.

   Система импортного регулирования, сформированная в начале девяностых годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

   Таможенный  тариф является важнейшим инструментом регулирования торговых потоков. Он используется для этих целей практически во всех странах мира. Таможенный тариф содержит систематизированный перечень товаров, большая часть которых облагается пошлинами при пересечении границы.

   За  исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая квотирование и лицензирование импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1 июля 1992 г.

   Российский  тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отношении страны происхождения товара.

   Базовыми  являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран ввозятся беспошлинно; точно так же как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Россией соглашение об интеграции.

   Наряду  с национальными тарифами существуют единые таможенные тарифы в рамках региональных торгово-экономических объединений стран — таможенных союзов. Участники таких объединений отменяют таможенные пошлины во взаимной торговле и устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами.

   Важнейшее значение имеет региональное экономическое  объединение западноевропейских стран - Европейский союз (ЕС) (до 1993 г. - Европейское  сообщество). ЕС объединяет 15 стран: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Голландия, Англия, Ирландия, Дания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.

   Таможенная  система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодательство. Они касаются, прежде всего, таможенной оценки товаров, правил установления страны происхождения товаров, особых режимов ввоза и вывоза товаров, франшизы и пр. В процессе создания единого внутреннего рынка ЕС Комиссия Европейского сообщества (КЕС) разработала около 300 директив, направленных на формирование унифицированного механизма правового регулирования хозяйственных отношений в рамках ЕС.

   Единый  таможенный тариф (ЕТТ), применяемый в торговых отношениях стран - членов ЕС с третьими странами, начал действовать с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением таможенных пошлин во взаимной торговле этих стран. В соответствии со статьей 28 Римского договора любые изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действий производятся только в соответствии с решением Совета ЕС на основе предложения Комиссии ЕС.

   Товары  из третьих стран, подвергшиеся таможенному  обложению при ввозе в одну из стран ЕС, далее приравниваются к товарам, производимым в странах  —членах ЕС, и не облагаются пошлинами  при пересечении внутренних границ.

   Товарная  номенклатура ЕТТ базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (см. ниже).

   Подавляющая часть таможенных пошлин в ЕТТ  на промышленные товары указывается  в процентах от цены ввозимого  товара (адвалорные), и небольшая  часть приходится на пошлины, указываемые в стоимостном выражении с единицы веса, объема и пр. (специфические).

   ЕТТ содержит две колонки таможенных пошлин - автономные и договорные (конвенционные). Автономные пошлины отражают первоначальный уровень, согласованный участниками ЕС при формировании ЕТТ. Договорные пошлины возникли, прежде всего, как следствие тарифных уступок со стороны ЕС, сделанных на взаимной основе в ходе нескольких туров многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Уровень пошлин в ЕТТ относительно невысок, однако на многие товары, конкурирующие с товарами местных производителей, существуют высокие пошлины, достигающие в некоторых случаях 20%.

   Товары, ввозимые в страны ЕС для последующего реэкспорта или переработки на предприятиях стран ЕС, освобождаются от таможенных пошлин, налогов, сборов и не засчитываются в квоты ЕС. Это касается, в частности, автомобилей, станков и других товаров, которые дорабатываются на смешанных российско-иностранных фирмах, находящихся в странах — членах ЕС или на местных фирмах, и затем продаются в третьи страны за пределами ЕС

   Важным  средством таможенно-тарифного регулирования  является применение антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются в тех случаях, когда экспортные товары продаются по заниженным или так называемым демпинговым ценам. Антидемпинговые правила имеются во всех промышленно развитых странах

   Демпингом считается продажа товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости. В этом случае другая страна имеет право ввести для данного товара дополнительные антидемпинговые пошлины в размере разницы между заниженной экспортной ценой и нормальной стоимостью этого товара.

   В соответствии с регламентом Совета ЕС 2423/88 «товар может рассматриваться как предмет демпинга, если его экспортная цена при поставках в страны сообщества оказывается ниже «нормальной стоимости”.

   Антидемпинговые пошлины обычно вводятся сначала  как временные, а затем в случае надобности преобразовываются в  окончательные. Временные пошлины  устанавливаются на период проведения антидемпинговой процедуры сроком четыре месяца с возможностью продления еще на два месяца. В течение этого времени товар свободно проходит таможню страны импортера для внутреннего потребления при условии внесения экспортером залога на сумму подлежащих взысканию временных антидемпинговых пошлин Залог возвращается экспортеру в случае, если факт демпинга не установлен. В противном случае вводятся окончательные антидемпинговые пошлины в размерах, соответствующих временной пошлине.

   Согласно  правилам ЕС, уровень антидемпинговой пошлины не должен превышать установленной величины демпинга, но может быть и ниже ее.

     Ставки антидемпинговых пошлин  фиксируются одним из следующих  способов:

   • в процентах от экспортной цены товара на границе ЕС до уплаты таможенной пошлины;

   • в виде определенной, не изменяемой в течение срока действия суммы ЭКЮ за единицу продукции;

   • как разница между экспортной ценой на границе ЕС (без таможенной пошлины) и установленной Комиссией  ЕС «нормальной ценой» товара. Ставка пошлины в ЭКЮ в этом случае будет скользящей, она уменьшается при повышении экспортной цены и увеличивается при снижении последней. Вследствие этого фактически исключается возможность ввоза товара, по ценам ниже установленного Комиссией ЕС минимального уровня

   Антидемпинговые пошлины вводятся на срок до 5 лет. В течение этого срока они могут быть пересмотрены по инициативе Комиссии ЕС, государства - члена или любой другой заинтересованной стороны, включая экспортера Последний вправе при наличии обоснованной аргументации поставить вопрос об их снижении или отмене. По истечении пятилетнего срока антидемпинговые пошлины прекращают свое действие, если со стороны местных производителей не поступит новой жалобы

   Согласно  правилам ЕС, товары, произведенные  в странах-членах, могут облагаться антидемпинговой пошлиной, если стоимость импортных материалов и комплектующих частей в общей стоимости готового изделия превышает 50%. Это касается тех случаев, когда сборка товара производится на предприятиях, принадлежащих экспортеру, или в кооперации с местными производителями аналогичного товара.

   В тех случаях, когда страна не имеет  с Россией торгово-политического  договора, ставки таможенных пошлин увеличиваются  вдвое по сравнению с базовыми.

   Общий принцип установления таможенных пошлин следующий: повышение ставки пошлины по мере увеличения степени обработки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они равны 15%.

   На  первоначальном этапе введения тарифа абсолютная величина таможенных пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств, И правительство пошло по пути увеличения таможенного обложения.

   Новая система таможенного регулирования  включала ряд изъятий, основная масса  которых касалась продовольствия, медикаментов, а также некоторых других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты.

   В последующем, однако, в связи с  необходимостью повышения фискальных сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после первого повышения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши, составляющие 7% объема импортных товаров, ставки были повышены до 20-30% и более.

   В 1994 г. было проведено очередное повышение таможенных налогов. Новая шкала предусматривала среднюю ставку в 12,5%. [21, с. 70]

   Основное  повышение коснулось продукции  сельского хозяйства, И что было сделано по настоянию сельскохозяйственного  лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары - в среднем на 10-20%.

   Очередное повышение таможенных пошлин на фармацевтические товары и некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.

   Одновременно с "легализированным", отражаемым в официальной статистике, импортом в России действуют десятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за границу с сугубо коммерческими целями (покупка продуктов питания, товаров народного потребления и ряда другой продукции). Неучтенная торговля этих частных лиц ("челноков") достигает нескольких миллиардов долларов (по некоторым оценкам, в 1997 г. она составляла 10-12 млрд. долл.) [21, с. 70]. К числу, безусловно, протекционистских мер следует поэтому отнести принятый летом 1996г. закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долларов, а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.

   Оценивая  в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что девяностые годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.

   Одним из средств государственного регулирования  и контроля за осуществлением национальными фирмами международных торговых сделок является лицензирование экспортно-импортных операций, а также применение таможенных тарифов сборов.

   Система лицензирования предполагает установление определенного порядка получения от государственных органов или организаций специальных разрешений на проведение экспортных и импортных сделок, именуемых экспортными и импортными лицензиями.

   В основу лицензирования импорта обычно кладется контингентирование - установление на определенный период (как правило, на календарный год) количественных ограничений - контингентов или квот на ввоз конкретных товаров в фиксированном стоимостном и количественном выражении. Наблюдение за использованием квот ведется посредством регистрации выдаваемых импортных лицензий.

   Лицензирование  экспорта осуществляется как средство контроля за вывозом товаров определенной номенклатуры и в целях статистического учета товарных потоков.

   По  видам лицензии делятся на генеральные  и индивидуальные.

   Генеральная лицензия - это постоянно действующее в течение конкретного периода разрешение, предоставляемое фирме или иной хозяйственной организации для экспорта или импорта определенных указанных в ней товаров без ограничений по количеству и стоимости с перечисленными в лицензии странами или одной страной.

Информация о работе Экспортно-импортные операции