Электросбережение в животноводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Глубокий кризис, поразивший сельское хозяйство России, помимо внешних причин воздействия общего структурного кризиса экономики переходного периода связан с несовершенством управления организацией экономической работы на сельскохозяйственных предприятиях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 163.13 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Основы энергетического менеджмента

2.2.1. Необходимость управления потреблением энергии

 

Основной функцией энергетического  менеджмента является управление энергопотреблением предприятия. Современная концепция  энергетического менеджмента подразумевает  менеджмент энергии как деятельность, направленную на снижение затрат предприятия  за счет повышения энергоэффективности  производство. В этом смысле энергия  рассматривается так же, как любой  другой дорогостоящий производственный ресурс.

К сожалению, российские предприятия  традиционно обращают больше внимания на удовлетворение потребностей производственного  процесса в энергии и не придают  особого значения эффективности  ее передачи и использования.

В то же время зарубежный опыт показывает, что промышленные компании, обратившие серьезное внимание на энергоменеджмент, оказались в  состоянии реально снизить затраты  на энергоресурсы на 30 % и более.

2.2.2 Матрица энергетического менеджмента

Определить и описать  приоритеты в различных аспектах энергетического менеджмента на предприятии, выявить альтернативные пути организации энергоменеджмента  позволяет матрица энергетического  менеджмента. Матрица имеет пять горизонтальных строк, характеризующих уровень развития основных элементов менеджмента. Уровни оцениваются шкалой: 0, 1, 2, 3, 4, причем 0-ой уровень соответствует отсутствию рассматриваемого элемента, а высший, 4-ый уровень, подразумевает его максимальное развитие на предприятии.

 

Шесть вертикальных столбцов матрицы соответствуют шести  основным элементам энергетического  менеджмента:

 

    1. Энергетическая политика, раскрывающая необходимость внедрения энергоменеджмента на предприятии.
    2. Организационные аспекты, устанавливающие интеграцию энергоменеджмента в структуру предприятия.
    3. Мотивация энергоменеджмента, раскрывающая способы создания конструктивных взаимоотношений с потребителями энергии, стимулированное энергосбережение.
    4. Информационные системы, обеспечивающие эффективный менеджмент энергии.
    5. Маркетинг энергоменеджмента: пропаганда и реклама деятельности по энергосбережению.
    6. Финансирование мероприятий энергоменеджмента.

 

Таблица 5 - Матрица энергетического менеджмента

 

Элементы менеджмента

                          1                  2                 3                  4                    5                6

У       4

Р       3

О       2

В       1

Н       0

И      

14

24

34

44

54

64

13

23

33

43

53

63

12

22

32

42

52

62

11

21

31

41

51

61

10

20

30

40

50

60


 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Энергетическая политика предприятия

 

В соответствии с принятой структурой матрицы (таблица 5) уровень развития энергетической политики предприятия (столбец 1) может иметь следующие градации:

10 - отсутствие определенной  политики;

11 - не зафиксированный  в письменном виде набор рекомендаций;

12 - непринятие официально  энергетической политики, установленной  энергоменеджментом;

13 - официальная энергетическая  политика, но нет заинтересованности  со стороны высшего руководства;

14 - энергетическая политика, план действий и регулярные  обзоры находят понимание у  руководства как часть общей  стратегии развития предприятия.

Организация энергетического  менеджмента на предприятии (столбец 2) может дифференцироваться:

20 - энергетический менеджмент  отсутствует;

21 - энергетический менеджмент  возложен как одна из задач  на работника с ограниченными  должностными возможностями;

22 - имеется должность  энергоменеджера, но структура  управления и его полномочия  не определены;

23 - менеджер по энергетике  контролируется советом по энергетике;

24 - энергетический менеджмент  полностью интегрирован в структуру  менеджмента, осуществляет четкое  делегирование ответственности  за энергопотребление.

Мотивация задач менеджмента  может находиться на одном из уровней  матрицы:

30 - нет контактов с  потребителями энергии;

31 - имеются неофициальные  контакты между инженерами и  отдельными потребителями;

32 - связь с потребителями  через специальную группу, возглавляемую  старшим менеджером подразделения;

33 - комиссия по энергетике  используется в качестве основного  канала взаимодействия наряду  с прямыми контактами с главным  потребителем энергии;

34 - официальные и неофициальные  каналы взаимодействия регулярно  используются энергоменеджером  и персоналом энергетических  служб на всех уровнях.

Уровень использования информационных систем характеризуется рядом градаций:

40 - нет информационной  системы, нет учета энергопотребления;

41 - отчеты по энергозатратам  основаны на платежных документах. Инженер собирает отчеты для  внутреннего использования в  техническом отделе;

42 - отчеты об энергопотреблении  основываются на показаниях  коммерческих  счетчиков. Энергетические показатели  могут использоваться в разработке  бюджета;

43 - мониторинг энергопотребления  всех подразделений, по информации  об экономии не доводится до  потребителей;

44 - всеобъемлющая система,  устанавливающая цели энергоиспользования,  отслеживающая потребление энергии,  обнаруживающая нарушения, количественно  определяющая экономию и регистрирующая  бюджетные расходы.

Уровни маркетинга энергосбережения:

50 - не пропагандируется  энергосбережение;

51 - пропаганда энергосбережения  через неофициальные контакты;

52 - обучение некоторых  специально выделенных сотрудников;

53 - реализация программы  пропаганды энергосбережения среди  сотрудников, регулярные рекламные  кампании;

54 - маркетинг показателей  энергоэффективности и работы  энергоменеджмента как внутри  предприятия, так и за его  пределами.

Уровни финансирования энергосберегающих  мероприятий:

60 - нет вложений в повышение  энергоэффективности;

61 - внедрение только малозатратных  мероприятий;

62 - инвестиции только  по критерию малого срока окупаемости;

63 - те же самые критерии  окупаемости, что и применяемые  для всех других вложений;

64 - уклон в сторону  экологически чистых схем с  детальной оценкой инвестирования  во все варианты нового строительства  и модернизации.

Для использования матрицы  энергетического менеджмента необходимо:

    • определить место вашего предприятия на матрице;
    • сосредоточиться на тех столбцах, где реально достижение наибольшего прогресса;
    • установить, что является препятствием в достижении прогресса и решить, как можно это преодолеть;
    • выявить возможности для улучшения ситуации и решить, как они могут быть использованы;
    • вовлечь в этот процесс других людей;
    • как руководство, так и потребителей энергии.

2.2.4 Организация и стадии энергетического менеджмента

 

Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту  на предприятии. Цель развития энергоменеджмента  – движение вверх по уровням матрицы  по направлению к существующей «лучшей  практике» с  достижением баланса  между столбцами.

Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:

стадия 1 – достижение  контроля над энергопотреблением;

стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;

стадия 3 – поддержание  контроля над энергопотреблением.

В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии  и финансовых средств.

Мероприятия по экономии энергии  на второй стадии энергоменеджмента  требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или  среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для  легкого получения экономии будут  исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.

Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость  в эффективной информационной системе  энергетического менеджмента, которая  обеспечит поддержку, контроль и  защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.

На практике стадии 1 и 2 никогда  не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это  динамический процесс, требующий постоянного  совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие  мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и  других изменений в производстве.

Энергетическая политика предприятия должна быть документально  закреплена для ее сохранения при  смене персонала или временных  изменений приоритетов производство. Документ должен содержать формулировку заинтересованности предприятия в  энергосбережении, а также перечень целей, действий для их достижения и  четкое определение ответственности  за реализацию энергетической политики. Для сохранения конфиденциальности информации, с коммерческой точки  зрения, энергетическая политика может  быть опубликована в двух частях, одна из которых предназначена для  широкого использования, а другая –  для внутреннего.

Разработка энергетической политики осуществляется энергетическими  службами предприятия, согласуется  со всеми подразделениями предприятия  и утверждается советом директоров. Копии документа рассылаются  во все подразделения, где должны быть проведены встречи для разъяснения  энергетической политики и ее значения для предприятия.

 

Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие  разделы:

    1. Декларация заинтересованности старшего руководства предприятия в энергетическом менеджменте.
    2. Изложение политики.
    3. Формулировка целей энергоменеджмента на краткосрочный и долгосрочный периоды.
    4. План действий, определяющий программу работы и конкретные сроки.
    5. Требуемые ресурсы, в том числе финансовые и людские.
    6. Распределение ответственности и подотчетности за планируемые мероприятия.
    7. Описание задач, структуры и состава совета по энергоменеджменту.
    8. Список членов совета и регламентирование графика и методов работы.
    9. Формулировка периодичности и способов проверки и отчетности конкретных работников энергоменеджмента.

 

Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место  в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения:

  • технический отдел;
  • отдел кадров;
  • финансовый отдел;
  • управление исполнительного директора;
  • внешние консультанты.

Информация о работе Электросбережение в животноводстве