Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа
Глубокий кризис, поразивший сельское хозяйство России, помимо внешних причин воздействия общего структурного кризиса экономики переходного периода связан с несовершенством управления организацией экономической работы на сельскохозяйственных предприятиях.
Основной функцией энергетического
менеджмента является управление энергопотреблением
предприятия. Современная концепция
энергетического менеджмента
К сожалению, российские предприятия традиционно обращают больше внимания на удовлетворение потребностей производственного процесса в энергии и не придают особого значения эффективности ее передачи и использования.
В то же время зарубежный
опыт показывает, что промышленные
компании, обратившие серьезное внимание
на энергоменеджмент, оказались в
состоянии реально снизить
Определить и описать
приоритеты в различных аспектах
энергетического менеджмента на
предприятии, выявить альтернативные
пути организации энергоменеджмента
позволяет матрица
Шесть вертикальных столбцов матрицы соответствуют шести основным элементам энергетического менеджмента:
Таблица 5 - Матрица энергетического менеджмента
Элементы менеджмента 1 2 3 4 5 6 | ||||||
У 4 Р 3 О 2 В 1 Н 0 И |
14 |
24 |
34 |
44 |
54 |
64 |
13 |
23 |
33 |
43 |
53 |
63 | |
12 |
22 |
32 |
42 |
52 |
62 | |
11 |
21 |
31 |
41 |
51 |
61 | |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
2.2.3 Энергетическая политика предприятия
В соответствии с принятой структурой матрицы (таблица 5) уровень развития энергетической политики предприятия (столбец 1) может иметь следующие градации:
10 - отсутствие определенной политики;
11 - не зафиксированный
в письменном виде набор
12 - непринятие официально энергетической политики, установленной энергоменеджментом;
13 - официальная энергетическая
политика, но нет заинтересованности
со стороны высшего
14 - энергетическая политика,
план действий и регулярные
обзоры находят понимание у
руководства как часть общей
стратегии развития
Организация энергетического менеджмента на предприятии (столбец 2) может дифференцироваться:
20 - энергетический менеджмент отсутствует;
21 - энергетический менеджмент возложен как одна из задач на работника с ограниченными должностными возможностями;
22 - имеется должность энергоменеджера, но структура управления и его полномочия не определены;
23 - менеджер по энергетике
контролируется советом по
24 - энергетический менеджмент
полностью интегрирован в
Мотивация задач менеджмента может находиться на одном из уровней матрицы:
30 - нет контактов с потребителями энергии;
31 - имеются неофициальные контакты между инженерами и отдельными потребителями;
32 - связь с потребителями
через специальную группу, возглавляемую
старшим менеджером
33 - комиссия по энергетике
используется в качестве
34 - официальные и неофициальные
каналы взаимодействия
Уровень использования информационных
систем характеризуется рядом
40 - нет информационной
системы, нет учета
41 - отчеты по энергозатратам
основаны на платежных
42 - отчеты об энергопотреблении
основываются на показаниях коммерческих
счетчиков. Энергетические
43 - мониторинг энергопотребления
всех подразделений, по
44 - всеобъемлющая система,
устанавливающая цели
Уровни маркетинга энергосбережения:
50 - не пропагандируется энергосбережение;
51 - пропаганда энергосбережения через неофициальные контакты;
52 - обучение некоторых
специально выделенных
53 - реализация программы
пропаганды энергосбережения
54 - маркетинг показателей энергоэффективности и работы энергоменеджмента как внутри предприятия, так и за его пределами.
Уровни финансирования энергосберегающих мероприятий:
60 - нет вложений в повышение энергоэффективности;
61 - внедрение только
62 - инвестиции только
по критерию малого срока
63 - те же самые критерии
окупаемости, что и
64 - уклон в сторону
экологически чистых схем с
детальной оценкой
Для использования матрицы
энергетического менеджмента
Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту на предприятии. Цель развития энергоменеджмента – движение вверх по уровням матрицы по направлению к существующей «лучшей практике» с достижением баланса между столбцами.
Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:
стадия 1 – достижение контроля над энергопотреблением;
стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;
стадия 3 – поддержание контроля над энергопотреблением.
В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии и финансовых средств.
Мероприятия по экономии энергии на второй стадии энергоменеджмента требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для легкого получения экономии будут исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.
Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость в эффективной информационной системе энергетического менеджмента, которая обеспечит поддержку, контроль и защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.
На практике стадии 1 и 2 никогда не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это динамический процесс, требующий постоянного совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и других изменений в производстве.
Энергетическая политика
предприятия должна быть документально
закреплена для ее сохранения при
смене персонала или временных
изменений приоритетов
Разработка энергетической
политики осуществляется энергетическими
службами предприятия, согласуется
со всеми подразделениями
Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие разделы:
Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения: