Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Как свидетельствуют общие
и специальные
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Сегодня понятно, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
В данной работе поставлены задачи:
Предмет исследования — Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.
1. Сущность и виды конкуренции.
Начало исследования конкуренции было положено еще в период докапиталистических формаций, во времена Аристотеля. Формирование научной теории конкуренции начиналось в рамках классической политической экономии. Заслуга А. Смита состоит в том, что он разработал элементы модели совершенной конкуренции, сформулировал принцип "невидимой руки"1. Однако субъективизм и метафизичность подхода А. Смита состояли в том, что он отождествлял свободную конкуренцию эпохи капитализма с естественным хозяйственным порядком общества, рассматривал конкуренцию как нечто само собой разумеющееся и ограничиваемое только субъективными причинами.
А. Маршаллом было положено начало развитию монополистической модели конкуренции, которая получила развитие в работах Дж. Робинсон (несовершенная конкуренция)2, Э. Чемберлина3. Кроме того, сформировались статические модели совершенной, монополистической олигополистической конкуренции и чистой (абсолютной) монополии и динамические модели «эффективной», «работающей» конкуренции.
Конкуренция началась в условиях
элементарного товарного
Экономическое значение конкуренции
огромно. Современные экономисты считают
конкуренцию одной из оснований
повышения эффективности
Очень немногие отрасли экономики
сегодня способны противостоять
влиянию конкуренции и рынка.
Ни одна страна и ни одна компания не
могут позволить себе игнорировать
объективную необходимость
Несмотря на это, в конкуренции можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния на экономику. К положительным факторам можно отнести: развитие научно-технического прогресса, удешевление производственных издержек, балансировка нормы прибыли и уровня заработной платы. К отрицательным факторам: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции.
Конкуренция способствует эффективно использовать ограниченные ресурсы, которые распределяются по отраслям и различным видам производства так, что продукция, полученная от этих ресурсов, приносит прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рыночных отношений.
Конкуренция исполняет существенную
роль, в рыночной экономике: принуждает
производителя учитывать
Когда на рынке присутствует конкуренция, тогда продавцы непрерывно идут к снижению своих производственных затрат, для увеличения прибыли - вследствие этого: уменьшаются издержки, увеличивается производительность - поэтому возникают условия и возможности снизить цены на товар. В то же время конкуренция стимулирует производителей к улучшению качества и прибавлению многообразия предлагаемых товаров. Производителям необходимо непрерывно соревноваться с конкурентами на рынке сбыта, за потребителей: тактикой усовершенствования и расширения спектра высококачественного товара, по сниженным ценам рис.1.
Цена
Предложение
Выше точки равновесия
цены снижаются
Равновесная
цена
Ниже точки равновесия
цены растут
Спрос
Равновесный Количество
выпуск
Рис.1. Зависимость цены и количества от спроса и предложения.
Функция размещения - направляет ограниченные ресурсы в отрасли и виды деятельности, на продукцию которых имеется спрос.
Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов товаров, новых технологий, улучшения качества товара, и т.п.
Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным производителям, приводит к банкротству производителей, чьи товары остались невостребованными.
Контрольная функция - препятствует
возникновению и существованию
устойчивой монопольной власти на рынке.
Монополист может назначить цену,
но в то же время конкуренция дает
потребителю возможность
Конкуренция помогает в уравнении
спроса и предложения, установлению
равновесной цены. На конкурентном
рынке отдельные производители
осуществляют небольшой контроль над
ценой товара и имеют настолько
незначительную долю от всеобщего объёма
производства, что повышение или
снижения её выпуска особо не повлияет
на цену товара. Как продавец, так
и покупатель постоянно должен ориентироваться
на рыночную цену. Следовательно, конкуренция
помогает в достижении компромисса
между производителями и
Конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия выпуска и
сбыта товаров - как бы подсказывает
производителям, какое количество средств
нужно вложить в производство
определённого товара. Допустим, что
первый производитель вложил больший
капитал для производства товара,
а второй меньший в производство
того же товара. Тогда будет очевидным,
что второй получит большую прибыль,
нежели чем первый - при условии,
что на рынке установилась равновесная
цена на данный вид товара. Если же произойдёт
перенасыщение рынка этим товаром,
то цена упадет на него, и первый производитель
может потерпеть убытки. Из этого
следует, что конкуренция поддерживает
нормальные для общества условия
производства. В условиях чистой конкуренции
следующие мотивам прибыли
Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности производства стимулируется конкуренцией. Она работает стабилизатором стоимости товара: при рыночной борьбе побеждает имеющиеся товары низкой себестоимости и высокого качества. Для соблюдения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск производя товар в условиях новейшей технологии. Отсюда можно сделать вывод: с развитием конкуренции усовершенствуется производство.
Столкновение субъектов рынка приводит к усилению их социально-экономическому расслоению. В рыночной борьбе за большую выгоду участвует много мелких владельцев, которые в начале пути своей хозяйственной деятельности. Большинство из них, не обладая достаточными средствами, современными способами производства, опытом - не выдерживают борьбы и со временем разоряются либо терпят убытки. Только малая их часть становятся полноправными субъектами рынка, наращивая свою экономическую мощь.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению4.
Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений