Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

итоговая.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается  в конкурентной борьбе.

Конкуренция - ключевая категория  рыночных отношений. Она выступает  в различных формах и осуществляется разными способами.

Как свидетельствуют общие  и специальные энциклопедические  словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие  свои богатства, но и побежденные. С  конкуренцией связываются такие  негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий  и т.д.

Сегодня понятно, что чем  ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

В данной работе поставлены задачи:

    • Анализ;
    • Сущность и формы;
    • Выявление исторических, национальных, местных особенностей;
    • Обоснование проблемы, роли и значения развития конкуренции для современной экономики;
    • Состояние развития конкуренции;
    • Аналитическое исследование проблемы развития конкуренции с попыткой ее разрешения на настоящем этапе социально-экономических реформ;

Предмет исследования —  Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  виды конкуренции.

 

    1.  Понятие  и роль конкуренции.

Начало исследования конкуренции  было положено еще в период докапиталистических  формаций, во времена Аристотеля. Формирование научной теории конкуренции начиналось в рамках классической политической экономии. Заслуга А. Смита состоит в том, что он разработал элементы модели совершенной конкуренции, сформулировал принцип "невидимой руки"1. Однако субъективизм и метафизичность подхода А. Смита состояли в том, что он отождествлял свободную конкуренцию эпохи капитализма с естественным хозяйственным порядком общества, рассматривал конкуренцию как нечто само собой разумеющееся и ограничиваемое только субъективными причинами.

А. Маршаллом было положено начало развитию монополистической  модели конкуренции, которая получила развитие в работах Дж. Робинсон (несовершенная конкуренция)2, Э. Чемберлина3. Кроме того, сформировались статические модели совершенной, монополистической олигополистической конкуренции и чистой (абсолютной) монополии и динамические модели «эффективной», «работающей» конкуренции.

Конкуренция началась в условиях элементарного товарного производства. Всякий производитель в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия  производства, и реализации товара. В связи с усилением подчиненности  небольших производителей от рынка  и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется экономическая  борьба. Возникает вероятность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В нынешних условиях конкуренция также выступает, как немаловажное средство развития производства, и наличествует в разнообразных формах.

Экономическое значение конкуренции  огромно. Современные экономисты считают  конкуренцию одной из оснований  повышения эффективности производства. Собственно конкуренция вынуждает  производителей внедрять технический  прогресс, совершенствовать технологию производства.

Очень немногие отрасли экономики  сегодня способны противостоять  влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире.

Несмотря на это, в конкуренции  можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны  влияния на экономику. К положительным  факторам можно отнести: развитие научно-технического прогресса, удешевление производственных издержек, балансировка нормы прибыли  и уровня заработной платы. К отрицательным  факторам: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и  инфляции.

Конкуренция способствует эффективно использовать ограниченные ресурсы, которые  распределяются по отраслям и различным  видам производства так, что продукция, полученная от этих ресурсов, приносит прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рыночных отношений.

Конкуренция исполняет существенную роль, в рыночной экономике: принуждает производителя учитывать интересы потребителя, а именно интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок  из огромного множества товаров  выбирает нужные потребителям - именно они продаются. Другие товары остаются невостребованными - их производство сокращается, либо вовсе прекращается. С помощью  конкуренции рынок определяет: что, как, сколько и для кого производить?

Когда на рынке присутствует конкуренция, тогда продавцы непрерывно идут к снижению своих производственных затрат, для увеличения прибыли - вследствие этого: уменьшаются издержки, увеличивается  производительность - поэтому возникают  условия и возможности снизить  цены на товар. В то же время конкуренция  стимулирует производителей к улучшению  качества и прибавлению многообразия предлагаемых товаров. Производителям необходимо непрерывно соревноваться  с конкурентами на рынке сбыта, за потребителей: тактикой усовершенствования и расширения спектра высококачественного  товара, по сниженным ценам рис.1.

Цена


Предложение

Выше точки равновесия

цены снижаются

 

Равновесная

цена

 

Ниже точки равновесия

цены растут

 

Спрос

Равновесный   Количество

выпуск

 

Рис.1. Зависимость цены и  количества от спроса и предложения.

 

    1. Функции конкуренции

Функция размещения - направляет ограниченные ресурсы в отрасли  и виды деятельности, на продукцию  которых имеется спрос.

Инновационная функция - стимулирует  внедрение достижений науки и  техники, выпуск новых видов товаров, новых технологий, улучшения качества товара, и т.п.

Распределительная функция - создает условия для получения  доходов и прибыли наиболее успешным производителям, приводит к банкротству  производителей, чьи товары остались невостребованными.

Контрольная функция - препятствует возникновению и существованию  устойчивой монопольной власти на рынке. Монополист может назначить цену, но в то же время конкуренция дает потребителю возможность предпочтения среди нескольких производителей. Чем  совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция помогает в уравнении  спроса и предложения, установлению равновесной цены. На конкурентном рынке отдельные производители  осуществляют небольшой контроль над  ценой товара и имеют настолько  незначительную долю от всеобщего объёма производства, что повышение или  снижения её выпуска особо не повлияет на цену товара. Как продавец, так  и покупатель постоянно должен ориентироваться  на рыночную цену. Следовательно, конкуренция  помогает в достижении компромисса  между производителями и потребителями. Так же, конкуренция создаёт тождество  частных и общественных интересов.

Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия выпуска и  сбыта товаров - как бы подсказывает производителям, какое количество средств  нужно вложить в производство определённого товара. Допустим, что  первый производитель вложил больший  капитал для производства товара, а второй меньший в производство того же товара. Тогда будет очевидным, что второй получит большую прибыль, нежели чем первый - при условии, что на рынке установилась равновесная  цена на данный вид товара. Если же произойдёт перенасыщение рынка этим товаром, то цена упадет на него, и первый производитель  может потерпеть убытки. Из этого  следует, что конкуренция поддерживает нормальные для общества условия  производства. В условиях чистой конкуренции  следующие мотивам прибыли производители  будут производить каждый товар  до той точки, в которой цена и наибольшие издержки сравниваются - это говорит о том, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности  производства стимулируется конкуренцией. Она работает стабилизатором стоимости  товара: при рыночной борьбе побеждает  имеющиеся товары низкой себестоимости и высокого качества. Для соблюдения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск производя товар в условиях новейшей технологии. Отсюда можно сделать вывод: с развитием конкуренции усовершенствуется производство.

Столкновение субъектов  рынка приводит к усилению их социально-экономическому расслоению. В рыночной борьбе за большую  выгоду участвует много мелких владельцев, которые в начале пути своей хозяйственной  деятельности. Большинство из них, не обладая достаточными средствами, современными способами производства, опытом - не выдерживают борьбы и со временем разоряются либо терпят убытки. Только малая их часть становятся полноправными  субъектами рынка, наращивая свою экономическую  мощь.

    1. Виды конкуренции

Совершенная, свободная или  чистая конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом  спроса и предложения. Другими словами  это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов  и покупателей заключается в  приспособлении к равновесному состоянию  рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

    • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
    • однородность и делимость продаваемой продукции
    • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
    • высокая мобильность факторов производства
    • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним  из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в  явном и неявном виде различным  представителям государства в обмен  на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению4.

Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений