Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

итоговая.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения  эффективности и конкурентоспособности  российской экономики, модернизации предприятий  и создания условий для обеспечения  экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах  и услугах. Программа развития конкуренции  в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2012 г, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.

Антимонопольное регулирование  является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а  также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования17.

Конкуренцию антимонопольный  орган понимает как особое состояние  товарного рынка.

Наше российское законодательство говорит, что на рынке обязательно  существуют так называемые общие  условия обращения товара. На каждом конкретном рынке есть, обусловленные  часто спецификой самого товара некие  общие условия обращения, которые  являются объективной данностью  для продавцов. Набор этих общих  условий обращения товара существует независимо от действий каждого в  отдельности участника этого  рынка.

Публичная защита конкуренции - это еще и способ препятствовать возникновению частной экономической  власти. Здесь есть сильный идеологический мотив. Он очень хорошо развит и разработан в послевоенной германской экономической  мысли – мотив поощрения конкуренции  именно как способ противодействия возникновению частной экономической власти. Для нас сегодня это очень актуальная задача. И если бы этого не было, если бы в России не осуществлялось противодействие возникновению частной экономической власти даже силами нашей не очень могучей антимонопольной службы, было бы хуже во многих отраслях и на многих рынках [Артемьев И.Ю. – Руководитель ФАС России]18.

Общественный запрос на конкуренцию  пока слаб - и это один из главных  тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для  того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда  бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто  имеет наиболее короткий доступ к  чиновнику, который олицетворяет государство - по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к  чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут  воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную  абстракцию, в худшем - как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому  необходимо создавать условия, при  которых путь к успеху, сам успех  лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию  на рынке, а не через чиновничий кабинет. Чтобы общественный запрос на конкуренцию  окреп, а сама конкуренция вошла  в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и  не ожидать действий только от государства  – будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение  к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.

Часто у нас в стране отсутствие конкуренции объясняют унаследованной структурой экономики, что в ней  много секторов, где доминируют крупные  предприятия, поэтому такой естественный  монополизм – это естественное существование крупных предприятий, которые должны конкурировать на мировых рынках. Но надо признать, что  у нас - это показывает статистика и все опросы, - низка конкуренция и  в тех секторах, которые не относятся обычно  к тем, которые требуют крупного размера предприятия. Плюс к тому, структуру экономики надо постепенно менять и диверсифицировать.

Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат – это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, мы понимаем, что создание  благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени [Эльвира Набиуллина – Министр экономического развития]19

Конкуренция в России уже  стала реальностью для большого бизнеса и становится ею для среднего. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям. Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка. В ближайшем будущем вряд ли следует ожидать отказа от их использования.

Проводимые в России реформы  вызвали к жизни новые реалии и понятия, во многом определяющие деятельность субъектов экономики. Конкуренция  и конкурентоспособность, сегментирование  рынка и порог вхождения в  рынок, сокращение платежеспособного  спроса и уменьшение нормы прибыли  – лишь некоторые из них. Предприниматели, поставленные в новые условия, по большому счету оказались не готовы к ним. В результате проблемы часто  стали решаться методами, порицаемыми  цивилизованным бизнесом. Подделка продукции  известных товаропроизводителей, коррупция  и расцвет рынка специальных технических средств свидетельствуют о том, сегодня в России предпочтение, к сожалению, отдается недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу. Однако справедливости ради следует отметить, что процесс адаптации предпринимателей к сложившейся ситуации идет довольно быстрыми темпами. Конкуренция, конкурентная разведка, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж являются атрибутами конкурентного рынка.

В силу известных причин «конкуренция» является для нас  новым (или хорошо забытым старым) явлением и понятием. Поскольку единого, общепринятого определения нет, каждый волен выбирать то, которое  считает наиболее точным и правильным. Таким, на наш взгляд является определение, приведенное А.Ю. Юдановым: «рыночной  конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка». Отметим в этой связи некоторые  важные моменты. Во-первых, конкуренция  – это борьба; во-вторых – борьба за ограниченный платежеспособный спрос; и, наконец – борьба на доступных  сегментах рынка [Ю. Прилебский (Консалтинговый центр «Лекс»)]20.

Можно констатировать, что  конкуренция в России уже стала  реальностью для большого бизнеса  и становится ею для среднего. С  большой вероятностью можно ожидать, что проблема «выживания» в условиях конкуренции станет одной из основных уже в ближайшем будущем. От того, какими методами она будет решаться, зависит восприятие российского  бизнеса мировым деловым сообществом.

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного  шпионажа является горькой, но объективной  реальностью молодого российского  рынка.

Целью конкуренции является получение долгосрочного конкурентного  преимущества, обеспечивающего конкурентоспособность  товаров или услуг производителя. Цель недобросовестной конкуренции – остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество. По мнению западных специалистов в области конкурентной разведки, фирмы, прибегающие к недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу, неконкурентоспособны, переживают трудности, не обладают достаточным интеллектуальным или финансовым потенциалом.

Согласно этому мнению, большинство российских предприятий  неконкурентоспособны. Думается, что это не так. В России преобладание методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа сегодня имеет свои причины.

    • Недостаточное распространенность знаний о конкурентной разведке. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны достаточно узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям, поскольку не являлись частью ни их базового, ни бизнес-образования.
    • Непорицание неэтичных действий. Мнение о том, что вести предпринимательскую деятельность честно, по закону сегодня в России невозможно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Невнимание российских предпринимателей к нуждам и интересам наемных работников, выставляемое напоказ богатство «новых русских» на фоне обнищания значительной части населения страны закрепляют негативное отношение к бизнесменам. В итоге общественное мнение не ждет от них ничего иного, чем незаконных или неэтичных действий. Кроме того, само деловое сообщество пока не прилагает каких-либо видимых усилий к изменению негативного имиджа российского бизнеса, а отношение бизнесменов друг к другу мало чем отличается от отношения рядовых граждан.
    • Наличие опытных квалифицированных кадров. Сокращения силовых структур, «компетентных органов» и армии обеспечили бизнес достаточным контингентом, обладающим опытом оперативной и «специальной» деятельности, которая разрешена государственным структурам, но является незаконной в сфере бизнеса).
    • Наличие технических средств. Рынок специальных технических средств переживает расцвет. Сегодня в России доступны самые разнообразные образцы спецтехники, а деятельность современных Кулибиных достойна восхищения.

Эти причины свидетельствуют скорее о подходе современного российского  бизнеса к конкуренции, а не о  том, что большинство отечественных  предприятий неконкурентоспособны.

Сегодня можно с удовлетворением  сказать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

Положительные черты конкуренции  очевидны. При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей  на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении [Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики]21.

Проблема конкурентоспособности  российских товаров всегда была и  остается острой проблемой, поэтому  необходима продуманная, грамотная  политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может  быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция привнесла множество  положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции  не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей  стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

Дело в том, что большинство  российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных  капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля.

Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений