Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Конкурентная политика представляет
собой комплекс последовательных мер,
осуществляемых государством в целях
обеспечения условий для
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования17.
Конкуренцию антимонопольный орган понимает как особое состояние товарного рынка.
Наше российское законодательство говорит, что на рынке обязательно существуют так называемые общие условия обращения товара. На каждом конкретном рынке есть, обусловленные часто спецификой самого товара некие общие условия обращения, которые являются объективной данностью для продавцов. Набор этих общих условий обращения товара существует независимо от действий каждого в отдельности участника этого рынка.
Публичная защита конкуренции
- это еще и способ препятствовать
возникновению частной
Общественный запрос на конкуренцию пока слаб - и это один из главных тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто имеет наиболее короткий доступ к чиновнику, который олицетворяет государство - по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную абстракцию, в худшем - как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому необходимо создавать условия, при которых путь к успеху, сам успех лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию на рынке, а не через чиновничий кабинет. Чтобы общественный запрос на конкуренцию окреп, а сама конкуренция вошла в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и не ожидать действий только от государства – будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.
Часто у нас в стране отсутствие
конкуренции объясняют
Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат – это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, мы понимаем, что создание благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени [Эльвира Набиуллина – Министр экономического развития]19.
Конкуренция в России уже стала реальностью для большого бизнеса и становится ею для среднего. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям. Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка. В ближайшем будущем вряд ли следует ожидать отказа от их использования.
Проводимые в России реформы
вызвали к жизни новые реалии
и понятия, во многом определяющие деятельность
субъектов экономики. Конкуренция
и конкурентоспособность, сегментирование
рынка и порог вхождения в
рынок, сокращение платежеспособного
спроса и уменьшение нормы прибыли
– лишь некоторые из них. Предприниматели,
поставленные в новые условия, по
большому счету оказались не готовы
к ним. В результате проблемы часто
стали решаться методами, порицаемыми
цивилизованным бизнесом. Подделка продукции
известных
В силу известных причин «конкуренция» является для нас новым (или хорошо забытым старым) явлением и понятием. Поскольку единого, общепринятого определения нет, каждый волен выбирать то, которое считает наиболее точным и правильным. Таким, на наш взгляд является определение, приведенное А.Ю. Юдановым: «рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка». Отметим в этой связи некоторые важные моменты. Во-первых, конкуренция – это борьба; во-вторых – борьба за ограниченный платежеспособный спрос; и, наконец – борьба на доступных сегментах рынка [Ю. Прилебский (Консалтинговый центр «Лекс»)]20.
Можно констатировать, что
конкуренция в России уже стала
реальностью для большого бизнеса
и становится ею для среднего. С
большой вероятностью можно ожидать,
что проблема «выживания» в условиях
конкуренции станет одной из основных
уже в ближайшем будущем. От того,
какими методами она будет решаться,
зависит восприятие российского
бизнеса мировым деловым
Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка.
Целью конкуренции является
получение долгосрочного
Согласно этому мнению, большинство российских предприятий неконкурентоспособны. Думается, что это не так. В России преобладание методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа сегодня имеет свои причины.
Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений