Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

итоговая.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

Несовершенная конкуренция. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

    • демпинговые цены
    • создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
    • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
    • использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
    • распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
    • замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

    • неоправданный рост цен
    • увеличение издержек производства и обращения
    • замедление научно-технического прогресса
    • снижение конкурентоспособности на мировых рынках
    • падение эффективности экономики

Недобросовестная конкуренция  — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Закон "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации5.

К формам недобросовестной конкуренции относится6:

    • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
    • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
    • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
    • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Конкуренция покупателей (конкуренция  потребителей) — вид организации  экономического взаимодействия на рынке, когда покупателям приходится конкурировать  между собой, чтобы получить то или  иное благо. Является следствием искажений  на рынке. Обычно возникает на рынках с перманентным или временным  дефицитом.

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и стратегию развития производителя, предсказать которые практически  невозможно, а также от природы  стратегического выбора, имеющейся  у фирм данной категории.

Примерами монополистических  конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой  связи и тому подобные отрасли.

Экологическая модель конкуренции  - экономическая модель, по новому трактующая проблематику конкуренции.

Традиционная экономическая  наука трактует конкуренцию как  физическое явление с соответствующим  набором терминов (рыночное равновесие; движущая сила; поток дохода; эластичность цены).

Согласно экологической  модели, наиболее целесообразным является использование биологической терминологии (рост; изменение; эволюция; смерть; выживание  и т. п.). Компании действуют в сложной  деловой экосистеме, окруженные конкурентами, клиентами, государством, инвесторами, поставщиками, профсоюзами, банками  и другими институтами. Фирма  подвергается воздействию с их стороны  и сама на них влияет. Компания, не соответствующая внешней среде  быстро разоряется (гибнет).

Деловая конкуренция —  тип соревнования, возникающий между  хозяйствующими субъектами, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения  товаров на рынке, то есть о степени  зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Пять составляющих деловой  конкуренции:

    1. Конкуренция между уже существующими участниками или игроками на рынке
    2. Конкуренция между потенциальными участниками рынка
    3. Конкуренция со стороны суррогатов какого-либо товара или услуги; (например, конкуренция продавцов кожзаменителя и кожи)
    4. Рыночное давление со стороны покупателей направленное на занижение цены
    5. Рыночное давление со стороны поставщиков сырья, направленное, естественно, на завышение цены.7

Банковская конкуренция  — экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли8.

Банковскую конкуренцию  следует рассматривать как разновидность  конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка  банковских услуг, закономерностей  развития банковской системы в целом9. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, который представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг. Его специфика заключается в том, что это — очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.

К числу отличительных  особенностей банковской конкуренции  относят10:

    • «Товар», который обращается на рынке банковских услуг, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты
    • Взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой.
    • Конкуренция между кредитными организациями внутри страны влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства
    • «Узость поля» конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью

Конкуренция между банками  происходит в условиях жесткого, по сравнению с иными финансовыми  рынками, регулирующего воздействия  со стороны государства, в том  числе в условиях более жесткого банковского надзора.

Конкурентная борьба между  кредитными организациями охватывает не только сферу привлечения ресурсов, но и сферу их размещения.

Банковская конкуренция  характеризуется зависимостью от доверия  клиентов.

Банки в конкурентной борьбе никогда полностью не устраняют  своего клиента.

Имея в виду конкуренцию  по указанным направлениям, следует  отметить, что именно конкуренция  между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые  положительные результаты - постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентные  структуры рынка

 

Конкурентная борьба между  участниками отраслевых рынков приводит к различным формам их организации.

Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры  различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру  выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа  на рынок и выхода из него11.

Идеальному рыночному  хозяйству соответствует модель совершенной конкуренции. Иногда ее называют сочетанием «полиполии», что в переводе с греческого означает «много продавцов», и «полипсонии», что означает «много покупателей». Совершенной конкуренцией является конкуренция, соответствующая ряду условий:

– полная свобода действий участников товарного производства – неограниченный доступ любого товаропроизводителя  на рынок и свободный выход  из него, абсолютно самостоятельное  принятие хозяйственных решений;

– множественность участников товарного производства – продавцов  и покупателей так много, что  ни один из них не может сколько-нибудь существенно влиять на уровень рыночных цен;

– полное («совершенное») знание участниками рыночных сделок всей информации о рынке.

Нетрудно прийти к выводу, что одновременное выполнение всех этих условий (особенно, предпосылки  о полном знании) весьма маловероятно. Действительно, совершенная конкуренция  есть идеальная (высокой степени  абстракции) модель, редко встречающаяся  в реальной жизни. Однако эта модель полезна для экономической науки, поскольку с ее помощью можно понять, как работал бы «идеальный» рынок.

Когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то это называют несовершенной конкуренцией.

Есть несколько моделей  несовершенной конкуренции продавцов, наиболее важными из которых являются монополия и олигополия. Монополия (в буквальном переводе «один продавец») – рыночная ситуация, когда единственная фирма полностью контролирует рынок  выпускаемых ею товаров, единолично определяя уровень цен и объем  продаж. Что касается олигополии (в  буквальном переводе «несколько продавцов»), то в этом случае на рынке господствует малое число фирм, каждая из которых  при формировании своей ценовой  политики должна учитывать реакцию  сильных конкурентов. Если анализировать  рынок покупателей, то здесь тоже возможны ситуации, когда покупатель один (монопсония) или когда их число  немногочисленно (олигопсония)12.

Конкуренцию можно разделить  по: методам осуществления (ценовая и неценовая); отраслевой принадлежности (внутриотраслевая и межотраслевая); степени свободы (совершенная и несовершенная).

По степени свободы (рис.2):

  • совершенная конкуренция - называют еще чистой конкуренцией, она означает независимость от любого проявления регулирования: свободное ценообразование, свободный доступ к факторам производства: никакой игрок рынка не оказывает решающего воздействия на условия сбыта товара;
  • несовершенная (монополистическая) конкуренция - это когда, какой либо из участников рынка имеет возможность оказывать влияние на условия реализации товара, имеет виды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


 

Рис.2.

Признаки, лежащие в основе классификации конкурентных структур13:

  • Количество продавцов (производителей) на рынке.

Предопределяется прибыльностью  отрасли (возможностями извлекать  прибыль из деятельности на рынке) и  рыночными барьерами, действующими в отрасли.

Рыночные барьеры –  препятствия при проникновении  на рынок новых конкурентов (барьеры  входа), а также экономические  последствия при уходе с рынка  для фирмы, действующей на рынке (барьеры выхода).

 Значительные рыночные  барьеры могут препятствовать  появлению на рынке новых конкурентов,  ограничивая их число. Незначительные  барьеры, наоборот, создают возможность  для потенциальных конкурентов  относительно просто входить  в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных  убытков.

Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений