Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Виды входных барьеров:
Стандартный продукт –
продукт, предлагаемый разными продавцами
(производителями), но воспринимаемый
покупателями как однородный (одинаковый)
с потребительской точки
Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик (технико-эксплуатационные параметры, дизайн, качество, послепродажное обслуживание и др.).
Действующие производители имеют известные торговые марки (brand name), опираются на приверженность покупателей к определенной разновидности товаров, что является результатом целевого маркетинга и покупательских традиций. Новые конкуренты должны приложить значительные усилия, чтобы сломать устойчивые предпочтения потребителей. На рынке дифференцированной продукции важно учитывать издержки конверсии - единовременные затраты покупателя, связанные с заменой поставщика (например, при смене технологии производства - это затраты на приобретение нового технологического оборудования, переобучение персонала, риск приостановки производства).
Кроме барьеров входа потенциальные конкуренты должны учитывать и барьеры выхода, т.е. возможные потери, которые они понесут при неудачном входе на рынок - издержки конверсии (Sunk Costs - осевшие затраты при ликвидации предприятия).
Для всех рассматриваемых
моделей рынка принимается
Особый случай – это монопсония, в которой множество продавцов (производителей) предлагают товар одному покупателю.
Предопределяет характеристики
спроса на продукцию. На одних рынках
реализуемая продукция
Во всех анализируемых структурах предполагается, что производители преследуют единственную цель получения максимальной прибыли.
Рис.3
По методам осуществления (рис.3)14:
По отраслевой принадлежности (Рис.4)15:
Рис.4
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию со стороны общества в облике государства.
Конкуренция является необходимым и обусловливающим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к спросу; высокое качество товара; минимум производственных издержек; высокую производительность труда и т.п. К негативным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и т.п.
Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике.
Конкуренция при всех её
позитивных и негативных сторонах,
является значимым элементом рыночного
устройства саморегулирования. Рынок
является показателем общественно
необходимых надобностей
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
3. Развитие конкуренции
в современных условиях
В период реформирования экономики
в мире возникает объективная
необходимость и возможность
развития конкуренции. Формирование рыночных
отношений, новых субъектов хозяйствования
в многообразных формах собственности
создают условия для развития
конкуренции. Острота исследования
проблем развития конкуренции в
условиях реформирования мировой экономики
связана с медленным
В связи с переходом
нашей страны к рыночной экономике
вопросы конкуренции стали
За последнее время
проблемы отношений конкуренции
в реформируемой экономике
В годы плановой экономики
в нашей стране конкуренция не
играла той роли, которая ей отводится
при рыночных методах хозяйствования.
С точки зрения организации плановой
экономики концентрация производства
в монополиях считалась наиболее
эффективным способом хозяйствования,
а конкуренция - источником хаоса
и кризисов перепроизводства. Благодаря
этому российская экономика превратилась
не только в систему
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Сейчас в России парадоксальная
ситуация: по мере расширения прав предприятий
и ограничение властных полномочий
органов управления все острей проявляется
монополизм, который выражается в
нарушении договорных обязательств,
и участившемся натуральном обмене.
Одним из факторов, тормозящих развитие
экономики на пути ее демократизации,
является государственная монополия
на предпринимательскую
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Антимонопольное регулирование
- это система нормативных
Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Экономические меры: поощрение
создания товаров - заменителей; поддержка
новых фирм, среднего и малого бизнеса;
привлечение иностранных
В 2006г. в России принят Федеральный
Закон «О защите конкуренции», который
определяет организационные и правовые
основы предупреждения, ограничения
и пересечения
В современных условиях главными
функциями государства
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
технологических и
Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений