Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

итоговая.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

Виды входных барьеров:

    • экономия на масштабах. Действие в отрасли положительного эффекта масштаба отпугивает новых конкурентов, которые стоят перед дилеммой либо начинать бизнес в больших масштабах, что требует значительных инвестиций и связано с большим риском, либо ожидать противодействия действующих конкурентов путем, например, снижения цен для вытеснения конкурента.
    • дифференциация продукции.

Стандартный продукт –  продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), но воспринимаемый покупателями как однородный (одинаковый) с потребительской точки зрения.

Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у  товара отличительных характеристик (технико-эксплуатационные параметры, дизайн, качество, послепродажное обслуживание и др.).

Действующие производители  имеют известные торговые марки (brand  name), опираются на приверженность покупателей к определенной разновидности товаров, что является результатом целевого маркетинга и покупательских традиций. Новые конкуренты должны приложить значительные усилия, чтобы сломать устойчивые предпочтения потребителей. На рынке дифференцированной продукции важно учитывать издержки конверсии - единовременные затраты покупателя, связанные с заменой поставщика (например, при смене технологии производства - это затраты на приобретение нового технологического оборудования, переобучение персонала, риск приостановки производства).

    • потребность в капитале. Для вступления в отрасль требуются значительные начальные инвестиции - для организации производства, создания каналов распределения продукции и пр.
    • прочие барьеры - патентованная технология и  Know-How, доступ к ресурсам на благоприятных условиях, выгодное местоположение, опыт, каналы распространения продукции, государственный протекционализм.

Кроме барьеров входа потенциальные  конкуренты должны учитывать и барьеры  выхода, т.е. возможные потери, которые  они понесут при неудачном  входе на рынок - издержки конверсии (Sunk  Costs - осевшие затраты при ликвидации предприятия).

  • Количество покупателей.

Для всех рассматриваемых  моделей рынка принимается многочисленным.

Особый случай – это  монопсония, в которой множество  продавцов (производителей) предлагают товар одному покупателю.

  • Тип продукта (стандартный или дифференцированный).

Предопределяет характеристики спроса на продукцию. На одних рынках реализуемая продукция воспринимается покупателями как стандартная, несмотря на возможные ее различия. На других покупатели рассматривают продукцию  как дифференцированную. При этом дифференцированная продукция может  восприниматься покупателями как товары-заменители.

  • Цели продавцов (производителей).

Во всех анализируемых  структурах предполагается, что производители  преследуют единственную цель получения  максимальной прибыли.


 

 


 





Рис.3

По методам осуществления (рис.3)14:

  • ценовая конкуренция предполагает продажу товара по более низким ценам, чем у конкурентов - снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли;
  • неценовая конкуренция подразумевает предложение товаров более высокого качества, чем у конкурентов - посредством использовании средств рекламы и различных методов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности (Рис.4)15:

  • внутриотраслевая конкуренция подразумевает борьбу между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия сбыта и производства - для получения большей прибыли;
  • межотраслевая конкуренция подразумевает борьбу предпринимателей из разных отраслей производства, и заключающую в себя более выгодное вложения капитала и перераспределения прибыли.

 

Рис.4

Рыночная конкуренция  за выживание и экономическое  преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию  со стороны общества в облике государства.

Конкуренция является необходимым  и обусловливающим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция  обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к  спросу; высокое качество товара; минимум  производственных издержек; высокую  производительность труда и т.п. К негативным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические  нарушения и т.п.

Непомерная монополизация  без надлежащего контроля со стороны  государства может привести к  формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике.

Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного  устройства саморегулирования. Рынок  является показателем общественно  необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах  общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие конкуренции  в современных условиях российской  экономики.

В период реформирования экономики  в мире возникает объективная  необходимость и возможность  развития конкуренции. Формирование рыночных отношений, новых субъектов хозяйствования в многообразных формах собственности  создают условия для развития конкуренции. Острота исследования проблем развития конкуренции в  условиях реформирования мировой экономики  связана с медленным преодолением монополизма. Кроме того, необходимо дальнейшее расширение конкурентной среды  и поиск путей воздействия  на нее. Это требует теоретических  обобщений с целью недопущения  хозяйственных потерь в экономическом  развитии. Потребность в анализе  конкурентных отношений вытекает из продолжения реформирования мировой  экономики, формирования новой структуры  производства, предпринимательского мышления и поведения субъектов хозяйствования.

В связи с переходом  нашей страны к рыночной экономике  вопросы конкуренции стали разрабатываться  российскими экономистами по существу заново.

За последнее время  проблемы отношений конкуренции  в реформируемой экономике наиболее глубоко исследуются в работах  Азоева Г., Акишина В., Белоусова Д., Бузгалина А., Гельвановского М., Евсеенко А., Ермасовой Н., Клепач А., Некрасовского К.Э., Радаева В., Розановой М., Рубина Ю., Сафонова А., Синько В., Сорокожердьева В., Шабашева В., Юданова А.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок16.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной  конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и  многое другое.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с  монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять  сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации  рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение  создания товаров - заменителей; поддержка  новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон  свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров  в целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового  и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное  законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

Но уровень развития конкуренции  в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько  причин:

    • Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
    • Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
    • Малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений