Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

итоговая.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

Всех мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого  продукта, ничтожные в сравнении  с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.

Таким образом, близкие к совершенной  конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает  новый частный бизнес.

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

На поведение предприятий и  их экономическую стратегию повлиял  глубокий экономический кризис не позволяющий  проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости  государственной политики. В этих условиях поведение значительной части  предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым  повышением цен для получения  необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Подводя итог, к особенностям конкуренции  в России можно отнести:

- отсутствие действенной и продуманной  государственной политики в области  конкуренции и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая протекционистская политика  правительства в отношении импортных  товаров с целью снижения их  конкурентоспособности на внутреннем  рынке (посредством высоких импортных  пошлин);

- сырьевая экспортная ориентация  народного хозяйства России на  мировом рынке и импорт продукции  высокотехнологичных отраслей (как  следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);

- отставание технологий в большинстве  отраслей промышленного производства  народного хозяйства России от  мирового уровня на 10-30 лет (как  следствие, - дорогая и относительно  низкого качества продукция);

- экономически невыгодный уровень  концентрации производства на  большинстве крупных предприятий  народного хозяйства России (как  следствие, чрезмерные цены на  выпускаемую продукцию и ее  низкая конкурентоспособность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Соперничество участников товарного  производства является главным стимулом его совершенствования. Ведь для  того, чтобы обойти конкурентов, каждый стремится предложить товар или  лучшего качества, или производить  его с более низкими издержками. Поэтому участие в конкурентной борьбе требует постоянного внедрения  нововведений – технических и/или  организационных. Если в доиндустриальных обществах, где конкуренция была слабой, изобретательство являлось уделом одиночек, то в современном рыночном хозяйстве каждый стремится открыть  что-то новое и оригинальное, сколотив на этом состояние.

Другим результатом конкуренции  становится имущественное расслоение товаропроизводителей: победители обогащаются, проигравшие разоряются. Участие  в этом соперничестве становится в рыночном хозяйстве обязательным условием не только роста благосостояния фирм и отдельных людей, но и их элементарного экономического «выживания» (есть шутливый афоризм: «конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»). Многие (но не все!) выдающиеся изобретатели и менеджеры становятся миллионерами (Томас Эдисон в США рубежа 19–20 в., Билл Гейтс в современной Америке, Святослав Федоров в постсоветской  России). Зато среди бедных велика доля людей без образования и без  творческих способностей.

Значительная переоценка эффективности рыночной конкурентной борьбы началась среди экономистов-теоретиков в 1980-е в ходе дискуссии о так  называемых QWERTY-эффектах.

В 1985 американский историк-экономист Под Дэвид опубликовал небольшую статью «Клио и экономическая теория QWERTY», посвященную формированию стандарта клавиатур печатающих устройств. Он доказал, что хорошо нам знакомая латинская QWERTY-клавиатура (QWERTY – первые буквы верхнего ряда) печатающих устройств есть результат победы менее эффективного стандарта над более эффективными.

Изучение экономической  истории технических стандартов показало необычайно широкое распространение QWERTY-эффектов едва ли не во всех отраслях. Хотя современная экономика давно  глобализируется и унифицируется, однако в разных странах мира продолжают сохраняться разные технические стандарты, несовместимые друг с другом. Некоторые примеры общеизвестны – например, различия между левосторонним (в бывшей Британской империи) и правосторонним движением на дорогах разных стран, что заставляет автопроизводителей ставить на машины руль то слева, то справа. Другие примеры менее известны, как, скажем, различия в ширине железнодорожной колеи или в стандартах передачи электроэнергии в разных странах.

Самая главная из новых  идей, предложенных в развитие первоначальной концепции П.Дэвида, заключается  в том, что победу изначально выбранных стандартов над всеми другими, даже сравнительно более эффективными, можно наблюдать не только в истории развития технологий, но и в истории развития институтов («правил игры» в жизни людей). Например, доказано, что англо-саксонская система прецедентного права (common law) лучше стимулирует хозяйственное развитие, чем континентальная система кодифицированного права (civil law). Однако ни одна из стран с континентальной системой (включая Россию) не собирается переходить на более эффективную англо-саксонскую.

Таким образом, рыночная конкуренция  является мощным стимулом социально-экономического развития, однако во многих ситуациях  она приводит к неоптимальному для  общества результату.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А.Смит - Исследование о природе и причинах богатства народов — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.
  2. Робинсон Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции 1986 г. «Прогресс».
  3. Э.Чемберлин - Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. — М.: Экономика, 1996. — 351 с. — Серия «Экономическое наследие».
  4. Давид Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» 1817г.
  5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.
  6. Майкл Портер Конкуренция = Michael E. Porter on Competition. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 608.
  7. Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции, 1996г; Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России, уч. пособие для вузов,2001
  8. http://www.cfin.ru Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках
  9. Курс экономической теории / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - С.283.
  10. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; 2-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.
  11. ww.nuru.ru – Экономика предприятия – Конкурентные структуры рынка.
  12. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.
  13. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986
  14. Юданов А. Ю - Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.
  15. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2005.
  16. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./ Г.Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 348 с.
  17. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики./ Г.И. Рузавин - М.: Логос, 1998. - 305 с.
  18. Портер М. Международная конкуренция. Международные отношения./ М. Портер - М.: Мир, 1993. - 480 с.
  19. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец. / Р.М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА-ИНФА-М, 2001. - 405 с.
  20. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. для экон. вузов./ К. Макконнелл, С. Брю Пер. - С англ.: В 2 т. - М.: ИНФА-М, 2000. - 1500 с.
  21. Самуэльсон П.Э. Экономика: Учеб. пособие. / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - Пер. с англ. 16-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. Дом «Вильямс», 2000. - 678 с.
  22. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ. Современная конкуренция. - 2009. - №5. - С.14-18.
  23. Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - 848 с.
  24. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках. Современная конкуренция. - 2009. - № 1.
  25. Максимов С.В. На страже честной конкуренции. Современная конкуренция. - 2009. - №5. - С.70-81.
  26. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма. Общество и экономика. - 2009. - № 4/5.
  27. Артемьев Игорь Юрьевич – Руководитель ФАС России Источник: выступление на круглом столе «Конкуренция — противоречивый идеал» в НИУ-ВШЭ 20 декабря 2010 года.
  28. Выступление на конференции  «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса», 26 ноября 2010 г. Эльвира Набиуллина – министр экономического развития РФ.
  29. Ю. Прилебский (Консалтинговый центр «Лекс») Источник: журнал «Консалтинг» №01, 2000г.
  30. www.wikipedia.org – Конкуренция и ее виды.

 

1 А.Смит - Исследование о природе и причинах богатства народов — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.

2 Робинсон Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции 1986 г. «Прогресс».

3 Э.Чемберлин - Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. — М.: Экономика, 1996. — 351 с. — Серия «Экономическое наследие».

4 Давид Рикардо«Начала политической экономии и налогового обложения» 1817г.

5 Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

6 Ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ

7 Майкл Портер Конкуренция = Michael E. Porter on Competition. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 608.

8 Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции, 1996г; Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России, уч. пособие для вузов,2001 г.

9 Коробов Ю. И. Теория банковской конкуренции, 1996г; Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России, уч. пособие для вузов,2001 г.

10 http://www.cfin.ru Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках

11 Курс экономической теории / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - С.283..

12 Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; 2-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.

13 www.nuru.ru – Экономика предприятия – Конкурентные структуры рынка

14 Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики./ Г.И. Рузавин - М.: Логос, 1998. - 105 с.

14 Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики./ Г.И. Рузавин - М.: Логос, 1998. -  107 с.

16  Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ. Современная конкуренция. - 2009. - №5.

17 (Программа развития конкуренции Российской федерации на 2009-2012гг)

18 Артемьев Игорь Юрьевич – Руководитель ФАС России Источник: выступление на круглом столе «Конкуренция — противоречивый идеал» в НИУ-ВШЭ 20 декабря 2010 года.

19 Выступление на конференции  «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса», 26 ноября 2010 г. (Эльвира Набиуллина – министр экономического развития РФ).

20 Автор: Ю. Прилебский (Консалтинговый центр «Лекс»)  журнал «Консалтинг» №01, 2000г.

21 Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики Вопросы экономики -2004-№7-с .5.


Информация о работе Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений