Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 217.54 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)

УНИВЕРСИТЕТ» 

Общеэкономический факультет 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Микроэкономика»

Тема: «Конкуренция и её виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                                                   Шайдуллина Н.Р.

Группа                                                                                                                                      123

Научный руководитель                                                                                       Кабашева И.А.

                                                                                                    
 
 

«Казань 2011» 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13

Глава 2: «Методы  и стратегии конкуренции»………………………….….13-18

Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26

Заключение……………………………………………………………….…..27-29 
Приложения…………………………………………………………..…...….30-32 Список литературы………………………………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: про - изводитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоёвы - вается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных  формах и осуществляется разными  способами.

Как свидетельствуют  общие и специальные энциклопедические  словари и  справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это   соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Термин, заметим, древний, латинский, как и  само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные  корни состоят в необходимости  постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно  считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности  не бывает. Конкуренция не может  быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации. 
 

3 

Экономическая сущность конкуренции, её виды

1.1. Что такое конкуренция?

Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами  вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции  единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов  других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?

Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью  согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело с множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать  тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства  государственных структур конкуренция  может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  и удержания её на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет "правила  игры" соперников. В этих законах  фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.  
 
 

4

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу  негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт  к дифференциации доходов и создаёт  условия для их несправедливого  распределения; в) её следствием может  быть перепроизводство товаров и  не догрузка мощностей в периоды  производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства. 

1.2. Виды конкуренций 

5

По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

По  отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Подробнее о  видах конкуренции вы можете прочитать  ниже. 

1.3. Ценовая и неценовая  конкуренции

Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

К ценовой  конкуренции целесообразно прибегать  при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя  решающим фактором при выборе между  конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции  прибегают компании, добившиеся отраслевого  лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все  остальные игроки уже работают в  убыток.

Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

Иными словами неценовая конкуренция  основывается на стремлении захватить  часть отраслевого рынка путем  выпуска новых товаров, которые  либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный  вариант.

Сюда  входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после  

6 

приобретения  товара, то есть в процессе его эксплуатации. 

1.4. Внутри- и межотраслевая  конкуренции 

Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. В. к. возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате В. к. индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.

Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в  одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция  вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место  на рынке. В. к. возникает раньше остальных  форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных  капиталистических фирм. В эпоху  империализма резко усиливается, принимает  иные формы (между монополиями, монополиями  и аутсайдерами и др.) и носит  насильственный и затяжной характер (подробнее см. в ст. Конкуренция). В результате В. к. индивидуальные стоимости  товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость. 
 

7 

Информация о работе Конкуренция и её виды