Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29
Список литературы………………………………………………………………33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)
УНИВЕРСИТЕТ»
Общеэкономический
факультет
Курсовая работа
По дисциплине «Микроэкономика»
Тема:
«Конкуренция и её виды»
Автор курсовой
работы
Группа
Научный руководитель
«Казань
2011»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
2
Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: про - изводитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоёвы - вается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Как свидетельствуют
общие и специальные
Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.
История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.
Конкуренции
на базе коллективизма и планомерности
не бывает. Конкуренция не может
быть ни капиталистической, ни социалистической,
ни феодальной, ни рабовладельческой,
ни первобытнообщинной. Она не может быть
дурной и хорошей. Надо быть готовым к
разнообразным методам рыночного соперничества,
в том числе и к банкротству предприятий,
которое неизбежно повлечет за собой и
безработицу. Надо иметь в виду и возможность
социального расслоения общества, доходящего
до его поляризации.
3
Экономическая сущность конкуренции, её виды
1.1. Что такое конкуренция?
Конкуренция
в рыночной экономике выполняет
важнейшую функцию – она
Развитие
конкурентных отношений тесно связано
с расщеплением экономической власти.
Когда она отсутствует, потребитель
лишён выбора и вынужден либо полностью
согласится на диктуемые производителем
условия, либо совсем остаться без необходимого
ему блага. Напротив, когда экономическая
власть расщеплена и потребитель
имеет дело с множеством поставщиков
аналогичных товаров, он может выбрать
тот из них, который в наибольшей
степени соответствует его
Конкуренция
имеет важное значение в жизни
общества. Она стимулирует деятельность
самостоятельных единиц. Через неё
товаропроизводители как бы контролируют
друг друга. Их борьба за потребителя
приводит к снижению цен, Уменьшению
издержек производства, улучшению качества
продукции, усилению научно-технического
прогресса. В то же время конкуренция
обостряет противоречия экономических
интересов, чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию в
обществе, обуславливает рост непроизводительных
издержек, побуждает создание монополий.
Без административного
4
Конкуренция
одновременно имеет как положительные,
так и отрицательные стороны.
Положительные стороны: а) она способствует
развитию научно-технического прогресса,
постоянно заставляя
К числу
негативных сторон можно отнести: а)
придаёт бизнесу определённую нестабильность,
создаёт условия для
Конкуренция
предполагает свободу вступления экономических
единиц в любую конкретную отрасль
и свободу выхода из неё. Эта свобода
необходима для того, чтобы экономика
могла надлежащим образом адаптироваться
к изменениям вкусов потребителей,
технологии или предложения ресурсов.
Основное экономическое преимущество
рыночной системы заключается в
её постоянном стимулировании эффективности
производства.
1.2.
Виды конкуренций
5
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Подробнее о
видах конкуренции вы можете прочитать
ниже.
1.3. Ценовая и неценовая конкуренции
Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.
К ценовой
конкуренции целесообразно
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
Иными словами неценовая конкуренция основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант.
Сюда
входит воздействие на потребителя
через рекламу, совершенствования
торговли, установление льгот по обслуживанию
покупателей после
6
приобретения
товара, то есть в процессе его эксплуатации.
1.4. Внутри- и межотраслевая конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. В. к. возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате В. к. индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.
Внутриотраслевая
конкуренция, один из видов капиталистической
конкуренции, специфическая форма
антагонистического соперничества
и борьбы между отдельными товаропроизводителями,
капиталистическими предпринимателями,
акционерными компаниями, монополистическими
союзами капиталистов, занятыми в
одной и той же отрасли хозяйства.
Как и капиталистическая
7