Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 217.54 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Глава 2: Методы и стратегии конкуренции 

Ни одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия. В отличие  от тактических действий на рынке  стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ  над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

 Конкурентный  анализ включает два основных  этапа:

 •  определение главных конкурентных  сил в отрасли;

 •  формулирование основных вариантов  конкурентных стратегий.

Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению  главных сил конкуренции и  вариантов конкурентных стратегий.

 Доля  рынка, уровень прибыли фирмы  определяются тем, насколько эффективно  компания противодействует следующим  конкурентным силам (таблица 3):

- проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары; 

13

 - угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);

- компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

- воздействию продавцов (поставщиков);

- воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;

- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);

- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций.

Таблица 3: пять сил конкуренции

- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;

14 
 

- необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Apple" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;

- политика  государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов могут  стать:

- проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;

- рекламные  атаки на потребителей. Производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;

- улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

3. Внутриотраслевая  конкуренция и  ее интенсивность.

Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких  и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция  в отраслях, для которых характерны:

 - большое число конкурентов;

 - однородность выпускаемых товаров;

- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции

15 

является  использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

* Один  из вариантов метода сравнительных  преимуществ предложен российским  экономистом А. Юдановьм. Он разделил  все многообразие конкурентных  стратегий фирм, действующих на  одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей  конкурентной стратегии: коммутантов,  патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к  определенному типу биологического  поведения и имеет соответственную  аналогию.

 Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению  рыночного спроса фирмы. Часто  предлагают товары-имитаторы, товары- подделки. Не привязаны прочно  к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного  рынка на другой. Обладают низкой  устойчивостью.

 Гибкость  и приспособляемость составляют  основу конкурентной стратегии.

 Тип,  очень характерный для российского  рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в  средствах массовой информации, даже не называют характер  своей деятельности (что, впрочем,  встречается все реже), поскольку  готовы использовать любую новую  возможность получения прибыли.

 Патиенты (хитрые лисы) -узкоспециализированные  фирмы, хорошо освоившие одну  из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не  очень крупные организации, в  течение ряда лет выпускающие  продукцию определенного профиля.  Конкурентная стратегия - основанные  на узкой специализации низкие  издержки и высокое качество  товара. Российский рынок обогащается  патиентным типом за счет приватизированных  высокоспециализированных предприятий.

 Виоленты (слоны, львы - в зависимости от  мобильности) -гиганты, мощь которых  позволяет им осуществлять контроль  над рынком, вернее, над его значительной  долей. Конкурентная стратегия  - низкие издержки за счет экономии  на масштабе и удовлетворение  массового спроса покупателей.  В российских условиях уязвимы  от появления иностранных конкурентов.

 Протекционистская  политика правительства, защищая  отечественные фирмы, одновременно  подавляет стимулы для повышения  качества,

снижения  издержек российских товаропроизводителей.

 Эксплеренты  (скорее всего, мотыльки - почти  эфемерные создания) - фирмы, чьим  конкурентным преимуществом являются  инновации, новые технологии 

16

и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств  для его освоения, широкой маркетинговой  деятельности.

4. Сила воздействия  поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные поставщики могут:

- повышать цену на свои товары;

- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

- Сила поставщиков определяется:

- наличием крупных компаний-поставщиков;

- отсутствием заменителей поставляемых товаров;

 ситуацией,  когда отрасль, куда осуществляются  поставки, - один из неглавных  заказчиков;

 решающим  значением поставляемых товаров  в ряду необходимых экономических  ресурсов;

способностью  присоединить фирму-покупателя путем  вертикальной интеграции.

5. Сила воздействия  покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:

- в давлении на цены в целях их снижения;

- в требованиях более высокого качества;

- в требованиях лучшего обслуживания;

- в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

 Сила  покупателя зависит от:

- сплоченности и концентрированности группы потребителей;

- степени важности продукции для покупателей;

- диапазона ее применения;

- степени однородности продукции;

- уровня информированности потребителей;

17

- других факторов.

 Разрабатывая  конкретную стратегию, фирмы стремятся  найти и воплотить способ выгодно  и долговременно конкурировать  в своей отрасли. Универсальной  конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная  с условиями конкретной отрасли  промышленности, навыками и капиталом,  которыми обладает конкретная  фирма, может принести успех. 
 
 

Глава 3: Особенности конкуренции  на Российских рынках 

Развитие  новых технологий, внедрение эффективных  способов производства, повышение конкурентоспособности  товаров, утверждение России в качестве современной мировой державы, достижение успехов в инновационной сфере  возможны только в условиях благоприятной  конкурентной среды. К примеру, по мнению президента РФ Медведева Д.А., «для решения  таких важнейших задач государства, как создание честной конкурентной среды и обеспечение благоприятного делового климата, необходима провести модернизацию силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции».

Процессы  модернизации экономики России, начавшиеся несколько лет назад, совпали  с началом мирового финансового  кризиса. Последствия экономического спада еще ощущались на протяжении всего 2010 года.

Рост  цен на нефтепродукты, превышающий  темпы инфляции, приводит к ограничению  конкуренции и в ряде случаев  препятствует предпринимательской  деятельности. В 2010 году средние потребительские  цены на дизельное топливо выросли  на 34%, на бензин автомобильный марки  А-76 - на 10%, марки Аи-92 – на 9 %, марки  Аи-95 – на 8%. Основной причиной изменения  цен в мелкооптовом и розничном  сегментах реализации нефтепродуктов является повышение цен в оптовом  сегменте рынков нефтепродуктов. Отсутствие конкуренции на рынках нефтепродуктов требует реализации системных мер  для стимулирования развития рынка  моторных топлив, модернизации нефтеперерабатывающих  мощностей и направленных на совершенствование  государственного регулирования отрасли.

В целях  реализации поручений Правительства  Российской Федерации о повышении  предсказуемости и объективности  механизмов ценообразования 

18

на рынках нефтепродуктов Российской Федерации  ФАС России разработала проекты  федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты  в Российской Федерации» и «Об  обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие указанных законов позволит:

- сформировать  эффективную и стабильную систему  ценообразования на рынках нефти  и нефтепродуктов, взаимоувязанную  с мерами по развитию конкуренции;

- стабильно,  бесперебойно и экономически  эффективно удовлетворять внутренний  спрос на нефть и продукты  ее переработки (путем создания  и развития рынков с высоким  уровнем конкуренции и справедливыми  принципами организации торговли).

Информация о работе Конкуренция и её виды