Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29
Список литературы………………………………………………………………33
Глава 2:
Методы и стратегии
конкуренции
Ни одно
предприятие не может достичь
превосходства над конкурентами
по всем коммерческим характеристикам
товара и средствам его продвижения
на рынке. Необходим выбор приоритетов
и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
•
определение главных
•
формулирование основных
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
Доля
рынка, уровень прибыли фирмы
определяются тем, насколько
- проникающим
в отрасль новым конкурентам, выпускающим
подобные товары;
13
- угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
- компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
- воздействию продавцов (поставщиков);
- воздействию покупателей (клиентов).
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций.
Таблица 3: пять сил конкуренции
- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
14
- необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Apple" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
- политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
- проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
- рекламные атаки на потребителей. Производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
- улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
- большое число конкурентов;
- однородность выпускаемых товаров;
- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции
15
является
использование сравнительных
* Один
из вариантов метода
Коммутанты
(серые мыши) - маленькие, гибкие,
легко подстраивающиеся к
Гибкость
и приспособляемость
Тип,
очень характерный для
Патиенты
(хитрые лисы) -узкоспециализированные
фирмы, хорошо освоившие одну
из ниш (областей особых
Виоленты
(слоны, львы - в зависимости от
мобильности) -гиганты, мощь которых
позволяет им осуществлять
Протекционистская
политика правительства,
снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты
(скорее всего, мотыльки - почти
эфемерные создания) - фирмы, чьим
конкурентным преимуществом
16
и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои товары;
- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
- Сила поставщиков определяется:
- наличием крупных компаний-поставщиков;
- отсутствием заменителей поставляемых товаров;
ситуацией,
когда отрасль, куда
решающим
значением поставляемых
способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
- в давлении на цены в целях их снижения;
- в требованиях более высокого качества;
- в требованиях лучшего обслуживания;
- в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
- сплоченности и концентрированности группы потребителей;
- степени важности продукции для покупателей;
- диапазона ее применения;
- степени однородности продукции;
- уровня информированности потребителей;
17
- других факторов.
Разрабатывая
конкретную стратегию, фирмы
Глава
3: Особенности конкуренции
на Российских рынках
Развитие
новых технологий, внедрение эффективных
способов производства, повышение
Процессы модернизации экономики России, начавшиеся несколько лет назад, совпали с началом мирового финансового кризиса. Последствия экономического спада еще ощущались на протяжении всего 2010 года.
Рост цен на нефтепродукты, превышающий темпы инфляции, приводит к ограничению конкуренции и в ряде случаев препятствует предпринимательской деятельности. В 2010 году средние потребительские цены на дизельное топливо выросли на 34%, на бензин автомобильный марки А-76 - на 10%, марки Аи-92 – на 9 %, марки Аи-95 – на 8%. Основной причиной изменения цен в мелкооптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов является повышение цен в оптовом сегменте рынков нефтепродуктов. Отсутствие конкуренции на рынках нефтепродуктов требует реализации системных мер для стимулирования развития рынка моторных топлив, модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и направленных на совершенствование государственного регулирования отрасли.
В целях
реализации поручений Правительства
Российской Федерации о повышении
предсказуемости и
18
на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие указанных законов позволит:
- сформировать
эффективную и стабильную
- стабильно,
бесперебойно и экономически
эффективно удовлетворять