Конкуренция и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 217.54 Кб (Скачать документ)

Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике России, по состоянию на начало 2010 года составило, по данным Росстата, 4,91 млн. единиц и  выросло на 2,8% по сравнению с 2008 годом, продолжив позитивную тенденцию, наблюдавшуюся  в предыдущем году (представим данные в Приложение 1).

Это может  косвенно свидетельствовать о возможной  тенденции расширения конкурентных отношений и возможности развития конкурентной среды, однако относительно незначительный прирост числа хозяйствующих  субъектов ставит такую возможность  под сомнение.

В пользу такого предположения свидетельствует, например, то, что положительная  тенденция роста числа хозяйствующих  субъектов наблюдается преимущественно  в оптовой и розничной торговле и сфере оказания услуг.

Вместе  с тем следует отметить продолжение  устойчивой негативной тенденции сокращения доли предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 10,0 % 2006 году до 8,5 % в 2010 году), в том числе более интенсивного падения доли производства машин  и оборудования (с 1,6 % до 1,0 %) и доли производства пищевых продуктов (с 1,5 % до 1,1 %). Это свидетельствует об ухудшении состояния конкуренции  в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки  промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок.

Как следует  из данных, представленных в Приложении 2, применительно к распределению  хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние 2 года наблюдается  устойчивая тенденция увеличения числа  частных организаций и сокращения число государственных и муниципальных  организаций, в целом оцениваемая  положительно с точки 

19

зрения  развития конкуренции.

Продолжалось  сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до менее чем одной трети всех работающих. При этом общее количество занятых за последний год несколько  уменьшилось, что может свидетельствовать  о несколько меньшей степени  вовлеченности трудоспособного  населения в хозяйственную деятельность. По сравнению с 2005 г. продолжилось снижение доли крупнейших хозяйствующих субъектов  в экономике страны (без учета  групп лиц, в которые они входят). Так, из данных таблицы 4, в которой представлены данные по совокупности организаций (при расчете учитывалось каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, без учета их финансовых и организационных связей и не включались предприятия, по которым обработка данных осуществлась с учетом требований по защите государственной тайны), суммарная велицина добавленной стоимости которых составляет определенную долю в ВВП (в текущих основных ценах), следует, что если в 2003-2005 годах 10% ВВП создавалось 52, затем 19, а потом всего 10 компаниями, то за 2006-2007 года число таких компаний выросло до 16, за 2008 год – до 25, а за 2009 год – до 32 [3]. 

Таблица 4

Количество  организаций (без субъектов малого предпринимательства) с суммарной  долей добавленной стоимости  в ВВП

Доля  добавл. стоимости в ВВП 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
10% 52 19 10 11 16 25 32
20% 710 207 69 90 128 252 329
30% 7128 2248 474 620 841 2497 3273
40% 97937 36601 4320 5364 6429 38467 82708
50% - 94621 87906 102443 106094 86111 -
 

При анализе  приводимых показателей необходимо учитывать, что они являются в  значительной степени косвенными показателями развития конкуренции без детального учета ограничивающих факторов административного, экономического и технологического характера. Кроме

20

того, они  используются  для характеристики ситуации в Российской Федерации в целом, не учитывая их дифференциацию по регионам. Учет этих региональных особенностей и их влияние на состояние конкуренции представляет отдельную задачу конкурентной политики, решаемую оптимальным образом в рамках анализа реализации региональных программ развития конкуренции с выявлением и последующим распространением положительного опыта.

Всемирный банк (World Bank) в конце 2010 опубликовал  свой восьмой аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2011 году». Согласно его данным Российская Федерация  заняла 123 место среди 183 стран, опустившись  за минувший год на семь позиций. Частично снижение произошло из-за изменения  методики рейтинга, но в большей  степени из-за торможения реформ. По данным исследования впереди России в рейтинге находятся почти все  хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира. За отчетный период авторы исследования зафиксировали в России реформы в двух ключевых сферах:

-в стране было упрощено получение строительных разрешений после введения режима «одного окна» для процедур, связанных с землепользованием;

-принят ряд нормативных актов для улучшения защиты прав кредитор и упрощения процедуры банкротства.

На протяжении нескольких лет самыми проблемными  показателями остаются индикаторы, характеризующие  сложность регистрации предприятия, получения разрешения на строительство, налогообложение, международная торговля. Из них самым проблемным является показатель сложности получения  разрешения на строительство, Россия уже  третий год находится на предпоследнем  месте.

В сентябре 2010 года Всемирным экономическим  форумом (далее ВЭФ) был опубликован  очередной доклад «Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2010-2011». В  отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности  бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).Как и  в предыдущих годах основным средством  обобщенной оценки конкурентоспособности  стран является GCI, который составлен  из 12 слагаемых конкурентоспособности. Количество проанализированных стран  увеличилось с 133 до 139.

В представленном списке Россия осталась на 63 позиции. Как  отмечается в докладе, такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение  макроэкономической стабильности в  некоторой мере было сбалансировано

21

улучшениями в других сферах, особенно сфере  инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне». Конкурентоспособность России в ключевой сфере – «Эффективность рынка товаров и услуг» - продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных.

Рынок конкуренции в РФ на настоящий  момент времени не идеален. В каждой отрасли существуют свои проблемы. Рассмотрим в работе проблемы в некоторых  областях деятельности компаний в РФ.

Одна  из важнейших задач, решение которой  позволит значительно снизить барьеры  входа на рынки услуг связи (прежде всего экономические), а также  создаст условия для функционирования рынков в условиях справедливой и  эффективной конкуренции, является обеспечение недискриминационного доступа к ключевым мощностям  рынков, прежде всего - к объектам инфраструктуры, необходимым для оказания услуг  электросвязи и почтовой связи. Решение  данной задачи возможно при надлежащем нормативном регулировании, которое  предусматривает ограничение гражданских  прав владельцев объектов инфраструктуры. Необходимо отметить, что обеспечение  доступа к инфраструктуре субъектов  естественной монополии решит данную проблему только частично. Значительный пласт барьеров, связанных с ограничением доступа к инфраструктуре отрасли, связан с необходимостью доступа  к объектам инфраструктуры, находящейся  в распоряжении субъектов, не являющихся субъектами естественной монополии  отрасли связи (объекты дорожного  хозяйства, здания и сооружения, не являющиеся сооружениями связи, в т.ч. многоквартирные дома и т.д.). Решение  данной проблемы возможно путем закрепления  соответствующих положений в  отраслевых нормативных правовых актах.

Вторым  необходимым условием для инновационного, конкурентного развития рынков услуг  связи является недискриминационное  распределение и создание условий  для разумного использования  ограниченных ресурсов отрасли, прежде всего, радиочастотного спектра. В  рамках первого этапа административной реформы в отрасли связи приняты  мероприятия, направленные на снижение административных барьеров на рынки  услуг связи (снижение бремени лицензирования, оптимизация процедур, связанных  с выделением и назначением радиочастотного  ресурса), а также на повышение  прозрачности процедур распределения  ограниченного ресурса. Представляется необходимым в дальнейшем в рамках реформы реализовать принцип  технологической нейтральности  отраслевого регулирования.

В настоящее  время большое количество услуг  связи, а также услуг, связанных  с функционированием рынков услуг  связи, оказывается федеральными государственными унитарными предприятиями,

22

находящимися  в ведении отраслевого регулятора. Данный фактор негативно влияет на развитие конкуренции на отдельных  товарных рынках, предлагается провести реструктуризацию хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной  и муниципальной собственности, оказывающих услуги связи и смежные  услуги (рынок оказания услуг почтовой связи, рынок проведения экспертизы электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и другие).

Анализ  конкурентной среды на рынках авиаперевозок  показал, что экономический кризис привел к сокращению авиаперевозок, составившему в 2009 году 10% по отношению  к предыдущему году. Обострились  проблемы структурного характера, требующие  для их решения принятия системных  мер:

-отмечается устойчивое сокращение маршрутов воздушных перевозок, преимущественно в региональном и местном сообщении. 

-маршрутная сеть перевозок не сбалансирована, доля маршрутов, обслуживаемых единственным перевозчиком, составляет более 70%, при этом три четверти пассажиропотока сосредоточено на магистральных направлениях, представленных большим числом авиакомпаний и более высокой коммерческой загрузкой воздушных судов, а доля перевозок, осуществляемых через московский авиационный узел, составляет не менее 75%.

-не менее 95% совокупного объема перевозок выполняется 35 авиакомпаниями при том, что на рынке зарегистрировано порядка 160 участников (авиакомпаний).

-сокращение количества аэропортов в 4 раза за 20 лет, высокая степень износа основных фондов, недостаточность современных технических средств, оборудования, технологий, в совокупности с отсутствием дифференцированных требований по сертификации и эксплуатации аэропортов (аэродромов), а также недостаточным уровнем конкуренции в сфере оказания услуг в аэропортах имеет своим следствием рост стоимости услуг в аэропортах.

-монополизация сферы оказания услуг в аэропортах определяет возможность поставщиков услуг диктовать цены. Развитие конкуренции является необходимым требованием снижения стоимости услуг. В этой связи актуальным является контроль за обеспечением доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.

-высокая стоимость билетов обусловлена в значительной степени неразвитостью конкуренции, прежде всего на региональных и на местных

23

маршрутах. В условиях неудовлетворенного спроса на транспортные услуги перевозчики  не мотивированы на снижение тарифов. Для потребителя отсутствует  видимая связь между применяемой  перевозчиками сложной и непрозрачной тарифной системой и оказываемой  ими  услугой.  

В настоящее  время в качестве направлений  государственной поддержки воздушного транспорта реализуются меры по обеспечению  доступности пассажирских перевозок  пассажиров с Дальнего Востока в  европейскую часть страны, а также  по созданию федеральных казенных предприятий  и субсидированию аэропортов в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях.

Информация о работе Конкуренция и её виды