Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры.
Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.
Введение 3
1. Основные понятия. 4
2. Определение и условия монополистической конкуренции…………………6
3. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 9
4. Неценовая конкуренция 13
5. Реклама 14
6. Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 16
Заключение 18
Литература 19
Практическая часть…………………………………………………………...…20
4. Неценовая конкуренция
Конкуренция за объем продаж, действующие в условиях несовершенной конкуренции фирмы имеют более сложную стратегию.
Поскольку в условии
несовершенной конкуренции
Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов и может быть реализована путем углубления дифференциации продукта путем придания ему новых свойств, которые могут повлечь за собой охват новых групп потребителей. Высокорезультативным способом расширения рыночной доли фирмы может стать политика долгосрочного послепродажного обслуживания и гарантий. Мощным фактором укрепления конкурентной позиции является предоставление льготных условий продажи (кредит, скидки).
Распространенным типом
неценовой конкуренции является
дифференциация на основе специализации
(дешевый товар, товары среднего качества,
дорогой, стильный товар). Положение
кривых спроса и издержек, а также
положение долгосрочного
5. Реклама
Важнейшее место среди неценовых факторов конкуренции отводиться рекламе. Она позволяет снизить чувствительность потребителя к цене и повысить барьеры входа на рынок, что повышает рыночную власть фирмы. Но увеличение рекламных издержек ведет к росту общего уровня издержек. Поэтому результативность рекламы (изменение величины прибыли)будет зависеть от характера изменения средних издержек LRACR и изменений спроса (рис. ). Так как уровень издержек LRAC(Q) зависит от изменения спроса, то он может снизиться – LRAC(Q2) или возрасти LRAC(Q3), LRAC(Q4).
Рисунок 3.1 Действие рекламы
Если положительные изменения в спросе DR1 окажутся существеннее роста средних издержек LRACR1, то это принесет фирме бо´льшую прибыль (светлоокрашенный прямоугольник на рис. 3.2), свидетельствуя об эффективности рекламы. Если же изменения спроса DR2 и издержек производства LRACR2 обернуться сокращением прибыли (рис 3.3), то это свидетельствует о неэффективности рекламной деятельности.
Рисунок 3.2 Рисунок 3.3
Эффективность рекламы
Получение фирмой дополнительной прибыли в результате проведения рекламной компании объясняется не только увеличением объема продаж, но и снижением средних издержек производства вследствие сокращения избыточных производственных мощностей (рис 3.1). Причин неэффективной рекламной деятельности может быть много, так как она имеет и негативные последствия. Реклама может способствовать увеличению спроса на продукцию конкурентов, а при значительной экономической прибыли, и проникновению в отрасль новых фирм. Поэтому в долгосрочной перспективе спрос на продукцию данной фирмы может снизиться и прибыль, учитывая возросшие издержки, станет меньше, а может стать и нулевой. Неоднозначной является оценка последствий рекламы для общества. С одной стороны, реклама способствует расширению информации о товарах и ценах, а также экономическому росту эффективно работающих фирм. Но с другой, - в ней усматривают угрозу подрыва суверенитета потребителя (формирует вкусы), причину жестких цен и источника долгосрочной ценовой инфляции [Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; с. 211].
6. Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности.
Несмотря на схожесть
механизмов совершенной и
Рисунок 4.2 Эффективность
Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента [Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; с. 199].
Заключение
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные услуги. Это прием платежей, различные аксессуары к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.
Список используемой литературы:
1) Курс экономической
теории: Общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика.
Основы национальной экономики:
2) Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
3) Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.
4) «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел, С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.
5) Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. – 544 с.: ил.
6) Тарануха Ю.В. Микроэкономика – М: «Дело и Сервис», 2002
7) Экономическая теория: Учебник для вузов / науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.: ил.
8)«Курс по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.
9) Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В. Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Мн.: Тетра Системс, 2001.- 400с.
10) Селищев А.С. Микроэкономика – СПб: «Питер», 2003.
Практическая часть
Вариант № 5.
Задание 2.
2.1. Определите, верны (в) или неверны (н) следующие утверждения.
1. В
2. В
3. В
4. В
5. Н
6. Н
7. Н
8. В
2.2. Найдите
среди вариантов ответов
Тест 1. а)
Тест 2. а)
Тест 3. б)
Тест 4. б)
Тест 5. в)
Задание 3. Решите следующие задачи.
Задача 1.
Решение:
Избыток при цене 240 руб. = 8 тыс. шт.
37/270 = 0,1370
40/300 = 0,1333
Ed (P) = 15/240 = 0,0625
10/270 = 0,0370
5/300 = 0,0166
Задача 2.
Решение:
а) 10 тыс. рублей на 3 года:
- 1ый год = 10 тыс. рублей на 1 год под 20 % годовых = 10000*0,2=2000,
10.000 + 2.000 = 12.000 за 1ый год;
- 2ой год = 10 тыс. рублей + 12 тыс. рублей (за 1ый год) = 22 тыс. рублей под 20 % годовых =22000*0,2=4400,
22.000 + 4.400 = 26.400 рублей (за два года);
- 3ий год = 10 тыс. рублей + 26.400 (за два года) = 36.400 рублей в конце трехлетнего периода.
б) 35 тыс. рублей в конце трехлетнего периода
Ответ: выгоднее будет использовать вариант а).