Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:06, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в обширности проявления монополизации в РФ, что ухудшает положение российского рынка в целом.
Цель курсовой работы – это объяснение причины возникновения монополий в РФ.
Задачи – показать на практике, приводя примеры негативных последствий влияния монополий, методы борьбы с монополиями.
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Совершенная конкуренция
2. Рынок несовершенной конкуренции …………….
2.1. Рынок монополии и ее разновидности ……………. 9
17
2.2. Всемирные корпорации и их роль в экономике………………. 21
2.3. Антимонопольная политика государств………………………. 29
3. Путь развития конкуренции и монополии
3.1. Конкуренция и монополия в XIX – XX вв. ……..…………. 34
Заключение ....................................................................................... 40
Список использованных источников................................................ 42
поведения в условиях школы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Конкуренция и монополия»
Работу выполнил
студент группы 10-203
Баландин А.А
Проверил преподаватель:
Любимцева С.В.
Москва – 2012
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Совершенная конкуренция 2. Рынок несовершенной конкуренции ……………. 2.1. Рынок монополии и ее разновидности ……………. |
9 17 |
2.2. Всемирные корпорации и их роль в экономике………………. |
21 |
2.3. Антимонопольная политика государств………………………. |
29 |
3. Путь развития конкуренции и монополии 3.1. Конкуренция и монополия в XIX – XX вв. ……..…………. |
34 |
Заключение .............................. |
40 |
Список использованных источников.................... |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Актуальность этой темы заключается в обширности проявления монополизации в РФ, что ухудшает положение российского рынка в целом.
Цель курсовой работы – это объяснение причины возникновения монополий в РФ.
Задачи – показать на практике, приводя примеры негативных последствий влияния монополий, методы борьбы с монополиями.
Передо мной стоит непростая задача, в которой хотят разобраться многие социологи, экономисты и политики.
1. 2 .Совершенная конкуренция
Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.
Основными особенностями, определяющими рынок совершенной (чистой) конкуренции, являются следующие:
однородные (гомогенные) товары;
Строго говоря, беря меркантилизм
за начальный хронологический
Привлечение потребителя модно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя. Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный товар. Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная
характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Как повысить конкурентоспособность товара?
Рост конкурентоспособности товара может быть связан с:
товара потребителем.
Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет
конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями
имеются и отличия.
Конкурентоспособность фирмы - это относительная
характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Ниже представлен рейтинг стран по уровню конкурентоспособности рис.1
Рис. 1
2. Рынок несовершенной конкуренции
Рыночная несовершенная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок,
обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.
Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь. С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.
И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает
сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства,
причем это различие касается, главным образом, эффективности или
прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой
системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.
Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде.. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за
рост масштаба производства. Начавшаяся в недрах идеальной рыночной конкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Для крупного предприятия появляется возможность более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на
отдельных операциях.
Еще раз подчеркну, что несовершенная конкуренция с самого начала
рассматривалась как необходимый фактор развития производительных сил.
Естественно, что и государственная политика была направлена на то, чтобы