Тема 1. Понятие, цели,
задачи и значение оценки бизнеса.
- История развития оценки стоимости предприятия (бизнеса)
3 этапа: дореволюционный,
советский, современный (рыночный)
- Оценка земли
- Оценка недвижимости
- Оценка предприятия (фабрики)
- Оценка имущества
- Оценка бизнеса
- Эволюция подходов к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
- Затратный
- Сравнительный
- Доходный
Общепринятые подходы
в международной практике, которые
сложились в процессе эволюции формирования
способов оценки бизнеса.
- Сначала использовался затратный – подход на основе активов. Получил распространение в 50-60 гг. XX века
- В период интенсивных слияний и поглощений в конце 1970-х гг. стал применяться рыночный подход. Он использовал рыночные мультипликаторы. На первый план выходят инвестиционные решения
- Начало 1980-х гг. – активное внедрение доходного подхода, метода ДДП.
- Оценка бизнеса: понятие и цели
«Под оценочной
деятельностью понимается деятельность
субъектов оценочной деятельности,
направленная на установление
в отношении объектов оценки
рыночной или иной собственности».
Оценка стоимости бизнеса,
как и любого другого объекта
собственности, представляет собой
целенаправленный упорядоченный процесс
определения величины стоимости
объекта в денежном выражении
с учетом влияющих на нее факторов
в конкретный момент времени в
условиях конкретного рынка.
Оценку бизнеса
проводят в целях:
- купли продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
- повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
- принятия обоснованного инвестиционного решения;
- купли продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
- установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
- реструктуризации предприятия;
- разработки плана развития предприятия.
- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
- налогообложения;
- принятия обоснованных управленческих решений;
- осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.
- Субъекты и объекты оценки бизнеса.
К субъектам оценочной
деятельности можно отнести:
- органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
- профессиональные объединения оценщиков;
- заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;
- потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки.
В соответствии со
статьей 5 Закона к объектам оценки
относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т. ч. предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работа, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Тема 2. Виды стоимости
и принципы оценки бизнеса
- Виды стоимости, используемые при оценке бизнеса
В зависимости от цели проводимой
оценки и от количества и подбора
учитываемых факторов оценщик рассчитывает
либо рыночную стоимость, либо вид стоимость,
отличный от рыночной. В стандартах оценки,
обязательных к применению субъектами
оценочной деятельности Российской Федерации,
определено 10 видов стоимости, в том числе:
Рыночная стоимость
— это наиболее вероятная цена,
по которой данный объект может быть отчужден
на открытом рынке в условиях конкуренции,
когда стороны сделки действуют разумно,
располагая всей необходимой информацией,
а на величине цены сделки не отражаются
какие-либо чрезвычайные обстоятельства,
то есть когда:
- одна из сторон не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на продажу в форме публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
- стоимость замещения объекта оценки;
- стоимость воспроизведения объекта оценки;
- стоимость объекта оценки при существующем использовании;
- инвестиционная стоимость;
- стоимость объекта для целей налогообложения;
- ликвидационная стоимость;
- утилизационная стоимость;
- специальная стоимость;
- Принципы оценки, используемые для оценки бизнеса в зависимости от целей оценки
Можно выделить три группы
принципов оценки:
- основанные на представлениях собственника:
- принцип полезности объекта оценки- может обладать стоимостью только, если он полезен какому-либо потенциальному собственнику;
- принцип замещения- рациональный покупатель не заплатит за собственность больше минимальной цены;
- принцип ожидания- стоимость определяется на основе ожидаемых событий, объект будет столько стоить, сколько принесёт доходов.
- связанные с эксплуатацией собственности:
- принцип остаточной продуктивности- измеряется как чистый доход, отнесённый к земле после того, как были оплачены затраты на труд, капитал и предпринимательство;
- принцип вклада- включение любого доп. Фактора в объект оценки;
- принцип сбалансированности- факторы производства должны находиться в пропорциональном отношении друг с другом;
- принцип возрастающих и уменьшающихся доходов или предельной производительности- добавление ресурсов к основным факторам производства до опред. момента;
- принцип эк. величины или эк. размера – отклонение от эк. Размера, как правило приводит к снижению привлекательности, а значит и стоимости объекта;
- принцип эк. разделения – такое сочетание имущественных прав, при кот. обеспечивается оптимальная структура текущих и ожидаемых выгод и как, следствие, максимальная стоимость.
- принципы, обусловленные действием рыночной среды:
- принцип спроса и предложения- цены на объекты оценки устанавливаются рынком;
- принцип конкуренции- учитываются изменения на данном рынке;
- принцип соответствия- соответствие рыночных потребностей с ценой товара;
- принцип зависимости- стоимость объекта оценки зависит от факторов внешней и внутренней среды;
- принцип изменения- изменение факторов(соц., эк.,полит.), влияющих на стоимость объекта оценки с течением времени.
- Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ)- синтез всех 3х групп принципов. Этот принцип: отвечает всем правовым требованиям и ограничениям, физически осуществим, экономически эффективен, максимально продуктивен, т.е. обеспечивает объекту оценки наивысшую текущую стоимость.
- Факторы, изменяющие стоимость бизнеса
Географические, социальные,
политические, демографические, экономические.
При определении стоимости
оценщик принимает во внимание различные
микро- и макроэкономические факторы,
к числу которых относятся
следующие.
- Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
- Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь определяется соотношением потоков доходов и расходов.
- Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
- Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.
- Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник.
- Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности.
- Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду с полезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от возраста. Более молодые люди склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем.
- Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство, ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
Тема 3. Правовое регулирование
оценки стоимости бизнеса
1.Стандарты оценки,
применяемые для оценки предприятия
(бизнеса): виды стоимости, методы
оценки, рекомендуемые принципы оценки
стоимости бизнеса.
В зависимости от цели проводимой
оценки и от количества и подбора
учитываемых факторов оценщик рассчитывает
либо рыночную стоимость, либо вид стоимость,
отличный от рыночной. В стандартах оценки,
обязательных к применению субъектами
оценочной деятельности Российской Федерации,
определено 10 видов стоимости, в том числе:
Рыночная стоимость
— это наиболее вероятная цена,
по которой данный объект может быть отчужден
на открытом рынке в условиях конкуренции,
когда стороны сделки действуют разумно,
располагая всей необходимой информацией,
а на величине цены сделки не отражаются
какие-либо чрезвычайные обстоятельства,
то есть когда:
- одна из сторон не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на продажу в форме публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
- стоимость замещения объекта оценки;
- стоимость воспроизведения объекта оценки;
- стоимость объекта оценки при существующем использовании;
- инвестиционная стоимость;
- стоимость объекта для целей налогообложения;
- ликвидационная стоимость;
- утилизационная стоимость;
- специальная стоимость;
Принципы оценки,
используемые для оценки бизнеса
в зависимости от целей оценки
Можно выделить три группы
принципов оценки:
- основанные на представлениях собственника: