Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа
Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования
монополий, их виды………………………………
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………...……
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая поведение фирм на рынке, нельзя не обратить внимания на влияние характера и типа рынка, на котором они функционируют.
Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В
условиях рыночной экономики главной
задачей любого субъекта хозяйствования
является получение прибыли, привлечение
наибольшего числа
Между
участниками рыночного
Стремление выиграть в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма.
Роль
конкуренции и монополий в
экономике оценивается
Таким образом, изучение конкуренции является актуальным для субъектов экономики.
В моей курсовой работе рассматриваются две стороны одного и того же рыночного взаимодействия: конкуренция и монополизм.
Первая из них – одна из главных причин эффективного производства, так как именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
Вторая сторона - позволяет использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что способствует снижению себестоимости и повышению качества продукции.
Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.
Задачи:
1.СУЩНОСТЬ
КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Конкуренция и ее функции.
Конкуренция слово латинского происхождения, означает «состязание», «столкновение». Как мы уже знаем, конкуренция является коренным свойством рыночной экономики, капитализма. Основой конкуренции служат свобода предпринимательства и свобода выбора, реализующиеся в форме стремления каждого человека максимально удовлетворять свои потребности, получить денежный доход для себя лично.
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукта с целью получения максимальной прибыли. Это борьба нового со старым, в результате которой достигается прогресс в экономике.
Конкуренция – невидимая движущая рука в экономике. По мнению А.Смита, каждый индивид стремится к своей собственной выгоде, и в этом им движет невидимая рука провидения. Эта рука и есть конкуренция.
Для Смита
конкуренция характеризуется
Для
существования конкуренции
Первым условием возникновения конкуренции есть наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного собственника, как в условиях административно-командной системы, когда при создании многих видов продукции командовала только государство, властвует государственная монополия, которое, по сути, возражает конкуренцию.
Второе
условие возникновения
Третьим условием возникновения конкуренции есть соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной конкуренции.
Четвертым условием возникновения конкуренции следует считать наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установления высокой нормы прибыли, которая, по сути, есть ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Тем не менее, выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства.
Объемность данного понятия, широкий спектр функций конкуренции раскрывают сущность конкуренции. Анализ рыночных процессов позволяет выделить ряд важнейших функций рыночной конкуренции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция
контроля. Конкуренция ограничивает
и контролирует экономическую силу
каждого предприятия. Например, монополист
может назначать цену. В то же
время конкуренция
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
Масштаб
интенсивности конкуренции
В
соответствии с руководящим принципом
оптимальной интенсивной
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
В реальной экономической