Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа
Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25
Иной
движущей силой действий предпринимателей
в этом направлении является закон
концентрации производства и капитала.
Как известно, действие этого закона
наблюдается на всех этапах развития
рыночных отношений. Его движителем
является конкурентная борьба. Чтобы
выжить в такой борьбе, получить
большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более
доступным и распространенным является
путь соглашения нескольких крупных
фирм. Он дает возможность быстро создать
ситуацию, когда продавцы (производители)
выступают на рынке “единым фронтом”,
когда сводится на нет конкурентная
борьба, прежде всего ценовая, покупатель
оказывается в
Различают
пять основных форм монополистических
объединений. Монополии монополизируют
все сферы общественного
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более
сложные формы
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Вообще
любая монополия может
Более
лоялен рынок олигополии, которая
может подразделяться на два типа:
олигополия первого вида – это
отрасли с совершенно одинаковой
продукцией и большим размером предприятий.
Олигополия второго вида – положение,
когда есть несколько продавцов,
продающих дифференцированные товары.
В таком случае существует частичный
контроль над ценами. Рынок монополистической
конкуренции с дифференциацией
продукта предполагает, что покупатель
предпочитает товар определенного
вида: его привлекает именно данный
сорт, качество, упаковка, торговая марка,
уровень обслуживания и т.п. Признаки
такого рынка: множество производителей,
много действительных или воображаемых
различий в продукции, очень слабый
контроль над ценами.
1.4 Взаимосвязь конкуренции и монополий.
Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.
Монополия же, по своей природе — сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
Однако, следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимно-отрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно не совместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между
тем монополия находится в
весьма сложной и противоречивой
взаимосвязи с конкуренцией. Уже
тот факт, что производство и реализация
какого-либо продукта захвачены монополистической
группой крупных
Противоречие
конкуренции собственно в том
и состоит, что каждый отдельный
конкурент должен желать для себя
монополии, тогда как все конкуренты,
вместе взятые, должны терять от монополии
и потому должны её разрушить. Отсюда
вытекает, что на месте разрушенной
монополии с необходимостью возникает
новая конкуренция, что, следовательно,
конкуренция и монополия
Примечательно, что нынешние авторы в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции.
Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус:
"В
современной экономике
Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.
Первая тенденция - к усилению монополизации рынка.
Научно-техническая
революция вызвала переход к гораздо более
высокому уровню укрупнения хозяйства
(к объединению предприятий в различные
хозяйственные комплексы).
____________________
Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. С. 190.
Централизация
производства привела к образованию
мощных естественных монополий, охватывающих
национальное экономическое пространство
(магистральные трубопроводы для
транспортировки нефти и газа,
трассы по передаче электрической и
тепловой энергии и т. п.). В макроэкономике
возник монополистический по своей
природе государственный
Вторая тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой. Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. И логично возникает вопрос: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций? Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии.
Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке. В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.
Профессора
С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают:
"...правительства большинства стран
в целях ускорения технического прогресса
предоставляют изобретателям права на
временные монополии. В Соединенных Штатах
патенты обеспечивают монопольные права
в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные
секреты, иногда дают толчок к развитию
даже монополий-"долгожителей.
__________________
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 207.
Основными
формами своеобразного
О
новом состоянии рынка дает представление
табл. 1.1.
Таблица 1.1 Формы
сочетания конкуренции и монополий
Параметры состояния рынка | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Число продавцов | Много | Мало |
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | Обычно есть |
Дифференциация продукта | Есть | Возможна |
Участие фирм в контроле над ценами | Цена индивидуализированного продукта контролируется | Нелегальный контроль |
В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны.
Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим.
Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.
Поясняя
коренную особенность монополистической
конкуренции,
Э. Чемберлин писал: "Дифференциация
может базироваться на определенных особенностях
самого продукта, вроде таких, как особые
запатентованные свойства - фабричные
марки, фирменные названия, своеобразие
упаковки или тары (если таковые имеются),
или же таких, как индивидуальные особенности,
относящиеся к качеству, форме, цвету или
стилю. Дифференциация может существовать
в отношении условий, сопутствующих продаже
товара. В розничной торговле эти условия
включают в себя такие факторы, как удобство
местонахождения продавца, общая атмосфера
или общий стиль, свойственные его заведению,
его манера ведения дел, его репутация
как честного дельца, любезность, деловая
сноровка и все личные узы, которые связывают
его клиентов либо с ним самим, либо с теми,
кто у него работает.