Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25

Работа состоит из  1 файл

микроэк.docx

— 77.01 Кб (Скачать документ)
 

 

     2.2 Защита конкуренции в России. ФАС.

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

    Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

    Основной  орган, который контролирует исполнение законов, способствующих свободной  конкуренции на товарных рынках, теперь называется Федеральной антимонопольной  службой (ФАС).

    В соответствии со ст.39 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ “О конкуренции” Федеральная  антимонопольная служба в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает  дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам  их рассмотрения решения и выдает предписания.  Дела о защите конкуренции возбуждаются по заявлениям юридических или физических лиц и иным основаниям предусмотренным законом о защите конкуренции. 

    В области проведения государственной  политики развития конкуренции функции  и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

    Рассмотрим  работу ФАС на примере нарушений  антимонопольного законодательства нефтяных компаний.

    Действующими  законами РФ не предусмотрено государственное  регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного  механизма конкуренции.

    Но  развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих  мощностей и нефтехранилищ, высокие  экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость  строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного  законодательства).

    До  тех пор, пока существуют труднопреодолимые  искусственные барьеры для входа  на рынки, которые препятствуют появлению  новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и присекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

    «Картельные сговоры крупных нефтяных компаний, таких как ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпромнефть" и ОАО "ТНК-BP Холдинг" были выявлены в 2009г.  ФАС Всего 2009-2010 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей, 
ОАО "Газпромнефть" - 1 356 560 819,53 рублей, 
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей, 
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей

    По  делам в регионах совокупный размер штрафов приближалось к 1,5 млрд. рублей.»[http://www.fas.gov.ru/,13] 
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других - арбитражными и апелляционными судами.

    На  сегодняшний день ФАС вновь подозревает  нефтяные компании в картельном сговоре. По информации Минэнерго в 10 регионах России  ощущается нехватка бензина(26 апреля 2011г.)

    Нефть в стране, естественно не закончилась. Нефтяные компании просто отправляют бензин на экспорт. Экспорт увеличился сразу на 67%. В итоге на российской бирже практически пусто. И это  притом, что в 2010г. Россия заняла первое место по добыче нефти. Премьер-министр  России Владимир Путин  пообещал,  что люди не будут испытывать дефицит  нефти и нефтепродуктов. Он предложил  перейти на «Евро-3».

    28 апреля 2011г. дефицит топлива уже  более, чем в 20 районах России. Непомерные налоги привели к  тому, что сырая нефть на внутреннем  оптовом рынке подскочила до 11 тысяч рублей за тонну, приближаясь  к критическим показателям кризисного 2008 года – 13 тысяч рублей за  тонну».

    В нефтекомпаниях уже успели заявить  о своей непричастности к топливному кризису и принятии экстренных мер  для стабилизации ситуации. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Так как рыночная система оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем.

     На  рынке решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа  на рынок и выхода из него, доступность  информации.

     Знание  структуры рынка необходимо для  того, чтобы определить возможные  объемы продаж при различных уровнях  цен и то, как

поведут себя предприятия-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

     Конкуренция является движущей силой экономики. Во многом от конкуренции зависит  производство товаров, влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция  оживляет и стимулирует бизнес, повышая  его эффективность.  

       Выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии,  монополистической конкуренции  и олигополии.

За исключением  чистой, или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют  рынок несовершенной конкуренции.

     Роль  конкуренции и монополий в  экономике неоднозначна, существуют как положительные, так и отрицательные  черты.

     Любое крупное предприятие склонно  пользоваться выгодами от

своего  положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики.

      Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие  или государство. Не всякий процесс  концентрации или централизации  ведет к образованию монополий, по сути в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий.

      Характерными  признаками подобного поведения  является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно  завышенных цен.

      Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста.   Конкуренцию  следует оценивать не столько  как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов.

      Конкуренция может быть ограниченной вследствие не многочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров.

     Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной  и эффективной. 
 
 

       Библиографический список 

  1. Хорошун К. Н. Микроэкономика – Мн.: БГЭУ, 2005. – 122 с..
  2. Майкл Портер Исправленное издание «Конкуренция» 2005 г. - 376с.
  3. Шпалтаков В. П. Конкурентоспособность фирмы: Монография/ В.П. Шпалтанов, Е.В. Севостьянова; ОмГУПС, 2006г.,5-36 с.
  4. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов. Серегина С.Ф., Савицкая Е.В., Аносова А.В., Касаткина А.А., Ким И.А., Лебединская Е.В., Лукин М.Ю., Протасевич Т.А., Пястолов С.М., Розанова Н.М., Щукина Л.Б. // Москва: Market DS, 2010. 384 с.
  5. Микроэкономика.// Роберт Пиндайк Даниэль Рубинфельд Москва— 1992 504 с.
  6. Макконнелл К.Р. Брю С.Л /Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М., 1992
  7. Попов А. И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  8. Принципы микроэкономики. Н. Грегори Мэнкью. - 2-е изд. – Москва, 2005. - 555 с. : ил. - (Учебник для вузов).
  9. Современная микроэкономика: анализ и применение. в 2 т. : пер. с англ. / Д. Н. Хайман; под ред., с предисл. и послесл. С. В. Валдайцева. - Москва : Финансы и статистика. 2002 С. 364 с.
  10. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.2006. №12. - 17-26 с.
  11. Экономическая теория/Микроэкономика - Роберт Пиндайк, Даниэль Рубинфельд 54с.
  12. . Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]/ Анализ рынков. - Электронные данные. - М.: Федеральная Антимонопольная Служба, 2009-2011. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

Информация о работе Конкуренция и монополизм