Конкуренция и монополизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25

Работа состоит из  1 файл

микроэк.docx

— 77.01 Кб (Скачать документ)

        При наличии  конкуренции   на  рынке  производителя   с  целью  получении максимальной прибыли стремятся  снизить  издержки  производства  на  единицу продукции, в результате  этого создается возможность снижения  цены,  что увеличивает объем продаж у производителя  и  его  доход.  Самым  эффективным способом  достижения  этого  является  использование  научно -  технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно -  технических достижений позволяет увеличить  производительность  труда,  что  как  раз  и ведет к будущему  снижению  цены,  приносящему,  однако,  фирме  -  новатору большой доход.

         Конкуренция создает у производителей  стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение  ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за  счет  дифференцирования отдельного  продукта.  Производители  осуществляют  постоянную  борьбу   за покупателя  на  рынке.   Результатом   такой   борьбы   является   политика стимулирования   сбыта,   которая   всемерно    и    всесторонне    изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой,  удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель,  и общество в целом.

        «Совершенным конкурентом» является тот,  кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять  на  нее  в сторону повышения или понижения. В  свою  очередь  «полностью  конкурентной отраслью»  является  такая  отрасль,  которая  состоит   исключительно   из многочисленных совершенных конкурентов.

         Рынки, на которых либо покупатели  либо продавцы принимают в  расчет свою способность  воздействовать  на  рыночную   цену,   являются   несовершенно конкурентными.

         Многие рынки, как, например, рынки  автомобилей,  крупяных  изделий   для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

         Фирма является «несовершенной»   до  тех  пор,  пока  ее  кривая  спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не  горизонтальную линию  спроса  каждого  мелкого  совершенного  конкурента   в   отрасли   с совершенной конкуренцией.

        На  совершенно конкурентном  рынке  имеется  множество   продавцов   и покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

        Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию.  Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают  в  расчет  эту способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных   типов   несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.  На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных  рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

        Насколько несовершенной может  быть несовершенная  конкуренция?  Крайними случаем является наличие единственного продавца,  обладающего  практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он  является  единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли,  выпускающей  близкий заменитель его продукции.

         Самым крупным случаем  несовершенной   конкуренции  является  монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения  в него других.

         В реальной жизни монополия  - это всегда вопрос меры власти  над  рынком. Можно  было  бы  утверждать,  что  каждый   бакалейный   магазин   является монополистом, поскольку не  существует  даже  двух  магазинов  с  абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако  такой  подход  к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так  как  цены, назначенные одним магазином,  влияют  на  спрос,  с  которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист  не имеет таких идентифицируемых соперников.

        Поскольку монополист является  единственным поставщиком  некоего   товара или вида услуг, цена, которую он получает за  свою  продукцию,  определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

        Продавец обладает монопольной  властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.

         В условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий   к вхождению в рынок новых производителей. С другой  стороны,  на  монопольных рынках   существуют   барьеры   вхождения,   которые   делают   невозможным проникновение на рынок любого  нового  продавца.  В  силу  этого  монополия может иметь значительный приток прибыли.

        Монополистической   конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной  конкуренции.  Как  и  в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция - это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

        Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

        В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в  рынок  новых  фирм.  Но поскольку  барьеры  вхождения   отсутствуют,   фирмы   в   монополистической конкуренции  не  рассчитывают на получение   значительной   прибыли   в долгосрочном периоде.

         Олигополия     подразумевает     наличие     нескольких      продавцов. Олигополистический рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность  и отрасль  по   производству   нефтяных продуктов   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как  и  при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это  обусловливает  большую сложность решений олигополистов по сравнению с  решениями  фирм  на  других типах рынков.

         Если дифференциация продукции  возможна, фирмы должны  побеспокоиться  о дизайне и рекламе продукции. Олигополия  занимает  промежуточное  положение   между   монополией   и конкуренцией и в другом  аспекте.  В условиях  когда  конкуренция  является совершенной,  барьеры  вхождения  в  рынок  отсутствуют,  а   монополия   не оставляет возможности для проникновения других фирм.  На  олигополистических рынках обычно существует  некоторые  барьеры  вхождения,  но  они  не  столь жестки для  того,  чтобы  сделать  его  абсолютно  невозможным.  Чем  слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль,  в  которой  продавцы,  занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать  новые  фирмы, и, следовательно, тем ниже будет прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

    1.3 Причины существования монополий, их виды.

    Есть  несколько причин существования  монополий.

    Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

    Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

    Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

    Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным  уровнем, затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту перераспределять в  свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение  выпуск продукции будет малым, а  цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

    Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции.

    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Информация о работе Конкуренция и монополизм