Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа
Цель моей работы – изучить соотношение конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25
__________________
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. С. 103-104.
По-своему
монополия и конкуренция
1.5 Факторы, влияющие на конкуренцию.
Конкурентный
процесс – это процесс
Рисунок 1
Барьеры входа (выхода) в отрасль. Объективным препятствием развитию конкуренции в инфраструктурной сфере служат высокие барьеры для входа в нее новых фирм. «Величина» таких барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. По сравнения с инвестициями в другие сферы экономики инвестиции в инфраструктуру характеризуются непривлекательными факторами: длительные сроки окупаемости, высокий уровень рисков, длительный период амортизации основных фондов, наличие многочисленных органов регулирования хозяйствующих субъектов в данной сфере деятельности.
Барьеры входа (выхода) в отрасль разделяются на стратегические (вызванные деятельностью продавцов и (или) покупателей на рынке) и нестратегические (действуют в отрасли независимо от функционирующих предприятий).
Стратегические барьеры делятся на ценовые и неценовые (инвестиции, дифференциация товаров). Нестратегические барьеры подразделяются на структурные (объем и структура капитала, технология, издержки) и конъюнктурные (платежеспособность покупателей, насыщенность рынка товарами).
Факторы, определяющие специфику отрасли, тоже достаточно многообразные. Это географические, природно-климатические, социально-демографические, научно-технические, правовые, культурные и экологические факторы. Важное значение имеет роль, которую играет отрасль в современном научно-техническом и экономическом прогрессе. Наибольшее влияние в конкуренции имеют отрасли, выпускающие наукоемкую, высокотехнологическую продукцию и оказывающие высококачественные услуги (научные, образовательные, финансовые и т.д.)
Межотраслевые
факторы связаны со сдвигами в
структуре национальной и мировой
экономики, определяемыми движением
к постиндустриальному
Среди межотраслевых факторов все большее значение приобретают интеграционные процессы: формирование межотраслевых компаний (концернов, конгломератов) и транснациональных корпораций, конкурентные позиции которых укрепляются.
Интенсивность конкуренции зависит также от фазы развития рынка. Это может быть новый быстрорастущий рынок, возникший в результате использования перспективных научных разработок, или рынок периода замедления роста, или рынок периода застоя. Данные фазы определяются жизненным циклом продукта и некоторыми другими условиями.
Различие
ментальности владельцев фирм и персонала
является одним из источников разнообразия
стратегий и конкурентного
Особенности
экономических ценностей и
В
зависимости от того, какова ментальность
фирмы, она формирует стиль
Государственное
регулирование оказывает
Выделим основные факторы, которые мешают развитию конкуренции в стране. Развитие конкуренции в нашей стране сдерживают монополии. Примером монополий в России являются РАО РЖД, РАО ЕС, ОАО «Омскводоканал». Следующим фактором являются олигополии, к примеру, нефтяные компании, которые в 2011 году подняли цены на нефть и находятся под подозрением ФАС о картельном сговоре. Мешает развитию конкуренции несовершенства законодательства (Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования).
В последние годы на территории РФ осуществляется последовательная политика, способствующая развитию малого бизнеса (антимонопольное законодательство 1 раз в 5 лет осуществляет плановые проверки компаний; система кредитования; бизнес инкубаторы). В период экономического кризиса лицам, лишившихся работы предоставлялось возможность занятие предпринимательской деятельностью им выдавалось по 50 т.р.
На
сегодняшний день, малому бизнесу
все так же требуется поддержка
государства.
2.КОНКУРЕНЦИЯ
В РОССИИ
2.1 Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования
Рыночная экономика сама по себе не генерирует «оптимальную» с точки зрения технического развития степень конкуренции, поэтому такую задачу должно взять на себя государство.
Политика
государства должна быть направлена,
во-первых, на поддержку конкуренции
в плане антимонопольной
Советская экономика была в своей основе монополистической. Административно-командная система создавала благоприятные условия для формирования монополизма «сверху вниз» Это позволяло вышестоящему в управленческой иерархии навязывать свои интересы нижестоящим.
Массовый
дефицит продукции тоже был источником
монополизма. Он продолжал конкуренцию
между потребителями и
Российский
рынок сформировался в процессе
преобразования государственно-
Правительство
должно вынудить монополистов добиваться
прибыли расширением
Временная
монополия возникает в
Естественные монополии существуют для удовлетворения спроса по более низкой цене, чем в условиях конкуренции, обычно по таким важным для населения услугам, как транспорт, водо-, тепло-, газо-, и электроснабжение.
Государственная монополия находится в полной государственной собственности, управляется советом директоров, назначаемых государством; цены определяются финансовой политикой государства.
Необходимо
учесть, что в постсоветской России
сложились неравные условия конкуренции,
неодинаковые «правила игры» на рынке,
выгодные неэффективным предприятиям,
работающих с советских времен. Это
неравенство вызвано
Среди
появлений неравенства условий
конкуренции можно также
Неравные
условия конкуренции помогают многим
неэффективным фирмам избежать банкротства,
поглощение более эффективными командами.
Более того, нередко более эффективные
фирмы оказываются менее
«В современных условиях перед российским государством в процессе развития, в рамках совершенствования развития конкуренции, стоят следующие задачи: