Конкуренция на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3
I КОНКУРЕНЦИЯ НА РАЗИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Условия возникновения конкуренции ……………………………………..6
1.2 Функции конкуренции ……………………………………………………….7
II КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………….17
III СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ …………………………………….....30
3.1 Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции .....30
3.2 Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции…..30
IV МОНОПОЛИЯ..……….…………………………………………………….33
4.1 Понятие монополии …………………………………………….…………..33
4.2 Предельный доход монополиста …………….………………………….....34
4.3 Оценка монопольной власти ……………………………………………….34
4.4 Монополистическая конкуренция ………………………………………...37
V ОЛИГОПОЛИЯ ………………………………………………………………39
VI ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.….………...41
VII ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ, В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ …………………..…..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………...………………………………………...……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

Работа состоит из  1 файл

конкуренция на мировом рынке. 5 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

I КОНКУРЕНЦИЯ НА РАЗИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..6

1.1 Условия   возникновения конкуренции ……………………………………..6

1.2 Функции конкуренции  ……………………………………………………….7

II КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………….17

III СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ …………………………………….....30

3.1 Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции .....30

3.2 Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции…..30

IV МОНОПОЛИЯ..……….…………………………………………………….33

4.1 Понятие монополии …………………………………………….…………..33

4.2 Предельный доход монополиста …………….………………………….....34

4.3 Оценка монопольной власти ……………………………………………….34

4.4 Монополистическая конкуренция  ………………………………………...37

V ОЛИГОПОЛИЯ ………………………………………………………………39

VI ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.….………...41

VII ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ, В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ …………………..…..44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………...………………………………………...……..46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких  промежуточных управляющих, планирующих  или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

    Прямой  противоположностью рынку является командно-административная система. Она  внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия  и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

    Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска  продукции, а последние определяют поведение потребителей.

    В то время как определенный порядок  в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.

    В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно  и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

    Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

    В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями.

    Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

    Конкуренция, хотя и связана с определёнными  издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе.

    Тема  является актуальной, так как с  проблемами, которые раскрываются в  этой, теме мы сталкиваемся довольно часто  и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность  правильной оценки ситуации, что в  конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

    Цель: раскрыть понятие конкуренции, понять при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, а также рассмотреть какие существуют конкурентные стратегии и как они влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I КОНКУРЕНЦИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ  

    1.1 Условия возникновения конкуренции.

    Первым  условием возникновения конкуренции  есть наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного собственника, как в условиях административно-командной системы, когда при создании многих видов продукции командовала только государство, властвует государственная монополия, которое по сути возражает конкуренцию [2].

    Второе  условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной  деятельности производителей. Каждого  из них избирает не только что вырабатывать, а и имеет право вносить  любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.п..

    Третьим условием возникновения конкуренции  есть соответствие между тем, что  определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос  превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной конкуренции.

    Четвертым условием возникновения конкуренции  следует считать наличие рынка  средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установления высокой нормы прибыли, которая, по сути, есть ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Тем не менее, выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства. 
 

1.2 Функции  конкуренции

    Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    а) предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

    б) предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или нарушения  правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам [2].

    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

    а) технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

    б) предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением  конкуренции).

    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции , напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

    а) качество конкуренции;

    б) само существование конкуренции;

    в) цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

    г) предлагаемая услуга должна быть соразмерной  по цене и другим договорным условиям;

    д) защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

    е) ограниченная по времени патентная  защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы  промышленной эстетики .

     Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

    1. С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
    2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
    3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.

     Структура товарных рынков, характер и уровень  монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации  цен, открытия внутреннего рынка  для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

     В России к естественным монополиям относятся, прежде всего, РАО «ЕЭС России», «Газпром»  и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.

     Хотя  структурная реформа в этой сфере  направлена на повышение экономической  эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий – одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

Информация о работе Конкуренция на мировом рынке