Конкуренция на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3
I КОНКУРЕНЦИЯ НА РАЗИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Условия возникновения конкуренции ……………………………………..6
1.2 Функции конкуренции ……………………………………………………….7
II КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………….17
III СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ …………………………………….....30
3.1 Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции .....30
3.2 Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции…..30
IV МОНОПОЛИЯ..……….…………………………………………………….33
4.1 Понятие монополии …………………………………………….…………..33
4.2 Предельный доход монополиста …………….………………………….....34
4.3 Оценка монопольной власти ……………………………………………….34
4.4 Монополистическая конкуренция ………………………………………...37
V ОЛИГОПОЛИЯ ………………………………………………………………39
VI ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.….………...41
VII ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ, В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ …………………..…..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………...………………………………………...……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

Работа состоит из  1 файл

конкуренция на мировом рынке. 5 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

     Используя либо первый подход (сравнение валовых  дохода и издержек), либо второй (сравнение  предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства, который обеспечит ей максимальную прибыль.

     Исходим из того, что фирма предпочтет производить  продукцию даже в случае возникновения  временных убытков, при этом ее задачей  станет их минимизация. Закрытие - крайне нежелательный вариант. Возможны три  ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена превышает минимальные средние валовые издержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             IV МОНОПОЛИЯ 

     4.1 Понятие монополии

     Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся  на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?

     Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за грнежом. Поэтому можно представить  чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста[3].

       Не следует отождествлять чистую  монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность  для фирмы влиять на цену  и повышать экономическую прибыль,  ограничивая объем производства  и сбыта. Когда говорят о  степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

     Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем  выпуска товара; если он принимает  решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

     Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек. 

     4.2 Предельный доход монополиста

     Для фирмы в условиях совершенной  конкуренции характерно равенство  предельного дохода и цены. Для  монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает  с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

     Почему  кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист - единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. 

     4.3 Оценка монопольной власти

       Эластичность спроса является  важным фактором, ограничивающим  монопольную власть фирмы на  рынке. Если мы имеем дело  с чистой монополией (только один  продавец), эластичность спроса становится  единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью[7].

       Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

       Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

       Как известно, разница между ценой  и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

       В условиях чистой монополии,  когда спрос на продукцию фирмы  совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

      1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

       Поэтому оценка эластичности  спроса на продукцию фирмы  является той информацией, которая  должна быть известна руководству  фирмы. Данные об эластичности  должны быть получены путем  анализа сбытовой деятельности  фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

      2. Количество фирм на рынке.  Однако само по себе количество  фирм еще не дает представления  о том, насколько рынок монополизирован. 

     3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для охвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены ,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

       Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе "спокойного существования". Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с загрнежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

       Помимо уже рассмотренного выше  эффекта масштаба существуют  и другие причины, приводящие  к монополии. Среди них немалую  роль играет установление препятствий  для вхождения в отрасль новых  фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

       Например, для открытия коммерческого  банка в России помимо установленного  минимального размера уставного  фонда требуется специальное  разрешение Центрального банка  РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и "добыть" относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

       Вместе с тем получение высоких  прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в  монополизированную отрасль. И  если отрасль не является естественной  монополией (а большинство российских  монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

       Чем выше прибыль предприятия-монополиста,  тем больше желающих проникнуть  в отрасль, например, путем расширения  производства и продаж товаров-заменителей.  Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

       Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж "безоблачным", как это кажется на первый взгляд. 

    4.4 Монополистическая конкуренция

       Монополистическая конкуренция  - распространенный тип рынка,  наиболее близкий к совершенной  конкуренции. Возможность для  отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная.

     Отметим основные черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

       • на рынке присутствует относительно  большое число мелких фирм;

       • эти фирмы производят разнообразную  продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

       • вступление новых фирм в  отрасль не является сложным.  Чтобы открыть новую овощную  лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

       Спрос на продукцию фирм, действующих  в условиях монополистической  конкуренции, не является абсолютно  эластичным, однако его эластичность  высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы "Рибок" готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

       Конкурентность таких рынков  также очень высокая, что во  многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     V ОЛИГОПОЛИЯ 

     Олигополией называют тип рынка, на котором несколько  фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции  может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

       Особенностью олигополии является  взаимозависимость решений фирм  по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не  может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента[6].

    Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

Информация о работе Конкуренция на мировом рынке