Конкуренция на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3
I КОНКУРЕНЦИЯ НА РАЗИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Условия возникновения конкуренции ……………………………………..6
1.2 Функции конкуренции ……………………………………………………….7
II КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………….17
III СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ …………………………………….....30
3.1 Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции .....30
3.2 Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции…..30
IV МОНОПОЛИЯ..……….…………………………………………………….33
4.1 Понятие монополии …………………………………………….…………..33
4.2 Предельный доход монополиста …………….………………………….....34
4.3 Оценка монопольной власти ……………………………………………….34
4.4 Монополистическая конкуренция ………………………………………...37
V ОЛИГОПОЛИЯ ………………………………………………………………39
VI ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.….………...41
VII ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ, В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ …………………..…..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………...………………………………………...……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

Работа состоит из  1 файл

конкуренция на мировом рынке. 5 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

      2.Специализация. В данном случае компания сосредотачивает основные усилия на создании высокоспециализированного товарного ассортимента и международной маркетинговой программы, выступая, таким образом, лидером внешнего рынка в данной категории товаров. Большая часть потребителей предпочла бы обладать подобной маркой, если ее цена не слишком высока.

      3.Концентрация. В данном случае компания сосредоточивает усилия на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов, а не на обслуживании всего рынка.

      Компании, которые следуют четкой стратегии (одной из приведенных выше), скорее всего, преуспеют. Компании, которые проводят эту стратегию наилучшим образом, будут получать наибольшие прибыли. Но если компании не придерживаются какой-либо четкой стратегии, стараются держаться золотой середины могут затеряться на мировом рынке среди прочих компаний отрасли.

      Не  так давно два консультанта по маркетингу, Мишель Трейси и Фред Вирзема, предложили новую классификацию  международных конкурентных маркетинговых стратегий. Их исходный тезис заключается в том, что компании достигают позиции лидера рынка, предоставляя потребителям наивысшую ценность. Для предоставления высшей потребительской ценности компании могут следовать любой из трех стратегий, называемых ценностными дисциплинами. Вот эти стратегии.

      1. Функциональное превосходство. Компания обеспечивает высшую ценность, лидируя в своей отрасли по цене и удобству. Она работает над снижением издержек и созданием эффективной системы предоставления потребительской ценности. Она обслуживает потребителей, которым требуются надежные, хорошего качества товары или услуги, но которые хотят получить их дешево, и не прилагая особых усилий. Пример: Virgin Direct.

      2.Тесная связь с потребителем. Компания обеспечивает высшую ценность с помощью точного сегментирования «своих» внешних рынков и последующего точного приспособления своих товаров или услуг к нуждам целевых потребителей. Она специализируется на удовлетворении уникальных потребительских нужд, устанавливая с потребителями тесные взаимоотношения и собирая детальную информацию об их личных предпочтениях и привычках. Она обслуживает потребителей, которые готовы заплатить большую цену, чтобы получи именно то, что они желают. Примерами компаний, следующих этой стратеги, являются British Airways и Kraft General Foods.                        

      3. Лидирующая позиция по товарам. Компания обеспечивает высшую потребительскую ценность, предлагая непрерывный поток новейших товаров или услуг, приводит к быстрому устареванию как ее собственных прежних товаров и услуг, так и товаров и услуг конкурентов. Примеры подобных компаний — Nokia, Tefal и Nike.

      Некоторые компании успешно следуют более  чем одной ценностной дисциплине, применяя их одновременно. Однако такие  компании встречаются редко. Не многие компании могут достичь превосходства по более чем одной из этих дисциплин.

      Рассмотрим  отдельные маркетинговые стратегии, которые могут быть применены  данными типами компаний.

Стратегии лидера внешнего рынка

      В большинстве отраслей есть общепризнанный лидер, который обладает наибольшей долей рынка и обычно  опережает другие компании по ценовым изменениям, выведению на рынок новых товаров, охвату зоны распределения товаров и затратам на стимулирование сбыта. Лидер может вызывать у других компаний восхищение или, напротив, неприязнь, но в любом случае другие компании отрасли признают его господствующее положение. Лидер всегда является объектом пристального внимания со стороны конкурентов, это компания, которую стремятся обойти, подражать ей или избегать ее. Вот некоторые хорошо известные рыночные лидеры: Boeing (авиалайнеры), Nestle (продукты питания), Microsoft (программное обеспечение), L’Oreal (косметика), Royal Dutch/Shell (нефть), McDonald's (быстрое питание) и De Beer (бриллианты).

      Другие  компании время от времени "испытывают лидера на прочность" или стремятся обнаружить его слабые стороны и воспользоваться ими. Рыночный лидер может легко проглядеть происходящие на внешнем рынке перемены и быть оттесненным на второе или третье место.

      Основная цель лидирующей компании - удержать свои позиции, сохранить за собой звание компании "номер I". Для этого она должна действовать сразу на четыре фронта. Во-первых, компания должна найти возможности и средства для повышения совокупного спроса. Во-вторых, компания может стремиться еще больше увеличить свою долю рынка, даже если объем рынка остается неизменным. В-третьих, постоянное снижение издержек должно оставаться ее сильной стороной. В-четвертых, компании должны защитить свою текущую долю рынка с помощью искусных оборонительных и наступательных действий.

Расширение  рынка в целом

      Обычно  лидирующая компания выигрывает больше всего от расширения рынка в целом, т.е. лидер рынка должен непрестанно  искать новых потребителей, новые  возможности использования товара, а также расширять его употребление.

      а) привлечение новых потребителей. Каждый вид товара может привлечь внимание группы потребителей, которая еще не подозревает о его существовании либо противится его приобретению из-за высокой цены либо отсутствия у него некоторых свойств.

      б) поиск новых возможностей использования товара. Можно расширить рынки, открывая и стимулируя новые возможности использования товара.

      В) повышение частоты потребления товара. Третья стратегия расширения рынка — убеждение людей использовать товар чаще и интенсивнее.

Увеличение  доли рынка

      Компании, являющиеся лидерами внешнего рынка, также  могут расти, увеличивая свои доли рынка. Для многих рынков небольшое увеличение доли означает довольно значительный прирост продаж. Существуют 3 способа, с помощью которых эти компании могут еще больше упрочить свою лидирующую позицию:

      - завоевание потребителей конкурентов;

      - завоевание конкурентов;

      - завоевание преданности потребителей.

      Таким образом, оказывается, что прибыльность компании растет, если она завоевывает некоторую долю внешнего рынка не саму по себе, а по отношению к конкурентам на данном рынке.

Повышение производительности

      Производительность  на внешних рынках означает извлечение больших прибылей из одного и того же объема продаж. Рыночные лидеры имеют преимущество в масштабах предприятия, благодаря чему их затраты ниже, чем у конкурентов.

      Повышение производительности можно произвести следующими способами:

      а) совершенствование структуры затрат:

      - снижение капитальных затрат;

      - снижение постоянных затрат;

      - снижение переменных затрат.

      б) совершенствование ассортимента продукции.

        в) повышение ценности.

Оборона лидирующей рыночной позиции

      Стараясь  расширить общий объем рынка, компания-лидер также должна постоянно  защищать свою текущую позицию от атак конкурентов.

      Для обороны своей позиции компания-лидер  должна предотвратить появление  либо немедленно устранить свои слабые стороны, возникновение которых предоставляет благоприятные возможности для конкурентов. Но лучшая защита — нападение, поэтому компания-лидер должна выступать на внешнем рынке как компания-новатор. Она должна быть инициатором внедрения в отрасли новых товаров и потребительских услуг, создания более эффективных систем распределения и снижения затрат. Ее конкурентная эффективность должна постоянно расти, а в глазах потребителей компания должна приобретать все большее значение.

      Существуют  шесть оборонительных стратегий, которые  может использовать рыночный лидер.

      Позиционная оборона. Основной вид обороны — оборона позиции, при которой компания удерживает занимаемую позицию, возводя вокруг своего рынка "фортификационные сооружения".

      Фланговая оборона. Стремясь удержать занимаемую позицию в целом, компания-лидер внешнего рынка должна следить за уязвимостью своих флангов, которые могут представлять собой слабые места в обороне.

      Оборона с нанесением упреждающих  ударов. Лидер может проявить большую активность и нанести упреждающий удар, поражая конкурентов до того, как они предпримут действия против компании.

      Оборона с нанесением контрударов. Несмотря на усилия, предпринятые по защите своих флангов или упреждающие удары, лидер рынка, будучи все же атакован конкурентами, должен реагировать очень быстро и немедленно предпринять контратакующие действия.

      Мобильная оборона. Мобильная оборона означает для компании принятие активных мер по защите своей текущей рыночной позиции. При этом лидер тянется в сторону новых рынков, которые могут в будущем послужить базисом для обороны и нападения. Путем расширения рынка центр внимания компании перемещается с текущей продукции в сторону более фундаментальных нужд потребителя.

      Стягивание  обороны. Реакция сводится к сужению обороняемого "фронта" (или к стратегическому отступлению). Компания сдает более слабые позиции и концентрирует свои ресурсы на более сильных. Но успешное стягивание обороны на деле должно быть отступлением на заранее укрепленные позиции.

Стратегии компании-претендента

      Иногда  фирмы, занимающие второе, третье и  последующие места в отрасли, представляют собой довольно крупные компании, например, такие, как Colgate, Fiat, Toyota. Эти компании, составляющие своего рода "первую десятку отрасли", могут принять на вооружение одну из двух конкурентных стратегий. Они могут предпринять атаку на лидера и других конкурентов, открыто заявив свои права на большую долю рынка.

      Рассмотрим  конкурентные стратегии компаний-претендентов на лидерство.

Определение стратегической цели и соперника

      Компания, бросающая вызов лидеру рынка, должна сначала определить свою стратегическую цель. Большая часть компаний-претендентов стремится повысить свою прибыльность, увеличивая принадлежащие им доли рынка. Стратегическая цель выбирается в зависимости от того, кто из конкурентов будет выбран компанией в качестве соперника. В большинстве случаев у компании имеется возможность бросить вызов тому или иному конкуренту.

      Компания-претендент может атаковать рыночного лидера. Это довольно рискованная, но потенциально многообещающая стратегия, применять которую имеет смысл в том случае, когда лидер недостаточно хорошо обслуживает рынок. Чтобы атака была успешной, компания должна иметь какое-нибудь весомое конкурентное преимущество перед лидером — преимущество по издержкам, ведущее к установлению более низких цен, или способность предоставлять потребителям большую ценность по цене с надбавкой.

      Компания-претендент может избегать столкновения с лидером  и вместо этого атаковать сравнимые с ней по размерам компании или более мелкие компании, действующие не на мировых, а на  региональных рынках. Эти более мелкие компании могут испытывать недостаток в финансовых ресурсах и неудовлетворительно обслуживать своих потребителей.

      Таким образом, стратегическая цель компании-претендента  зависит от того, кого из конкурентов  она собирается атаковать. Главное, о чем следует помнить при выборе соперника, — компания должна осторожно подходить к выбору противников и ставить перед собой четко определенную и достижимую цель.

      Выбор наступательной стратегии

      Можно выделить 5 стратегий атаки.

      Лобовая атака. В ходе широкомасштабной атаки компания - претендент предпринимает попытку превзойти конкурента во многих отношениях: по товарам, рекламе, ценам и системе распределения. Она атакует скорее сильные, чем слабые стороны конкурента. Исход зависит от того, какая из противоборствующих сторон имеет превосходство по сильным сторонам и больший запас прочности.

Информация о работе Конкуренция на мировом рынке