Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Далее, в данной работе будут рассмотрены проблемы качества и

конкурентоспособности продукции не только в целом, но и на примере одного завода

– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.


Сущность и значение повышения качества продукции


В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки

качества продукции, но есть и стандартная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3


Сущность и значение повышения качества

продукции………………………….5


Качество как социально-экономическая

категория………………………………8


Факторы, влияющие на качество

продукции…………………………………….11


Качество продукции в

АПК……………………………………………………….13


Показатели качества

продукции…………………………………………………..16


Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы

определения…….18


Система управления качеством продукции на

предприятии…………………25


Чем сегодня можно повлиять на

качество……………………………………..29


Как повысить конкурентоспособность продукции гиганта? (на примере


Западно-Сибирского металлургического

комбината)………………………...30


Заключение…………………………………………………………………………35


Список использованной

литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

пример курсовика по экономике.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Введение…………………………………………………………………………….3 

Сущность и значение повышения качества

продукции………………………….5 

Качество как социально-экономическая

категория………………………………8 

Факторы, влияющие на качество

продукции…………………………………….11 

Качество продукции  в

АПК……………………………………………………….13 

Показатели качества

продукции…………………………………………………..16 

Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы

определения…….18 

Система управления качеством  продукции на

предприятии…………………25 

Чем сегодня можно  повлиять на

качество……………………………………..29 

Как повысить конкурентоспособность  продукции гиганта? (на примере  

Западно-Сибирского металлургического

комбината)………………………...30 

Заключение…………………………………………………………………………35 

Список использованной

литературы……………………………………………...36    

Введение 

Проблема повышения качества продукции в России в настоящее время является наиболее

острой и злободневной. 
 

 С переходом  России на рыночные отношения  качество выпускаемой продукции  не

только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Газетой “Аргументы и

факты” был проведен опрос общественности самых развитых стран о том, товар

какой страны по своему качеству является самым лучшим в  мире. Результаты опроса

показали, что на первом месте оказались товары Японии, а  на последнем –

тридцатом – России. Нетрудно догадаться, как это отразилось на экономике

нашей страны. 
 

 От результатов  в области качества сегодня  зависит слишком многое: удастся

ли экономике России и ее предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое

хозяйство, войдет ли Россия в сообщество развитых стран как полноправный его член

или окажется на положении  сырьевого придатка. 
 

 Успешная интеграция  российских предприятий в международное  разделение труда

невозможна без  стабильного качества и на этой основе обеспечения

конкурентоспособности продукции. 
 

 Решение проблемы  качества отечественной продукции  – это в

значительной мере и решение проблемы выхода России из экономического кризиса. Об

этом свидетельствует  мировой опыт, в частности опыт Японии, стран Юго-Восточной

Азии и др. Мы этот опыт , по непонятным причинам, почему-то отвергаем. 
 

 Естественно, актуальность  проблемы качества продукции  обусловливается и

другими факторами. 
 

 Возникает вполне  резонный вопрос: почему с переходом  на рыночные отношения

в России по-прежнему остается пренебрежительное отношение к проблеме качества? 
 

 На наш взгляд, основными причинами такого явления  можно считать: 

• не созданы условия для конкуренции; 

• отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня

качества; 

• не адаптировались к рыночным условиям многие руководители

предприятий; 

• снизилась роль государства, ее законодательных и исполнительных

органов в создании условий для решения этой важной проблемы. 
  

 В современных  условиях возникает необходимость  в смене ориентации и

критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев

может служить конкурентоспособность  продукции. 
  

 Под конкурентоспособностью  предприятия понимается способность

предприятия производить  конкурентоспособную продукцию  за счет его умения

эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. 
   

 Под конкурентоспособностью  товара понимается совокупность  его

качественных и  стоимостных характеристик, которая  обеспечивает удовлетворение

конкретной потребности  покупателя и выгодно для покупателя отличается от

аналогичных товаров-конкурентов. 
   

 Далее, в данной  работе будут рассмотрены проблемы  качества и

конкурентоспособности продукции не только в целом, но и  на примере одного завода

– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.  

Сущность и значение повышения качества продукции 

В научной и специальной  литературе можно встретить самые  различные формулировки

качества продукции, но есть и стандартная. 
 

 Качество продукции  – это совокупность свойств,  обуславливающих

пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее

назначением. 
 

 Известный американский  специалист в области качества  продукции А.

Фейгенбаум в своей  книге “Контроль качества продукции” под качеством

изделия или услуги понимает: “Качество изделия или услуги можно определить

как общую совокупность технических, технологических и  эксплуатационных

характеристик изделия  и услуги, посредством которых  изделие или услуга будут

отвечать требованиям  потребителя при их эксплуатации”. 
 

 Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с

помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт

потребителя, накопленный  им при эксплуатации изделия или  использовании услуги. 
 

 Некоторые отечественные  специалисты качество продукции называют

зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество

продукции – это  зеркало работы предприятия и  в этом зеркале объективно

отражается уровень  применяемой техники, технологии и  управления. 
 

 Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая

экономическая категория  оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если

потребительная стоимость  – это полезность товара вообще, то качество

продукции – это  степень проявления потребительной стоимости в конкурентных

условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано  с потребительной

стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество одно или

одновременно несколько  свойств потребительной стоимости, связанных с

удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость  является

более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не

связанных с удовлетворением  той или иной потребности. Качество характеризует

степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности 

для удовлетворения конкретной потребности. 
 

 Качество продукции  как экономическая категория  тесно связано и в

значительной степени  формирует такие экономические  показатели работы предприятия,

как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др. 
 

 Значение повышения  качества продукции необходимо  рассматривать как на

макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия. 
 

 Повышение качества  на макроуровне позволяет: 

• увеличить экспорт товаров и услуг; 

• улучшить структуру экспорта; 

• осуществить на практике ускорение НТП; 

• повысить эффективность общественного производства, так как улучшение

качества продукции  в конечном итоге ведет к улучшению  использования средств и

предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов; 

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества

продукции увеличивается  реальная заработная плата; 

• повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда

последствиями; 

• воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое. 
 

 Таким образом,  высокий уровень качества продукции  для государства означаем

ускорения НТП, повышение  эффективности общественного производства и экспорта,

могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить  политику,

направленную на повышение  и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и

для этого должны быть задействованы все государственные  рычаги, в первую очередь

правовые основы. 
 

 Качество продукции  относится к числу наиважнейших  показателей деятельности

предприятий любой  формы собственности. 
 

 Для предприятия  в условиях рыночных отношений  постоянный выпуск

качественной продукции  означает очень многое. Прежде всего  это формирование имиджа

предприятия. 
 

 Имидж высокого  уровня – это известность и  популярность, устойчивое

позитивное отношение  покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам

фирменного стиля  – товарному знаку, средствам  рекламы и др. В условиях рынка

и конкуренции, если фирма  имеет товар высокого качества, пользующийся спросом, она

имеет все, и наоборот. 
 

 Таким образом,  решение проблемы качества продукции  на предприятии –

это высокий его  имидж у покупателей, это выход  не только на внутренний, но и на

внешний рынок, это  основа для получения максимальной прибыли и устойчивого

финансового положения предприятия.    
 
 

Качество как социально-экономическая  категория 

Качество как социально-экономическая  категория носит двоякий характер. С одной

стороны, это совокупность объективно существующих свойств и  характеристик, уровень

которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость  продукции;

с другой – субъективное представление потребителя о  продукции. 
 

 Качество –  комплексная категория, отражающая  эффективность всех

сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать предметное и

функциональное качество. Приобретая товар, мы сначала определяем, как будем его

использовать. Затем  смотрим, насколько данный товар  подходит для наших целей. В

первом случае мы рассуждаем не о конкретном предмете, а о  его функции, во втором

нас интересуют свойства конкретного предмета. Отсюда предметное качество –

это качество определенного  предмета, вещи, их способность удовлетворять  ту или

иную потребность; функциональное качество – уровень  удовлетворения

Информация о работе Конкурентоспособность продукции