Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Далее, в данной работе будут рассмотрены проблемы качества и

конкурентоспособности продукции не только в целом, но и на примере одного завода

– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.


Сущность и значение повышения качества продукции


В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки

качества продукции, но есть и стандартная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3


Сущность и значение повышения качества

продукции………………………….5


Качество как социально-экономическая

категория………………………………8


Факторы, влияющие на качество

продукции…………………………………….11


Качество продукции в

АПК……………………………………………………….13


Показатели качества

продукции…………………………………………………..16


Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы

определения…….18


Система управления качеством продукции на

предприятии…………………25


Чем сегодня можно повлиять на

качество……………………………………..29


Как повысить конкурентоспособность продукции гиганта? (на примере


Западно-Сибирского металлургического

комбината)………………………...30


Заключение…………………………………………………………………………35


Список использованной

литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

пример курсовика по экономике.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

• несовершенство системы управления производством; 

• другие факторы (низкое качество почв, недостаточное применение средств

защиты растений и  т.д.) 
 

 Для повышения  качества товаров отрасли необходима  система мероприятий: 

• создание органов управления качеством продукции и труда; 

• прогнозирование и планирование качества; 

• разработка нормативов и внутрихозяйственных стандартов; 

• использование достижений науки и передового опыта, обеспечивающих

повышение качества; 

• подготовка квалифицированных кадров; 

• регулярная оценка и контроль качества труда и продукции; 

• материальное и моральное стимулирование работников предприятия за

повышение качества труда  и продукции.     
 
 

 

Показатели качества продукции  

 Надежность продукции  является одним из важнейших показателей качества

продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее

потребительских свойств. 
 

 К наиболее важным  единичным показателям надежности  относится средняя

наработка на отказ (Тo), которая определяется как отношение суммарной наработки

восстанавливаемого  объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение

этой наработки. 
 

 Другим, не менее  важным единичным показателем  надежности является среднее

время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание

времени восстановления работоспособности состояния объекта  после его остановки. 
 

 Математически  показатель надежности (Кн) можно  выразить следующим

образом: 
                                     
 

Кн = 1 – tвос / Tо 

Физически Кн показывает ожидаемое отношение работоспособности  состояния объекта к

его сроку службы. 
 

 Другим единичным  показателем, особенно важным  с точки зрения потребителей,

является среднее  время ремонта (t рем), под которым понимается то время, когда

потребитель лишен  возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение

этого времени является составной частью конкурентоспособности  продукции. 
 

 Таким образом,  показатель надежности по этому  критерию будет выглядеть

следующим образом: 
                                  
 

Кн = 1 – tрем / Tгар 

Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения 

Различают два понятия: технический уровень продукции  и уровень качества продукции

как более широкое  понятие. 
 

 Качество продукции  может быть выражено математически  через уровень

качества. 
 

 Уровень качества  продукции – относительная характеристика  продукции,

основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих  техническое и

эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и

безопасности использования  оцениваемой продукции, с базовыми значениями

соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает

базовая модель, за которую  должен быть принят отечественный или зарубежный аналог

наивысшего на данное время качества. 
 

 Оценка уровня  качества продукции – это совокупность  операций,

включающая выбор  номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции,

определения значений этих показателей при оценке качества продукции. 
 

 Технический уровень  продукции – относительная характеристика  качества

продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих

техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми

значениями (ГОСТ 15467-79). 
 

 В международных  стандартах нет понятия «технический  уровень

продукции”, поэтому  в них отсутствует и определение  этого понятия. 
 

  
 

 В современных  условиях возникает необходимость  в смене ориентации и

критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев

может служить конкурентоспособность  продукции. 
 

 Различают два  понятия: «конкурентоспособность  предприятия» и

«конкурентоспособность  товара” 
 

 Под конкурентоспособностью  предприятия понимается способность предприятия

производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно

использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. 
 

 Под конкурентоспособностью  товара понимается совокупность  его качественных

и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной

потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных

товаров-конкурентов. 
 

 Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются  новые виды

товаров, не имеющие  аналогов на рынке. 
 

 Практика определения  конкурентоспособности товара основывается  на

сравнительном анализе  его совокупных характеристик с  товарами-конкурентами по

степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. 
 

 Конкурентоспособность  продукции может быть выражена количественно через

показатель конкурентоспособности. 
 

 Известно несколько  способов определения этого важнейшего  показателя.

Остановимся на более  распространенных. 
 

 Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности  техники

является цена потребления  этого товара, которая определяется из выражения 
                                  
 

Цп = Цпр + Ип ,  

где   Цп – цена потребления 
        

 Цпр – цена  продажная 

Ип – издержки у  потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее

службы. 
 

 Для покупателя  все расходы делятся на две  основные категории. Во-первых,

это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно  и в дальнейшем не

изменяют своей  величины и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся

в процессе пользования  изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия,

рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и  др. 
 

 Величину переменных  затрат (Ип) для юридических лиц  можно определить по

формуле 
  

 Ип = (ЗП + Ирем + Имр  + А + Ипр) * Тн, 

где ЗП – годовой  фонд заработной платы обслуживающего персонала с

отчислениями на социальные нужды; 
   

 Ирем – годовые  затраты на текущий ремонт  и

обслуживание; 
   

 Имр  - годовые расходы на топливо, энергию,

горюче-смазочные  и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники; 
   

 А – годовая  величина амортизации; 
   

 Ипр – прочие  годовые издержки, связанные с  эксплуатацией

техники; 
    

 Тн – нормативный  срок службы. 
 

 По мере старения  изделия сумма переменных затрат  возрастает, и

соответственно увеличивается их доля в цене потребления. 
 

 На основе этих  противоположных тенденций формируется  удельная цена

потребления, которая  в определенный момент достигает  своего минимума, т.е.

становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены

потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим

ресурсом изделия. 
 

 С разработкой  этого ресурса потребитель должен  прекратить пользоваться

данным изделием и  заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е.

восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен

находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного

амортизационного  списания. 
 

 Таким образом,  для покупателя цена потребления  товара означает очень

многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому

чем ниже цена потребления  товара, тем выше его конкурентоспособность. 
 

 Рассматриваемый  способ применяется, если сравниваемая  техника одинакова по

производительности  и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо

привести варианты в сопоставимый вид. 
 

 Технические параметры  при этом методе определения  конкурентоспособности как

бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются  в стоимостных

параметрах. 
 

 Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому

способу учитываются  два критерия: себестоимость производства и реализации товара и

уровень его качества. 
 

 Явно более конкурентоспособным  является тот товар, у которого  издержки на

производство и  реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий

по сравнению с  товаром-конкурентом. 
 

 При одинаковом  уровне качества товаров-конкурентов  более

конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. 
 

 Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с

учетом их технического уровня и продажной цены. 
 

 Согласно этому  методу вначале определяются  количественные показатели уровня

качества сравниваемого  и базового образца по формуле 
                                            
 

КП = КПэКПтКПн 

где КП – комплексный  показатель уровня качества товара; 
     

 Кпэ – комплексный  показатель

эстетико-эргономического  уровня; 
     

 КПт – комплексный  показатель технического

уровня; 
 

КПн – комплексный  показатель надежности. 
 

 На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого

образца и товара, принятого за базу сравнения:              
 
 

где Пкi, Пк6 — показатель конкурентоспособности сравниваемого  образца и

товара-эталона; 

КПi, КП6 — комплексный  показатель уровня качества сравнивае¬мого образца

и товара-эталона; 

Информация о работе Конкурентоспособность продукции