Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа
Далее, в данной работе будут рассмотрены проблемы качества и
конкурентоспособности продукции не только в целом, но и на примере одного завода
– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.
Сущность и значение повышения качества продукции
В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки
качества продукции, но есть и стандартная.
Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность и значение повышения качества
продукции………………………….5
Качество как социально-экономическая
категория………………………………8
Факторы, влияющие на качество
продукции…………………………………….11
Качество продукции в
АПК……………………………………………………….13
Показатели качества
продукции…………………………………………………..16
Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы
определения…….18
Система управления качеством продукции на
предприятии…………………25
Чем сегодня можно повлиять на
качество……………………………………..29
Как повысить конкурентоспособность продукции гиганта? (на примере
Западно-Сибирского металлургического
комбината)………………………...30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной
литературы……………………………………………...36
потребности независимо
от предметного, вещественного воплощения.
Принято выделять пять подходов к определению качества в зависимости от
поставленных задач.
По восприятию: Такой подход характерен для системы потребления и удобен при
обсуждении общего качества или в случае, когда группа потребителей определена. Но
он может привести
к непониманию между
покупателей.
С ориентацией
на продукцию: Основан на
закладывается на этапе разработки, что оно точно определено и может быть измерено.
Подход свойственен проектировщикам, коммивояжерам и людям, верящим в марку
фирмы.
С ориентацией
на конечного потребителя:
мнение специалистов по маркетингу и сбыту, считающих, что именно потребитель
решает, качественна продукция или нет. Дает положительные результаты при работе с
отдельным потребителем, но при попытке обобщить мнение многих и сформировать некий
единый взгляд возникают
проблемы.
С точки зрения производства: В данном случае опираются на внутренние
факторы, принцип «делай все правильно с самого начала”. Из этого
вытекает представление, что для обеспечения качества достаточно выполнить все
операции без дефектов.
Это точка зрения технологов и
контролеров ОТК.
Ценностная ориентация: Этот подход учитывает интересы конечного
потребителя, цена выступает
в роли одного из факторов качества.
Качественная продукция
обладает высокими
становится предметом повышенного спроса, полно удовлетворяет потребности.
Поскольку показатели качества затрагивают интересы как производителей продукции,
так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки
зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество
признает только реальное
повышение качества, то есть реализуемое
в потреблении.
Качество продукции АПК в основном определяется химическими, физическими и
биохимическими показателями.
В одних случаях оно
веществ, в других
– обнаруживается при использовании,
эксплуатации.
В сельском хозяйстве утраченное качество, как правило, не
восстанавливается, то есть брак устранить невозможно, поэтому первостепенное
значение приобретает
сохранение качества.
Экономическая оценка качества продукции в АПК должна учитывать не только
ее биологический или технический уровень, соответствие свойств конкретным
потребностям людей и общества, но и затраты на производство и потребление. Для
отражения всех сторон категории часто используют термин “интегральное
качество”, то есть совокупность всех функциональных, эстетических и
экономических показателей, которые выражаются отношением потребительной стоимости
к стоимости продукта
труда.
Решить проблему
повышения качества какого-
предприятию сложно, так как на этот процесс оказывают влияние не только
внутренние, но и внешние факторы, так называемое “качество общества”.
Без совершенствования всех этих элементов, входящих в блок “качество
общества”, трудно рассчитывать на высокое качество продукции. В то же время
высококачественная продукция гарантирует успех предприятию, а успех предприятия
приводит к успеху
общества.
Можно выделить четыре уровня качества: соответствие стандарту (техническим
условиям, договору); соответствие использованию (стандарту и эксплуатационным
требованиям); соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований
покупателей о высоком качестве и низкой цене товара); соответствие скрытым
потребностям покупателе1.
Рассматривают
три аспекта качества.
Качество исполнения – предусматривает производство продукции в соответствии
с требованиями ГОСТов,
соблюдение требований технологического
процесса.
Качество конструкции – соответствие готовой продукции определенным
параметрам – форма,
цвет, удобство и т.д.
Функциональное качество
– соответствие требованиям спроса.
Все три аспекта
качества одинаково важны, в
комплексе обеспечивают
качественной продукции.
Факторы, влияющие на
качество продукции
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные
факторы, как внутренние,
так и внешние.
К внутренним
факторам относятся такие,
предприятия выпускать
продукцию надлежащего
самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в
следующие группы: технические, организационные, экономические,
социально-психологические.
Технические факторы
самым существенным образом
продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых
материалов, более
качественного сырья –
конкурентоспособной
продукции.
Организационные
факторы связаны с
производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за
качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня
квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его
сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными
мероприятиями.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию
продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции,
политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за
производство
Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание
здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для
работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего
предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к
работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной
продукции, Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения
рассматриваемой проблемы
– технические или социально-психологические.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию
качества продукции. К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е.
покупателей; конкуренция;
нормативные документы в
необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем
рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и т.д.
Качество продукции
в АПК
Продукты питания и другие виды АПК составляют важнейшую группу товаров
конечного потребителя. От безопасности и качества этих товаров существенным
образом зависят наша жизнь и здоровье, а также продовольственная безопасность
России.
Совершенствование качества продукции АПК тесно связано со структурными
изменениями. Уровень качества определяет требования к качеству орудий труда,
материалов и технологий
изготовления.
Качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из
технического уровня продукции и полезности товара для потребителей, выражающейся
через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические его
свойства. Высокое
качество способствует увеличению спроса,
росту прибыли.
Для достижения определенного качества товара необходимы соответствующие
условия производства,
на него влияют различные факторы.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ
НА КАЧЕСТВО ОСНОВНЫЕ
УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА КАЧЕСТВО
1. Качество машин,
оборудования.
2. Профессиональное мастерство, знания, навыки, психо-физическое здоровье
работников. 1. Характер
производственного процесса,
его интенсивность, ритмичность, продолжительность.
2. Состояние окружающей
среды и производственных
3. Интерьер и производственный
дизайн.
4. Система материальных
и моральных стимулов.
5. Морально-психологический
климат в производственном коллективе.
6. Формы организации
информационного обслуживания
мест.
7. Состояние социальной
и материальной среды
Формирование и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд
особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним прежде всего следует
отнести необходимость:
• обеспечение параметрических свойств конечной продукции, которые
соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов
питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства
основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов
производства, переработки
и реализации продукции;
• учета локализации агропромышленного производства в определенных
географических зонах
и микрозонах с различными природными
условиями;
• учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых
факторов (засухи, наводнения,
эпидемии, нашествие вредителей растений
и т.д.).
Основными причинами
низкого качества продукции АПК могут
быть:
• отсутствие необходимой
материально-технической базы;
• несвоевременное проведение технологических операций, недостаточный
уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность за
выполняемую работу;
• отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции,
эффективной системы
контроля за их выполнением;
• отсутствие действенной системы мер материального и морального
стимулирования работников
за достижение высоких качественных
показателей;