Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа
Далее, в данной работе будут рассмотрены проблемы качества и
конкурентоспособности продукции не только в целом, но и на примере одного завода
– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.
Сущность и значение повышения качества продукции
В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки
качества продукции, но есть и стандартная.
Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность и значение повышения качества
продукции………………………….5
Качество как социально-экономическая
категория………………………………8
Факторы, влияющие на качество
продукции…………………………………….11
Качество продукции в
АПК……………………………………………………….13
Показатели качества
продукции…………………………………………………..16
Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы
определения…….18
Система управления качеством продукции на
предприятии…………………25
Чем сегодня можно повлиять на
качество……………………………………..29
Как повысить конкурентоспособность продукции гиганта? (на примере
Западно-Сибирского металлургического
комбината)………………………...30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной
литературы……………………………………………...36
Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализаций рассматриваемого
образца и товара-эталона.
Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если
Пкi < Пкб — менее конкурентов способным; если Пкi = Пкб —
конкурентоспособность
одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель
конкурентоспособности
(ОПк):
Если ОПк > 1 либо ОПк = 1, то показатель конкурентоспособности
рас¬сматриваемого образца превышает или равен показателю
кон¬курентоспособности
базового.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную
цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает,
насколь¬ко хороши
эти товары в эксплуатации.
Четвертый способ.
При этом методе уровень
определяется на основе
сопоставления как тех¬
параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в
наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты¬ваются индексы по
каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные
параметрические индексы
(IТП) по каждому сравниваемому изделию:
где I, — индивидуальный
индекс i-го технического параметра;
аi — вес i-го параметра.
Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и
сложная часть всего
анализа кон¬
для по¬строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос
потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения
потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом
то¬варов, в той
или иной степени знакомые с требованиями
потребителей.
Сопоставление сводных технических параметров по каж¬дому изделию дает
возможность определить наиболее пред¬почтительное из них для покупателя. Более
конкурентоспособ¬ным
считается то изделие, у которого
значение Iтп является
максимальным.
Сводный индекс по экономическим параметрам (IЭП) опре¬деляется из
выражения
где Цп, Цп0 — цена потребления соответственно сравниваемого и базового
образца.
Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более
конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если IЭП
> 1 — наоборот; если
IЭП = 1 — изделия равнозначны.
Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по
экономическим параметрам определяет¬ся интегральный показатель
конкурентоспособности
(Ки):
Где Iтп – сводный
индекс по техническим параметрам;
Iэп – сводный
индекс по экономическим
Данный метод является более предпочтительным по срав¬нению с предыдущим, так
как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в
эксплуатации.
Система управления качеством
продукции на предприятии
На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие
факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы качества продукции на
предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые
такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предприятиях г. Саратова, где была
внедрена так называемая
система БИП – система
продукции. Основной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей.
Был разработан и применен критерий оценки качества труда – это процент сдачи
продукции с первого
предъявления.
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились
довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла
контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не
охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию.
Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее
положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск более совершенных
систем.
В 1957-1958 на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ
(качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами
бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание
обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения
в производство.
Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машиностроители. В 1963
г. Они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по
увеличению моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан.
Но был введен и новый важный элемент – управление связями между
потребителями и проектировщиками
двигателя.
Следующий этап
в становлении комплексной
продукции (КСУКП) – это создание и применение системы бездефектного труда
(СБТ) на предприятиях
г. Львова в 1964 г. Ее суть
заключается в том, что
оценки труда работников является коэффициент качества труда не только
производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных
исполнителей, но и
коллектива.
В 1972-1973 гг. сложилась
уже комплексная система
качеством продукции (КСУКП) – совокупность технических, организационных,
экономических, социальных предприятий, регламентированных стандартами предприятия
и действующих во времени непрерывно. Система давала возможность планомерно
воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические свойства продукции на
всех стадиях ее
жизненного цикла.
Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты предприятия
(СТП). СТП являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия
подразделяется на основной стандарт, который определял общие положения системы, и
на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию
функций системы управления
качеством продукции на предприятии.
Были разработаны и общие принципы построения и функционирования КСУКП
как одной из основных
частей общего управления предприятием:
• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях
жизненного цикла
этой продукции;
• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления.
Государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло
предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория.
Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е шел процесс накапливания знаний
как в теории так и на практике. В этом заключается положительный момент
пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на
рыночные отношения, но этого не случилось. Попав в тяжелое финансовое положение,
руководители этих предприятий думали прежде всего о том, как выжить и не
обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхода из
создавшегося положения
– это улучшение качества продукции.
Сейчас наблюдается классическое противоречие: психологическое
отношение руководителя к качеству (некоторые называют это “синдром первого
руководителя”) остается прошлым, а социально-экономическая ситуация
меняется.
Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое
положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции.
Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А.С.Саратовский,
сделал основную ставку на качество продукции и систему качества, добился
значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в
России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное содействие
продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько
раз.
Другой пример. АО “Орлэкс” сертифицировало свою систему
качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные
экономические выгоды.
Необходимость создания, внедрения и сертификации современных систем
управления качеством продукции стали осознавать многие руководители отечественных
предприятий.
В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области
можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и
“общефирменные системы
качества”.
В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка
системы качества –
обеспечить качество, требуемое потребителем.
Концепция общефирменной
системы качества
улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое
распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила роботы по
этой системе:
1. ноль дефектов;
2. предупреждение дефектов,
а не их устранение;
3. все производственные отношения между подразделениями, а также между
персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и
поставщика;
4. постоянное обучение
персонала управлению качеством.
Для российских
предприятий ближе система
стандартам ИСО
серии 9000, поэтому она и получает
все большее распространение
Заключение
В данной
работе я хотел показать
продукции. В современных условиях проблема повышения качества и
конкурентоспособности
для России является наиболее актуальной.
Переход на
рыночные отношения, к
качестве выпускаемой
продукции, что связано с причинами,
указанными выше.
Устранение
этих причин является важным
условием для прорыва