Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа
Далее, в данной  работе будут рассмотрены проблемы  качества и
конкурентоспособности продукции не только в целом, но и  на примере одного завода
– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.  
Сущность и значение повышения качества продукции 
В научной и специальной  литературе можно встретить самые  различные формулировки
качества продукции, но есть и стандартная.
Введение…………………………………………………………………………….3 
Сущность и значение повышения качества
продукции………………………….5 
Качество как социально-экономическая
категория………………………………8 
Факторы, влияющие на качество
продукции…………………………………….11 
Качество продукции  в
АПК……………………………………………………….13 
Показатели качества
продукции…………………………………………………..16 
Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы
определения…….18 
Система управления качеством  продукции на
предприятии…………………25 
Чем сегодня можно  повлиять на
качество……………………………………..29 
Как повысить конкурентоспособность  продукции гиганта? (на примере  
Западно-Сибирского металлургического
комбината)………………………...30 
Заключение…………………………………………………………………………35 
Список использованной
литературы……………………………………………...36
Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализаций рассматриваемого
образца и товара-эталона. 
Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если
Пкi < Пкб — менее конкурентов способным; если Пкi = Пкб —
конкурентоспособность 
одинакова. 
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель
конкурентоспособности 
(ОПк):  
 
 
Если ОПк > 1 либо ОПк = 1, то показатель конкурентоспособности
рас¬сматриваемого образца превышает или равен показателю
кон¬курентоспособности 
базового. 
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную
цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает,
насколь¬ко хороши 
эти товары в эксплуатации. 
 
 Четвертый способ. 
При этом методе уровень 
определяется на основе 
сопоставления как тех¬
параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в
наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты¬ваются индексы по
каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные
параметрические индексы 
(IТП) по каждому сравниваемому изделию:
  
 
 
где I, — индивидуальный 
индекс i-го технического параметра; 
 
аi — вес i-го параметра. 
Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и
сложная часть всего 
анализа кон¬
для по¬строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос
потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения
потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом
то¬варов, в той 
или иной степени знакомые с требованиями 
потребителей. 
Сопоставление сводных технических параметров по каж¬дому изделию дает
возможность определить наиболее пред¬почтительное из них для покупателя. Более
конкурентоспособ¬ным 
считается то изделие, у которого 
значение Iтп является 
максимальным. 
Сводный индекс по экономическим параметрам (IЭП) опре¬деляется из
выражения  
 
 
 
где Цп, Цп0 — цена потребления соответственно сравниваемого и базового
образца. 
Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более
конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если IЭП
> 1 — наоборот; если 
IЭП = 1 — изделия равнозначны. 
Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по
экономическим параметрам определяет¬ся интегральный показатель
конкурентоспособности 
(Ки):  
 
 
Где Iтп – сводный 
индекс по техническим параметрам; 
                        
Iэп – сводный 
индекс по экономическим 
Данный метод является более предпочтительным по срав¬нению с предыдущим, так
как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в
эксплуатации.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система управления качеством 
продукции на предприятии 
   
На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие
факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы качества продукции на
предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые
такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предприятиях г. Саратова, где была
внедрена так называемая 
система БИП – система 
продукции. Основной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей.
Был разработан и применен критерий оценки качества труда – это процент сдачи
продукции с первого 
предъявления. 
  
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились
довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла
контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не
охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию.
Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее
положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск более совершенных
систем. 
  
В 1957-1958 на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ
(качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами
бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание
обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения
в производство. 
  
Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машиностроители. В 1963
г. Они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по
увеличению моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан.
Но был введен и новый важный элемент – управление связями между
потребителями и проектировщиками 
двигателя. 
  
 Следующий этап 
в становлении комплексной 
продукции (КСУКП) – это создание и применение системы бездефектного труда
(СБТ) на предприятиях 
г. Львова в 1964 г. Ее суть 
заключается в том, что 
оценки труда работников является коэффициент качества труда не только
производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных
исполнителей, но и 
коллектива. 
  
 В 1972-1973 гг. сложилась 
уже комплексная система 
качеством продукции (КСУКП) – совокупность технических, организационных,
экономических, социальных предприятий, регламентированных стандартами предприятия
и действующих во времени непрерывно. Система давала возможность планомерно
воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические свойства продукции на
всех стадиях ее 
жизненного цикла. 
  
Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты предприятия
(СТП). СТП являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия
подразделяется на основной стандарт, который определял общие положения системы, и
на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию
функций системы управления 
качеством продукции на предприятии. 
  
Были разработаны и общие принципы построения и функционирования КСУКП
как одной из основных 
частей общего управления предприятием: 
• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях
жизненного цикла 
этой продукции; 
• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления.
Государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло
предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория.
Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е шел процесс накапливания знаний
как в теории так и на практике. В этом заключается положительный момент
пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на
рыночные отношения, но этого не случилось. Попав в тяжелое финансовое положение,
руководители этих предприятий думали прежде всего о том, как выжить и не
обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхода из
создавшегося положения 
– это улучшение качества продукции. 
   
Сейчас наблюдается классическое противоречие: психологическое
отношение руководителя к качеству (некоторые называют это “синдром первого
руководителя”) остается прошлым, а социально-экономическая ситуация
меняется. 
 
Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое
положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции.
Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А.С.Саратовский,
сделал основную ставку на качество продукции и систему качества, добился
значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в
России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное содействие
продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько
раз. 
  
Другой пример. АО “Орлэкс” сертифицировало свою систему
качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные
экономические выгоды. 
  
Необходимость создания, внедрения и сертификации современных систем
управления качеством продукции стали осознавать многие руководители отечественных
предприятий. 
  
В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области
можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и
“общефирменные системы 
качества”. 
 
В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка
системы качества – 
обеспечить качество, требуемое потребителем. 
 
 Концепция общефирменной 
системы качества 
улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое
распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила роботы по
этой системе: 
1. ноль дефектов; 
2. предупреждение дефектов, 
а не их устранение; 
3. все производственные отношения между подразделениями, а также между
персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и
поставщика; 
4. постоянное обучение 
персонала управлению качеством. 
  
 Для российских 
предприятий ближе система 
стандартам ИСО 
серии 9000, поэтому она и получает 
все большее распространение 
 
Заключение 
 
 В данной 
работе я хотел показать 
продукции. В современных условиях проблема повышения качества и
конкурентоспособности 
для России является наиболее актуальной. 
 
 Переход на 
рыночные отношения, к 
качестве выпускаемой 
продукции, что связано с причинами, 
указанными выше. 
 
 Устранение 
этих причин является важным 
условием для прорыва