Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Далее, в данной работе будут рассмотрены проблемы качества и

конкурентоспособности продукции не только в целом, но и на примере одного завода

– “Западно-Сибирского металлургического комбината”.


Сущность и значение повышения качества продукции


В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки

качества продукции, но есть и стандартная.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3


Сущность и значение повышения качества

продукции………………………….5


Качество как социально-экономическая

категория………………………………8


Факторы, влияющие на качество

продукции…………………………………….11


Качество продукции в

АПК……………………………………………………….13


Показатели качества

продукции…………………………………………………..16


Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы

определения…….18


Система управления качеством продукции на

предприятии…………………25


Чем сегодня можно повлиять на

качество……………………………………..29


Как повысить конкурентоспособность продукции гиганта? (на примере


Западно-Сибирского металлургического

комбината)………………………...30


Заключение…………………………………………………………………………35


Список использованной

литературы……………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

пример курсовика по экономике.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализаций рассматриваемого

образца и товара-эталона. 

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более  конкурентоспособным; если

Пкi < Пкб — менее конкурентов способным; если Пкi = Пкб —

конкурентоспособность одинакова. 

Наиболее наглядное  представление дает относительный  показатель

конкурентоспособности (ОПк):  
 
 

Если ОПк > 1 либо ОПк = 1,  то показатель конкурентоспособности

рас¬сматриваемого образца превышает или равен показателю

кон¬курентоспособности  базового. 

Недостаток данного  метода заключается в том, что  он учитывает только продажную

цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает,

насколь¬ко хороши эти товары в эксплуатации. 
 

 Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности

определяется на основе сопоставления как тех¬нических, так и экономических

параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в

наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты¬ваются индексы по

каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные

параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию:   
 
 

где I, — индивидуальный индекс i-го технического параметра; 
 

аi — вес i-го параметра. 

Создание весовой  базы технических параметров — это  наиболее ответственная и

сложная часть всего  анализа кон¬курентоспособности. Основным источником данных

для по¬строения весовой  базы являются рыночные исследования — спрос

потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения

потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом

то¬варов, в той  или иной степени знакомые с требованиями потребителей. 

Сопоставление сводных  технических параметров по каж¬дому изделию дает

возможность определить наиболее пред¬почтительное из них  для покупателя. Более

конкурентоспособ¬ным  считается то изделие, у которого значение Iтп является 

максимальным. 

Сводный индекс по экономическим  параметрам (IЭП) опре¬деляется из

выражения  
 
 

 

где Цп, Цп0 —  цена потребления соответственно сравниваемого и базового

образца. 

Если Iэп < 1, то это  означает, что сравниваемый образец  является более

конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если IЭП

> 1 — наоборот; если IЭП = 1 — изделия равнозначны. 

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по

экономическим параметрам определяет¬ся интегральный показатель

конкурентоспособности (Ки):  
 
 

Где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам; 
                       
 

Iэп – сводный  индекс по экономическим параметрам. 

Данный метод является более предпочтительным по срав¬нению с предыдущим, так

как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия  в

эксплуатации.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система управления качеством  продукции на предприятии 
   

 На качество  продукции, как уже отмечалось  ранее, влияют многие

факторы, и все их необходимо учитывать при решении  проблемы качества продукции на

предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые

такой подход был осуществлен  в 60-х годах, на предприятиях г. Саратова, где была

внедрена так называемая система БИП – система бездефектного  изготовления

продукции. Основной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей.

Был разработан и применен критерий оценки качества труда –  это процент сдачи

продукции с первого  предъявления. 
  

 Однако саратовская  система при всех достоинствах, а они проявились

довольно ярко и  быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла

контролировать и  управлять уровнем разработок и  проектирования изделий, не

охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию.

Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее

положительных элементов  подтолкнула другие предприятия  на поиск более совершенных

систем. 
  

 В 1957-1958 на предприятиях  г. Горького появилась система  КАНАРСПИ

(качество, надежность, ресурс с первого изделия). В  ней наряду с элементами

бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого  предъявления внимание

обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения

в производство. 
  

 Еще дальше пошли  ярославские и кременчугские  машиностроители. В 1963

г. Они разработали  и внедрили систему НОРМ (научная  организация работ по

увеличению моторесурса  двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан.

Но был введен и  новый важный элемент – управление связями между

потребителями и проектировщиками двигателя. 
  

 Следующий этап  в становлении комплексной системы  управления качеством

продукции (КСУКП) –  это создание и применение системы  бездефектного труда

(СБТ) на предприятиях  г. Львова в 1964 г. Ее суть  заключается в том, что критерием

оценки труда работников является коэффициент качества труда не только

производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных

исполнителей, но и  коллектива. 
  

 В 1972-1973 гг. сложилась  уже комплексная система управления

качеством продукции (КСУКП) – совокупность технических, организационных,

экономических, социальных предприятий, регламентированных стандартами  предприятия

и действующих во времени  непрерывно. Система давала возможность  планомерно

воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические свойства продукции на

всех стадиях ее жизненного цикла. 
  

 Организационно-технической  базой КСУКП стали стандарты  предприятия

(СТП). СТП являются  стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс  стандартов предприятия

подразделяется на основной стандарт, который определял общие положения системы, и

на совокупность специальных  вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию

функций системы управления качеством продукции на предприятии. 
  

 Были разработаны  и общие принципы построения  и функционирования КСУКП

как одной из основных частей общего управления предприятием: 

• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях

жизненного цикла  этой продукции; 

• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления.

Государство уделяло  хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло

предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте  и теория.

Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е шел процесс  накапливания знаний

как в теории так  и на практике. В этом заключается положительный момент

пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при  переходе России на

рыночные отношения, но этого не случилось. Попав в  тяжелое финансовое положение,

руководители этих предприятий думали прежде всего  о том, как выжить и не

обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхода из

создавшегося положения  – это улучшение качества продукции.    

 Сейчас наблюдается  классическое противоречие: психологическое

отношение руководителя к качеству (некоторые называют это “синдром первого

руководителя”) остается прошлым, а социально-экономическая  ситуация

меняется. 
 

 Настоящие менеджеры  уже давно поняли, что в условиях  рынка финансовое

положение предприятия  зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции.

Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А.С.Саратовский,

сделал основную ставку на качество продукции и систему  качества, добился

значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в

России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное содействие

продвижению продукции  завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько

раз. 
  

 Другой пример. АО “Орлэкс” сертифицировало  свою систему

качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним  и существенные

экономические выгоды. 
  

 Необходимость  создания, внедрения и сертификации  современных систем

управления качеством  продукции стали осознавать многие руководители отечественных

предприятий. 
  

 В настоящее  время все системы качества  и все подходы в этой области

можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и

“общефирменные системы  качества”. 
 

 В соответствии  со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка

системы качества –  обеспечить качество, требуемое потребителем. 
 

 Концепция общефирменной  системы качества предусматривает  постоянное

улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое

распространение, в  частности, на японских предприятиях. Основные правила роботы по

этой системе: 

1. ноль дефектов; 

2. предупреждение дефектов, а не их устранение; 

3. все производственные отношения между подразделениями, а также между

персоналом предприятия  рассматриваются и строятся как  отношения потребителя и

поставщика; 

4. постоянное обучение персонала управлению качеством. 
  

 Для российских  предприятий ближе система управления  качеством по

стандартам ИСО  серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение 
 

Заключение 
 

 В данной  работе я хотел показать проблемы  качества и конкурентоспособности

продукции. В современных  условиях проблема  повышения качества и

конкурентоспособности для России является наиболее актуальной. 
 

 Переход на  рыночные отношения, к сожалению,  существенно не отразился на

качестве выпускаемой  продукции, что связано с причинами, указанными выше. 
 

 Устранение  этих причин является важным  условием для прорыва российских

Информация о работе Конкурентоспособность продукции