Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа
В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?
Вопросы
Вариант 5
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
4 |
|
5
|
2. Перечислите
основные свойства категории «конкурентоспособность»………………… |
9 |
3. Охарактеризуйте
доминирующие факторы конкурентоспособности
страны в условиях глобализации экономики.…………………………………………………… |
12 |
4. Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности…..…... |
15 |
5. Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера……….... |
21 |
6. Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?............ |
24 |
7. В чем
заключается стратегическое позиционирование
предприятия на товарном рынке?……………………………………………………………. |
30 |
8. Какова
роль и содержание методов государственного
регулирования естественных монополий?…………………………………………………… |
35
|
Введение.
Конкурентоспособность можно определить как многоаспектное понятие, означающее сравнительную характеристику товара/фирмы-конкурента, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара/фирмы-конкурента. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность - это соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:
Идея о том, что конкурентоспособность является предпосылкой роста преуспевания и благосостояния занимает центральное место в различных определениях. В то же время, мнения о том, что означает благосостояние, значительно расходятся. Это может быть ВВП на душу населения (Всемирный экономический форум), благосостояние (ИРМ), уровень жизни (Совет по конкурентоспособности США), уровень жизни и социальное благосостояние (Европейская Комиссия). Это - значительные различия, и самым важным из них является включение понятие справедливого распределения материальных благ, которое упоминается лишь в небольшом числе определений.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
Ценовая конкуренция - это соперничество продавцов, когда каждый стремится выиграть за счёт более приемлемой для покупателя цены. Проще говоря, продавец старается предложить товар по цене, ниже конкурентной.
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, причем ценовые различия не оправданы величиной издержек.
Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:
Ценовая дискриминация наиболее
часто применяется при оказании
услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев
гостиниц); при оказании услуг по
транспортировке продукции; при
реализации товара, который не поддается
перераспределению с одного рынка
на другой (транспортировка
При ценовой конкуренции
продавцы двигаются по кривой спроса,
повышая или понижая свою цену.
Это гибкий инструмент маркетинга,
поскольку цены можно быстро и
легко изменить, учитывая факторы
спроса, издержек или конкуренции. Однако
из всех контролируемых переменных маркетинга
конкурентами легче всего дублировать
именно эту, что может привести к
стратегии копирования или даже
ценовой войне. Более того,
правительство следит за ценовыми стратегиями.
Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен - это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции.
Механизм ценовой конкуренции
следующий. Фирма-производитель
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме и всё больше прибегают к формам неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта (переход от продажи товара к удовлетворению потребностей).
Неценовая конкуренция ведется
за счет снижения издержек, повышения
качества продукции и услуг, надежности,
улучшения условий оплаты, гарантийного
и послегарантийного
Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара;
второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.
Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.
Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем
совершенствования сбыта
Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.
При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.
Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.
В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен. При соответствующей рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.
Захват рынка с помощью проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
Например, фирма старается привлечь потенциальных покупателей более красивой упаковкой или же предложить потребителю более выгодные, по сравнению с конкурентом условия. Важнейшим элементом неценовой конкуренции является реклама. Реклама может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей.
При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.