Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание

В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 161.86 Кб (Скачать документ)

Конкурентоспособность неразрывно связана с конкуренцией. Конкурентоспособность возникает и проявляется тогда и там, где возникает и развивается конкуренция. Рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, пожалуй, более мощный и действенный, как показывает мировая практика, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.

Все это означает, что  чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция, тем более значимой для успеха на рынке, в хозяйственной деятельности товаропроизводителей, экономической жизни страны становится их конкурентоспособность.

Уровень конкурентоспособности национальной экономики - результат не только эффективности ее деятельности, но и активности отдельных товаропроизводителей и отраслей. Этим зачастую и ограничивается анализ конкурентоспособности. Но это только одна сторона проблемы. При одних и тех же научно-технических, экономических, социальных и иных достижений данной страны уровень ее международной конкурентоспособности может повышаться, падать или оставаться неизменным. Все зависит от того, какими темпами развивается, каких успехов добьется за сопоставляемый период экономика других стран-конкурентов, мировая экономика в целом. Отсюда важность понимания того, что при определении уровня конкурентоспособности важны не сами по себе темпы количественного и качественного роста экономики данной страны, ее составных частей, а и то, как динамика их роста соотносится с динамикой конкурентов.

Иначе говоря, конкурентоспособность носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, хотя и сравниваются по преимуществу количественные величины. Исключением в этом отношении является конкурентоспособность товаров, обладающих уникальными свойствами, не имеющих товаров-заменителей (субститутов). Такого рода товары с «абсолютной» конкурентоспособностью обладают помимо уникальной потребительской ценности еще и тем особым свойством, что они непременно преодолевают (хотя и временно для каждого товара) рамки конкуренции и занимают монопольное положение на рынке. Это тот единственный тип монополизма, который в полной мере поддерживается государством и закрепляется юридическим путем посредством патентования принципиально новых технических характеристик товаров. Такого рода «монополизм» всячески приветствуется в силу того, что создает «дополнительные» стимулы для технического прогресса и, в конечном счете, способствует дальнейшему развитию конкуренции.

Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве- конкретности проявления, привязанности ее к конкретным условиям и причинам. Конкурентоспособность любого конкретного экономического объекта не может носить универсального характера; она имеет вполне конкретный характер. Товар, конкурентный на одном внешнем рынке, может и не быть таковым на другом.

Более того, он может одновременно обладать конкурентоспособностью даже на одном и том же национальном рынке. Товар, конкурентоспособный сегодня, может потерять ее уже через несколько месяцев из-за определенных конкретных причин. И напротив (хотя такое бывает значительно реже), в некоторых случаях товар, обладающий пониженной конкурентоспособностью и почти вытесненный с рынка, вдруг по ряду причин (общее оживление спроса, уход основного конкурента с рынка, после удачно проведенной рекламной компании и т.д.) становится вполне конкурентоспособен и начинает пользоваться коммерческим успехом.

Из этого следует, что  при использовании методик определения  конкурентоспособности товара фактор привязки конкурентоспособности к конкретным условиям должен обязательно учитываться. В противном случае определяемая конкурентоспособность отрывается от реальных условий и в силу этого оценивается неправильно.

Еще одной характеристикой  конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность, относительная быстрота процессов ее протекания. Существует огромное количество факторов (внутренних и внешних), воздействующих на конкурентоспособность предприятий-товаро-производителей, отраслей, национальной экономики в целом. Воздействие одних факторов носит однонаправленный, других - разнонаправленный или противоположно направленный характер. Одни факторы имеют долговременный, другие - кратковременный характер, третьи - случайный или одноразовый характер. Нарастает воздействие одних факторов, сокращается или прекращается влияние других. В силу указанного представляется очень сложной оценка проявления всей совокупности факторов воздействия на конкурентоспособность, причем именно в динамике, а не в статике.

Наконец, следует отметить еще одно свойство конкурентоспособности: для национальной экономики, национальных отраслей и отраслевых комплексов она носит международный характер, для предприятий и производимых ими товаров - может носить как международный, так и внутринациональный характер.

Поскольку конкурентоспособность может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то поэтому естественно, что при измерении уровня конкурентоспособности национальной экономики, отраслевых комплексов и отраслей прибегают к их сопоставлению с соответствующими зарубежными экономическими объектами. Иное дело - определение конкурентоспособность национальных предприятий и их товаров (услуг). В этом случае конкурентоспособность последних может определяться путем их сравнивания как с характеристиками иностранных производителей и их товаров, так и национальных.

 

  1. Охарактеризуйте   доминирующие   факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.

Процессы глобализации современного мирового хозяйства во все большей степени предопределяют развитие национальной экономики. В соответствии с ними равноправная интеграция страны в мировую экономику возможна лишь при условии ее конкурентоспособности.

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Глобализация - процесс всемирной  экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Вместе с тем, происхождение самого слова "глобализация" указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.

Конкурентоспособность –  это способность национальных производителей опережать соперника в завоевании и укреплении своих позиций на зарубежных рынках.

Анализ сущности понятия  «международная конкурентоспособность  страны» позволяет заключить, что  наиболее обоснованный подход к определению  конкурентоспособности экономики  представляется на основе выявления  факторов конкурентоспособности.

В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т.д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

Согласно классификации  факторов конкурентоспособности страны, которому они делятся на следующие группы:

  • внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъектные, регулируемые, постоянные;
  • внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные.

Такая градация позволяет  наиболее комплексно и системно подойти  к разработке направлений и мер  государственного регулирования процесса конкурентоспособности, сформировать стратегические ориентиры, учитывающие  разноплановые аспекты страновой конкурентоспособности.

Конкурентоспособность страны обеспечивается за счет перечисленных  групп факторов только при условии  их роста производительности, включающей несколько компонентов:

  • производительность базовых ресурсов (природных);
  • производительность индустриальных факторов (труд, капитал);
  • производительность постиндустриальных факторов (информация, инновации, знания).

Опыт формирования и реализации концепции конкурентоспособности  наиболее конкурентных стран показал, что конкурентоспособность экономической  системы основывается на повышении  ее эффективности посредством применения передовых технологий в условиях эффективного взаимодействия государства  и бизнеса. Ключевым конкурентным преимуществом  наиболее передовых стран выступают  человеческие ресурсы и инвестиции, направленные на его активизацию.

Общим в государственном  вмешательстве для развитых стран  является то, что в целях повышения  конкурентоспособности своих экономик они стимулируют внешнеэкономические  отношения, обеспечивающие «оптимальную»  структуру внешней торговли: экспорт  представлен более технологичной  продукцией, чем импорт; и обратную структуру в части движения капиталов: за рубеж выводятся низкотехнологичные производства, повышая внутри страны продуктивность производства.

 

  1. Опишите   двухуровневую   и   трехуровневую   концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.

Разрабатывая, создавая и  реализуя какой – либо товар всегда надо помнить, что потребитель приобретает, прежде всего, не продукт, а те блага, которые он ему может представить. В связи с этим выделяют две  главные концепции товара: двухуровневая  концепция и трехуровневая концепция  товара.

При создании товара нужно  воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет  приобретать покупатель? Задача деятелей рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него. Отсюда следует, что товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. Разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе товар с подкреплением. Это может быть: проявление личного внимания к покупателю, доставка на дом, гарантия возврата денег и т.п.

 Идея подкрепления  товара заставляет деятеля рынка  присмотреться к существующей  у клиента системе потребления  в целом, к тому, как покупатель  товара комплексно подходит к  проблеме, которую он пытается  решить благодаря использованию  товара.

Одновременно с трехуровневой, используется также двухуровневая концепция продукта. Двухуровневая концепция содержит факторы, являющиеся инструментами управления производителя продукта. Согласно одному из направлений применения закона Парето, на разработку и производство продукта с определенными свойствами расходуется 80% выделенных на продукт ресурсов, соответственно 20% этих ресурсов тратится на создание окружения продукта. Выбор же потребителя на 80% предопределен окружением продукта и лишь на 20% - его основными характеристиками (предполагается, что продукт имеет сертификат качества).

Двухуровневая концепция  предполагает наличие двух взаимозависимых  и взаимосвязанных составляющих: фактического продукта с его главными свойствами и его окружения, т.е. то, что делает приобретение продукта привлекательным для потребителя.

Двухуровневая концепция продукта

Окружающая среда в  свою очередь состоит из группы элементов:

  1. Марка товара – это название, термин, знак, символ, рисунок, звуковые и звукографические символы, передаваемые радиостанциями, телевидением и с помощью Интернета, их комбинация, предназначенные для идентификации продукта и его дифференциации от товаров конкурентов.

Марка включает: марочное имя  – часть марки в виде букв, слов, их комбинаций, которые могут  быть произнесены; марочный знак –  часть марки в виде символов, рисунка, отличительного цвета или шрифтового оформления.

Товарный знак – марка  или ее часть, защищенные юридически, что дает исключительное право на ее использование.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"