Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа
В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?
Конкурентоспособность неразрывно связана с конкуренцией. Конкурентоспособность возникает и проявляется тогда и там, где возникает и развивается конкуренция. Рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, пожалуй, более мощный и действенный, как показывает мировая практика, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.
Все это означает, что чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция, тем более значимой для успеха на рынке, в хозяйственной деятельности товаропроизводителей, экономической жизни страны становится их конкурентоспособность.
Уровень конкурентоспособности национальной экономики - результат не только эффективности ее деятельности, но и активности отдельных товаропроизводителей и отраслей. Этим зачастую и ограничивается анализ конкурентоспособности. Но это только одна сторона проблемы. При одних и тех же научно-технических, экономических, социальных и иных достижений данной страны уровень ее международной конкурентоспособности может повышаться, падать или оставаться неизменным. Все зависит от того, какими темпами развивается, каких успехов добьется за сопоставляемый период экономика других стран-конкурентов, мировая экономика в целом. Отсюда важность понимания того, что при определении уровня конкурентоспособности важны не сами по себе темпы количественного и качественного роста экономики данной страны, ее составных частей, а и то, как динамика их роста соотносится с динамикой конкурентов.
Иначе говоря, конкурентоспособность носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, хотя и сравниваются по преимуществу количественные величины. Исключением в этом отношении является конкурентоспособность товаров, обладающих уникальными свойствами, не имеющих товаров-заменителей (субститутов). Такого рода товары с «абсолютной» конкурентоспособностью обладают помимо уникальной потребительской ценности еще и тем особым свойством, что они непременно преодолевают (хотя и временно для каждого товара) рамки конкуренции и занимают монопольное положение на рынке. Это тот единственный тип монополизма, который в полной мере поддерживается государством и закрепляется юридическим путем посредством патентования принципиально новых технических характеристик товаров. Такого рода «монополизм» всячески приветствуется в силу того, что создает «дополнительные» стимулы для технического прогресса и, в конечном счете, способствует дальнейшему развитию конкуренции.
Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве- конкретности проявления, привязанности ее к конкретным условиям и причинам. Конкурентоспособность любого конкретного экономического объекта не может носить универсального характера; она имеет вполне конкретный характер. Товар, конкурентный на одном внешнем рынке, может и не быть таковым на другом.
Более того, он может одновременно обладать конкурентоспособностью даже на одном и том же национальном рынке. Товар, конкурентоспособный сегодня, может потерять ее уже через несколько месяцев из-за определенных конкретных причин. И напротив (хотя такое бывает значительно реже), в некоторых случаях товар, обладающий пониженной конкурентоспособностью и почти вытесненный с рынка, вдруг по ряду причин (общее оживление спроса, уход основного конкурента с рынка, после удачно проведенной рекламной компании и т.д.) становится вполне конкурентоспособен и начинает пользоваться коммерческим успехом.
Из этого следует, что
при использовании методик
Еще одной характеристикой
конкурентоспособности, тесно связанной
с предыдущей, является ее динамичность,
относительная быстрота процессов ее
протекания. Существует огромное количество
факторов (внутренних и внешних), воздействующих
на конкурентоспособность предприятий-товаро-
Наконец, следует отметить еще одно свойство конкурентоспособности: для национальной экономики, национальных отраслей и отраслевых комплексов она носит международный характер, для предприятий и производимых ими товаров - может носить как международный, так и внутринациональный характер.
Поскольку конкурентоспособность может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то поэтому естественно, что при измерении уровня конкурентоспособности национальной экономики, отраслевых комплексов и отраслей прибегают к их сопоставлению с соответствующими зарубежными экономическими объектами. Иное дело - определение конкурентоспособность национальных предприятий и их товаров (услуг). В этом случае конкурентоспособность последних может определяться путем их сравнивания как с характеристиками иностранных производителей и их товаров, так и национальных.
Процессы глобализации современного мирового хозяйства во все большей степени предопределяют развитие национальной экономики. В соответствии с ними равноправная интеграция страны в мировую экономику возможна лишь при условии ее конкурентоспособности.
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Вместе с тем, происхождение самого слова "глобализация" указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.
Конкурентоспособность –
это способность национальных производителей
опережать соперника в
Анализ сущности понятия
«международная конкурентоспособность
страны» позволяет заключить, что
наиболее обоснованный подход к определению
конкурентоспособности
В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т.д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.
Согласно классификации факторов конкурентоспособности страны, которому они делятся на следующие группы:
Такая градация позволяет
наиболее комплексно и системно подойти
к разработке направлений и мер
государственного регулирования процесса
конкурентоспособности, сформировать
стратегические ориентиры, учитывающие
разноплановые аспекты
Конкурентоспособность страны обеспечивается за счет перечисленных групп факторов только при условии их роста производительности, включающей несколько компонентов:
Опыт формирования и реализации
концепции
Общим в государственном
вмешательстве для развитых стран
является то, что в целях повышения
конкурентоспособности своих
Разрабатывая, создавая и
реализуя какой – либо товар всегда
надо помнить, что потребитель приобретает,
прежде всего, не продукт, а те блага,
которые он ему может представить.
В связи с этим выделяют две
главные концепции товара: двухуровневая
концепция и трехуровневая
При создании товара нужно воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Задача деятелей рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него. Отсюда следует, что товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. Разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе товар с подкреплением. Это может быть: проявление личного внимания к покупателю, доставка на дом, гарантия возврата денег и т.п.
Идея подкрепления
товара заставляет деятеля
Одновременно с трехуровневой, используется также двухуровневая концепция продукта. Двухуровневая концепция содержит факторы, являющиеся инструментами управления производителя продукта. Согласно одному из направлений применения закона Парето, на разработку и производство продукта с определенными свойствами расходуется 80% выделенных на продукт ресурсов, соответственно 20% этих ресурсов тратится на создание окружения продукта. Выбор же потребителя на 80% предопределен окружением продукта и лишь на 20% - его основными характеристиками (предполагается, что продукт имеет сертификат качества).
Двухуровневая концепция
предполагает наличие двух взаимозависимых
и взаимосвязанных
Двухуровневая концепция продукта
Окружающая среда в свою очередь состоит из группы элементов:
Марка включает: марочное имя – часть марки в виде букв, слов, их комбинаций, которые могут быть произнесены; марочный знак – часть марки в виде символов, рисунка, отличительного цвета или шрифтового оформления.
Товарный знак – марка или ее часть, защищенные юридически, что дает исключительное право на ее использование.