Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание

В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 161.86 Кб (Скачать документ)

Существует два вида марки:

  • марка производителя (национальная) - создается им или берется в аренду у другого производителя;
  • частная марка - разрабатывается оптовыми или розничными фирмами, может также называться посреднической маркой, маркой дилера, торговой маркой.

Создание национальной марки  требует от производителя выпуска  товара высокого качества, значительных затрат в области продвижения  товара, охвата различных рынков. Поэтому  чаще производители склоняются к  использованию частных марок. Т.к. отсутствие вообще марки на товаре снижает его цену на 10 - 20 % по сравнению с аналогичными товарами, имеющими товарный знак. Таким образом, марка имеет свою стоимость, относимую к «неосязаемым активам» фирмы, как и имидж марки, который формируется из представлений и мнений о ней.

Производитель, имеющий товарную марку, для повышения эффективности  своей деятельности может использовать одну или несколько стратегий:

  • Использование индивидуальной марки для каждого продукта.
  • Использование единой марки для всех своих продуктов.
  • Использование различных марок для отдельных групп продуктов.
  • Использование марки компании – производителя в сочетании с марками отдельных своих продуктов.
  • Стратегия расширения марки. Предполагает выпуск нового или модифицированного продукта под успешно зарекомендовавшей себя маркой.
  • Многомарочная стратегия. Подразумевает разработку одним продавцом двух и более марок в одной продуктовой категории.

Успешной считается марка, охотно покупаемая потребителями и  торговыми организациями, причем доля прибыли в объеме продаж напрямую зависит от рейтинга марки. Т.к. товарный знак является движущим мотивом покупки, своеобразной гарантией качества товара. Продвижение торговой марки на рынок  основывается на информации о товаре, его рекламе. При этом вопросы  собственно потребительской стоимости  товара постепенно в экономически развитых странах оттесняются на второй план. Значительно большее значение придается  созданию некоего образа товара. Рекламируется  и продается как бы не сам товар, а его образ. Именно создание благоприятного имиджа компании в целом для распространения  его на всю ее продукцию - цель деятельности брэнд - менеджера. Слово «брэнд» («brand») переводится с английского как фабричная марка (или сорт товара). В современном бизнесе в него вкладывается более широкое понятие – создание нематериального актива компании, составленного из потребительских ожиданий от товара (услуги), из готовности их приобретать. Брэнд должен содержать исключительно положительную информацию о компании, т.к. приобретая товар известного брэнда, предполагается, что одновременно покупатель как бы приобретает «гарантию качества, надежности», а также известный вкус, аромат, стиль одежды и т.д.

  1. Цена товара

Она позволяет получить специфическое  преимущество за счет использования  ценовых методов для улучшения  привлекательности товаров фирмы  производителя за счет:

а) уменьшение издержек производства и реализации позволяет при той  же цене получить более высокую прибыль, либо осуществлять продажи по льготным ценам без изменения ассортимента и качества;

б) предложение товаров  по низким ценам или по приемлемым для потребителя.

  1. Дизайн

Данный элемент представляется в совокупности дизайна самого товара и дизайна его упаковки, которая  на современном рынке рассматривается  в единстве с товаром, как неотъемлемая его часть. Дизайн относится к  эстетическим параметрам, позволяющим  значительно повысить уровень конкурентоспособности  данного продукта и фирмы за счет новизны модели, конструкции, внешнего вида изделия, внутренней отделки, выразительности  маркировки, упаковки, т.к. товар воспринимается потребителем не по отдельным частям, а в комплексе.

Существует определенная концепция Visualappeal – внешняя привлекательность  товара, упаковки. Включает комплекс мероприятий, обеспечивающих товару наибольшую привлекательность  в глазах потребителя.

  1. Удобство приобретения и надежность поставки

Этот элемент включает большой комплекс действий, начиная  с обеспечения удобных подъездных путей, автостоянки, предоставление образцов для отбора, складирование, погрузка, компетентность обслуживающего персонала, скорость обслуживания, выполнение фирмой принятых обязательств, наличие своего автопарка, перевалочно-перегрузочных складов…

  1. Сервисное обслуживание

Сервис - это комплекс соответствующих операций благодаря которым покупателю предоставляется реальная возможность оптимального приобретения товара, экономически рационального и выгодного его потребления.

Сервис подразделяется на:

  • предпродажный;
  • послепродажный, включающий гарантийный и послегарантийный.

Трехуровневая концепция  продукта

Любой товар с точки  зрения маркетинга представляет из себя идею трех уровней:

Первый уровень: Товар по замыслу -уровень на котором дается ответ на вопрос, что в действительности будет покупать покупатели, т.е. любой товар - это способ решения какой - либо проблемы.

Второй уровень: Перевод товаров по замыслу в реальное исполнение:

- модные товары;

- канцтовары.

На этом уровне товар рассматривается  по следующим 5 характеристикам:

  1. уровень качества
  2. определенный набор потребительских свойств
  3. специфическое оформление
  4. марочное название
  5. специальная упаковка.

Третий уровень: Это товар с подкреплением, т.е. предполагается, что товар должен закрепляется у потребителя в сознании, предоставленном дополнительных услуг и выгод.

 

В центре этой концепции лежат главные выгоды, характеризующие набор благ, которые  ищет потребитель. На следующем уровне расположен фактический продукт, представленный его основными свойствами: эксплуатационно-технические  характеристики, марка товара, уровень  качества, дизайн, упаковка. При совершении покупки потребитель может попросить помощи у торгового персонала по консультированию, доставке товара, его упаковке, предоставлении на выбор различных способов оплаты (в т.ч. и в рассрочку). При этом на решение потребителя о покупке сильное влияние оказывает наличие гарантии, послепродажного обслуживания, вежливость, компетентность персонала. Все вышеперечисленное относится к формированию усиленного продукта.

Таким образом, высокая конкурентоспособность  товара, оптимальный товарный ассортимент, его позиционирование в сочетании  с преимуществами, которые дает удачно разработанная марка, упаковка, необходимая  сервисная стратегия, применяемые  в комплексе в дальнейшем будут  работать на имидж фирмы, что позволит выстоять в непростое для нее  время, обеспечит ее развитие и успех.

 

  1. Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.

Данная модель позволяет  оценить не только текущий уровень  конкуренции на рынке, но и его вероятные изменения в ближайшем будущем. Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли.

Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение к  достаточной рентабельности отрасли. «Не привлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил  снижает рентабельность. Самой «не  привлекательной», является отрасль, которая  приближается к совершенной конкуренции.

«Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых конкурентов, уровень конкурентной борьбы; и две  силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей.

      Портер, как  популяризатор понятия экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.

Модель конкуренции Портера используется для оценки силы конкуренции в отрасли, которая ведет к снижению прибыльности. Назначение модели Портера в том, что организация должна осуществить поиск такой сферы деятельности, в которой она защищена от действия конкурентных сил, или там имеется возможность использовать эти силы в своих интересах.

Модель пяти сил Портера  позволяет оценить конкурентную среду по 5 силам конкуренции, которые  представлены в виде определенных групп, влияющих на положение предприятия  в отрасли. Таким образом, проводится оценка, какое значение имеет каждая из 5 сил конкуренции по модели Портера  и как это сказывается на деятельности предприятия.

Уровень отраслевой конкуренции  зависит от действия пяти конкурентных сил модели Портера внешних по отношению к организации:

  • соперничество среди существующих на данном рынке продавцов - конкуренция на рынке;
  • конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей;
  • угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;
  • позиции поставщиков, их экономические возможности давления на фирму - влияние поставщиков;
  • позиции потребителей, их экономические возможности давления на фирму - влияние покупателей.

Эти пять сил конкуренции  модели Портера определяют прибыльность бизнеса, так как они влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые им приходится нести, на размеры капиталовложений, необходимых для конкурентной борьбы в данной отрасли.

Модель Портера графически выглядит следующим образом:

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

При этом конкуренция между  фирмами в отрасли является основной конкурентной силой по модели Портера. Модель Портера предполагает также, что остальные конкурентные силы оказывают влияние на конкуренцию в отрасли. Однако при проведении анализа и представлении графика 5 сил конкуренции по модели Портера все 5 сил равны в своем воздействии на конкурентное положение в отрасли.

Применяя модель пяти сил Портера для анализа конкурентной окружающей среды, можно оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Согласно модели Портера, чем сильнее конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и, следовательно, конкурентная привлекательность отрасли падает.

Модель Портера позволяет сделать следующий вывод: для успешного противостояния конкурентным силам необходимо разработать такую стратегию, которая оградила бы компанию от действия пяти конкурентных сил Портера и обеспечила бы компании создание такой позиции, которая даст ей надежное конкурентное преимущество в отрасли.

Также модель основана на том, что из пяти сил конкуренции в  отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии  организации. Внимание следует фокусировать на тот фактор, на который компания может оказывать влияние с  целью его изменения.

Согласно Портеру, модель пяти сил  нужно использовать на микроэкономическом уровне, для определения места  компании в отрасли в целом. Модель не предназначена для использования  для группы отраслей или какой-то части одной отрасли. Компания, которая  ведет бизнес в одной отрасли, должна разработать минимум один «анализ пяти сил Портера» для  этой отрасли. Портер уточняет, что  для диверсифицированных компаний, основным фундаментальным вопросом корпоративной стратегии есть вопрос выбора отраслей (направлений бизнеса) в которых компания будет конкурировать; и для каждого направления  бизнеса, должен производиться собственный, специфический для отрасли, анализ пяти сил. В среднем, компании из рейтинга «Global 1 000» конкурируют приблизительно в 52 отраслях (направлениях бизнеса).

Каждая из рассматриваемых  сил конкуренции может оказывать  различное как по направлению, так  и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие  в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке  и ее успешность.

Каждый из факторов, характеризующих  конкуренцию на рынке, оценивается  экспертами в баллах по определенной шкале. Далее рассчитываются средневзвешенные баллы для каждой группы факторов. А через распределение значений средневзвешенных баллов, определяется уровень конкуренции в отрасли.

 

  1.  Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?

Термин «потенциал» применительно  к отдельному предприятию должен характеризовать не столько производственные возможности, сколько интегральные способности предприятия максимально удовлетворять потребности  потребителей, рационально используя при этом ресурсы и учитывая интересы государства, партнеров по бизнесу. Таким образом, первое, наиболее общее определение потенциала предприятия может быть связано с подлежащими реализации возможностями этой фирмы и ее ресурсной базой.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"