Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание

В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 161.86 Кб (Скачать документ)

В связи с этим довольно часто происходит отождествление понятий «потенциал» и «ресурсный потенциал».   

Ресурсный потенциал предприятий  - это то, без чего ни один из них не в состоянии осуществлять деловую деятельность и успешно конкурировать с себе подобными и другими участниками деловых отношений. По мере развития деловой деятельности владельцы и менеджеры фирмы стремятся к постоянному укреплению своего потенциала, а главное, к обеспечению количественного и качественного превосходства над соперниками в объеме и составе собственных возможностей ведения дел, обусловленных этим потенциалом.

Ряд авторов выделяет  следующие элементы ресурсного потенциала предприятия.

Материальный потенциал

Совокупность предметов  деятельности(средства и предметы труда), а также технологии производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, применяемые фирмой, в том  числе инновационные технологии

Коммерческий капитал

Совокупность созданных и подлежащихреализации товаров, алгоритмов оказания услуг, навыков выполнения работ

Информационный потенциал

Совокупность профессиональной и деловойинформации, имеющейся  в распоряжении компании, а также  технологии создания, воспроизведения, представления и защиты информации

Финансовый потенциал

Совокупность финансовых активов фирмы, атакже финансовых обязательств фирмы в отношении других субъектов  бизнеса

Человеческий потенциал

Используемые человеческие ресурсы, объединяемые внутри предпринимательской  фирмы, в том числе интеллектуальный (образовательный) потенциал данной фирмы

Организационный потенциал

Организационная структура  компании, уровень внутрифирменного менеджмента, а также внутренние и внешние деловые коммуникации данной компании

Предпринимательский потенциал

Деловые способности учредителей  предпринимательской фирмы, ее сотрудников  и менеджеров («потенциал предприимчивости»)


Поэтому потенциал субъектов  бизнеса следует всегда рассматривать  как необходимую предпосылку  успешной конкуренции независимо от предмета и содержания деловой деятельности. Авторы учебника «Стратегический менеджмент»  А. Томпсон и А. Стрикленд относят  отдельные элементы ресурсного потенциала компании к числу ключевых факторов успеха этой компании (КФУ), которые, по их мнению, являются определяющими  для успеха фирмы в конкурентной борьбе в долгосрочном плане.

Действительно, ресурсный  потенциал предприятия является интегральным фактором ее успеха в  конкурентной борьбе. Однако для правильного  понимания смысла категории «конкурентный  потенциал предприятия» целесообразно  подчеркнуть, что сами по себе элементы ресурсного потенциала фирмы еще  не окончательно свидетельствуют о  конкурентных возможностях данной компании. Для получения законченной картины  необходимо указать на два новых  параметра, а именно на наличие в  арсенале фирмы реальных инструментов превращения потенциала в фактор действительной конкуренции, а также  на результаты сравнительного анализа  потенциалов взаимно конкурирующих  субъектов бизнеса, в ходе которого можно сделать вывод о наличии  либо об отсутствии у этих субъектов  бизнеса конкурентных преимуществ  друг перед другом.

Ресурсный потенциал фирмы  и ее конкурентный потенциал не следует  трактовать как синонимы. Разница  между ними кроется именно в указании на наличие организационных и деловых рычагов приведения всего потенциала фирмы в движение. Важно отметить, что данные рычаги (или инструменты)  сами по себе не могут находиться вне потенциала фирмы, они являются составной частью ее ресурсов.

Конкурентной является та часть ресурсного потенциала фирмы, которая содержит конкурентные преимущества данной фирмы над ее соперниками. При этом организационный, предпринимательский  и человеческий потенциалы фирмы  обладают двойственной природой - с одной стороны, они выступают как равноправные части ресурсного потенциала субъекта предпринимательского бизнеса, а с другой стороны, они играют роль инструментов формирования конкурентных преимуществ других элементов потенциала фирмы в процессе конкурентного взаимодействия.

Определение категории «конкурентный  потенциал» претерпело существенные изменения  от определения его как совокупности ресурсов и возможностей и  «части общего потенциала» к  пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационностью и адаптивностью.

А.Г. Андреев 

Часть общего потенциала, обеспечивающая достижение конкурентных преимуществ  компании в условиях внутрифирменных  трансформаций и влияния внешних  рыночных сил

О.И. Остапенко, Н.В. Верещак 

Как реальная, так и потенциальная  способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать  в конкретных сегментах рынка  конкурентоспособные изделия, т. е. товары, превосходящие по качественно-ценовым  параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у  потребителей

Ю.В. Таранухин

Это не набор свойств, а  способность реализовать их вформе конкретных конкурентных преимуществ.Конкурентным  потенциалом т. е. конкурентной  силой они становятся тогда, когда субъекты хозяйствования способны обеспечить эффективную разработку природных ресурсов, что обеспечит устойчивый экономический рост; когда технологические возможности воплощаются в конкурентоспособные продукты; когда восприимчивость предприятий к достижениям науки является их внутренним свойством, а нововведения отвечают критериям рыночной эффективности

Г.Я.Гольдштейн

Это ключевые факторы успеха, классифицированные по двум признакам: функциональному (выделение областей производства, сбыта, маркетинга) и ресурсному (технология, знания специалистов, имидж и репутация, финансы)

К.П. Янковский

И.Ф. Мухарь

Конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с  возможностью использования более  дешевых материалов, энергии, рабочей  силы; а также высокого порядка  - уникальная продукция, прогрессивная технология и высококвалифицированные специалисты, хорошая репутация компании

В.А. Баринов,

А.В.Синельников

Потенциал,   предполагающий   две   составляющие:

Адаптивность и инновационность. Адаптивность понимается как свойство приспосабливаемости, как форма отношений организации с внешней средой. Инновационность- как способность обновляться, это внутриорганизационные  процессы  перестройки  по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость

Дэвис Стивен

Выявление и реализация внутренних резервов – стратегического потенциала, который состоит из трех слагаемых: профессионализм, знания, производственный процесс. Важно определить, чем и  как стратегический потенциал фирмы  отличается от стратегического потенциала конкурентов

А.Б. Идрисов 

Наличие  следующих  факторов:  внутренней  компетенции;  внешней  компетенции,  а  также  динамической способности. При этом конкурентную позицию предприятия  определяет его способность   быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять имеющимися знаниями, а также высокий инновационный потенциал во всех сферах деятельности

К.М.Красноперов

Совокупность  накопленных  им  ресурсов  и  доступность определенных факторов производства


 

   Обобщая результаты исследования  понятия «конкурентный потенциал», можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:

1. Наличие  ресурсной  составляющей,  являющейся  основой  для формирования потенциала предприятия и ее доступность.

2. Наличие инструментов  по превращению потенциала в  фактор действительной конкуренции.

3. Сравнительный анализ  потенциалов конкурирующих субъектов  рынка.

4. Учет влияния внешних  сил и в связи с этим способность  компании адаптироваться к изменяющимся  условия рынка.

5. Связь с конкурентоспособностью  предприятия.

Таким образом, конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных  ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конку- рентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.

Способность компании выиграть в конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних  конкурентных возможностей предприятия и внешних условий хозяйствования.

Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем  материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы; трудовые ресурсы; технологические  ресурсы; финансовые и информационные ресурсы.

В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции  персонала;отношения с другими  субъектами рынка; организационные  ресурсы; творческие возможности; бренды.

Реализация и использование  внутренних возможностей предприятия  на базе существующих ресурсов формируют  соответствующие конкурентные преимущества.  

Конкурентные преимущества - это ключевые сильные стороны компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных конкурентных преимуществ являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, конкурентные преимущества - это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны, это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов - угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.

Выделяют конкурентные преимущества, связанные с материальными и  нематериальными ресурсами. К конкурентным преимуществам, связанным с материальными  ресурсами, могут быть отнесены способность  фирмы производить товар с  более низкими издержками и дифференциация продукции. Конкурентные преимущества, основанные на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах.

 

  1. В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?

Стратегическое позиционирование предприятия как элемент стратегического  управления

Предприятие является открытой системой, успех которой зависит от того, насколько удачно оно приспосабливается  к внешнему окружению, сумеет ли вовремя  распознать угрозы для своего существования, не упустит ли возможности, насколько  точно и правильно определит  свое место на рынке и направления  дальнейшего развития. Речь идет о  позиционировании предприятия, то есть об определении его наиболее целесообразной рыночной позиции, выгодно отличающей ее от положения конкурентов, в рамках объективной внешней ситуации, с  учетом возможности развития имеющегося потенциала предприятия. Под выбором  стратегической позиции будем понимать определение возможного положения предприятия на рынке в настоящее время и в перспективе.

Многие предприятия не добиваются желаемого, тратя много сил на стремление охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить  потребности различных групп  клиентов. Для успеха же часто бывает достаточно сконцентрировать силы на правильно выбранной позиции  предприятия.

Стратегическое позиционирование предприятия предполагает не только правильный выбор рыночной позиции, но и выбор направления дальнейшего  развития. Позиционирование относится  в большей степени к долгосрочной стратегии, чем к краткосрочной  тактике, для создания позиции необходимо время.

На современном этапе  развития рыночных отношений наблюдается  сильная конкуренция. Выжить в условиях острой конкуренции могут лишь те предприятия, которые смогут обеспечить потребителям представление таких  услуг, которые отвечают их ожиданиям  и требованиям. И для этого  необходимо разрабатывать и придерживаться стратегий позиционирования, как  самого предприятия, так и производимых товаров и услуг.

Большинство маркетинговых  программ строятся на основе 4P (товар, цена, каналы распределения и элементы коммуникации). Это понятно, логично и в то же время неправильно. В современном перенасыщенном обществе уже недостаточно создать правильный продукт, поставить его на полки в правильном месте по уместной цене и организовать грамотное продвижение.

В большинстве маркетинговых  планов отсутствует пятый элемент, пятое P, называемый позиционированием. Позиционирование является революционной идеей, т.к. оно содержится в каждом из остальных 4 составляющих. Этот элемент самый важный из всех, потому что оказывает влияние на все маркетинговые действия предприятия. Поэтому думать о позиционировании необходимо в первую, а не последнюю очередь.

Позиционирование заключается  в выборе:

- целевого рынка, где  фирма собирается конкурировать;

- отличительного преимущества - как она собирается конкурировать.

Основная цель позиционирования заключается в создании и сохранении за компанией или ее товарами особого  места на рынке. При выборе определенной позиции, которую предприятие может  и желает занять, многое будет зависеть от ресурсов фирмы, степени однородности продукции и рынка, этапа жизненного цикла товара и маркетинговых  стратегий конкурентов.

При реализации той или  иной стратегии фирма должна решить, на какую группу потребителей будет  ориентирована предлагаемая им продукция. Выбор конкретного рынка определяет и круг конкурентов фирмы, и возможности  ее позиционирования. Изучив позиции  конкурентов, фирма решает, занять ли место, близкое к позиции одного из конкурентов, или попытаться заполнить  иное выявленное на рынке место. Если фирма занимает позицию рядом  с одним из конкурентов, она должна дифференцировать свое предложение  за счет товара, его цены и качественных отличий.

Заметное влияние на позиционирование, как предприятия, так и товара оказывает то обстоятельство, что  каждый потребитель имеет собственную  систему сравнительных оценок - свое позиционирование тех товаров, с которыми он встречается на рынке.

Изучая и анализируя стратегии  позиционирования предприятия, можно  выяснить, как применяется руководителем  каждая стратегия в отдельности, и сделать выводы об общей стратегии  позиционирования предприятия.

В силу того, что маркетинговые  составляющие успеха (цена, товарный ассортимент, политика продвижения и распределения) могут быть ослаблены или усилены  за счет сложившегося отношения к  компании, исследование стратегий и  подходов к позиционированию представляется важным и актуальным. Отношение потребителей формируется в сознании или подсознании  как синтез впечатлений и эмоционально воспринятой информации. Именно отрицательно окрашенный или положительный образ  определяет те или иные действия людей  и в итоге сказывается на занимаемом месте компании на рынке.

Позиционирование начинается с товара. Это может быть продукт, услуга, компания, социальный институт или даже человек. Но позиционирование не есть то, что производитель делает со своим товаром. Позиционирование - это инструмент, используя который вы будете услышаны в нашем сверх коммуникативном обществе.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"