Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание

В чем различие ценовой и неценовой конкуренции? Перечислите и определите роль основных форм неценовой конкуренции.
Перечислите основные свойства категории «конкурентоспособность».
Охарактеризуйте доминирующие факторы конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономики.
Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые в построении модели его конкурентоспособности.
Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера.
Раскройте сущность конкурентного потенциала предприятия?
В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность предприятия.docx

— 161.86 Кб (Скачать документ)

Для успешного позиционирования требуется выполнение четырех условий.

1. Ясность. Идея позиционирования  должна быть четко выражена  с учетом как целевого рынка,  так и отличительного преимущества. Подавляющее большинство потребителей  вряд ли запомнит чересчур  сложные формулы позиционирования.

2. Последовательность. Ежедневно  на людей обрушивается лавина  всевозможных призывов, обещаний, советов.  Если вы хотите, чтобы вас заметили  и услышали на фоне этого  «шума», действуйте последовательно.

3. Правдоподобие. Выбранные  вами отличительные преимущества  должны быть достаточно правдоподобными  с точки зрения целевых потребителей. Имидж марки (услуги) или компании  и реальность должны соответствовать.

4. Конкурентоспособность.  У отличительного преимущества  должен быть определенный конкурентный  аспект. Предлагаемый вами товар  или услуга должны обладать  каким-либо качеством, отсутствующим  у товаров или услуг ваших  конкурентов и представляющим  определенную потребительскую ценность 

Современные черты стратегического  позиционирования – это глобализм, активность, инновационность, интегрированность, предпочтение структурных исследований рынка, активное использование связей с общественностью, целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и  общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного  обмена и некоммерческого распределения  общественных благ.

Независимо от того, какой  стратегии придерживается организация, она должна быстро адаптировать свои стратегии под быстро меняющиеся условия конкурентной борьбы.

Выбор и реализация стратегии  позиционирования торгового предприятия  осуществляется в зависимости от ряда внутрифирменных и рыночных условий:

- рентабельность предприятия;

- тенденции его развития  в разрезе отдельных экономических  факторов;

- емкость обслуживаемого  рынка в динамике, доля рынка  фирмы;

- возможность удержания  и защиты выбранной позиции;

- стратегии позиционирования  основных конкурирующих предприятий.

Разные авторы дают различные  определения позиционированию. Наиболее точное и понятное определение позиционированию дал Филипп Котлер: «Позиционирование - это способ, в соответствии с которым потребитель идентифицирует тот или иной товар по его важнейшим характеристикам, а позиция - это место, занимаемое данным товаром в сознании потребителя по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами».

Правильное позиционирование предприятия - залог рентабельности и конкурентоспособности. Часто выясняется, что предприниматель пытается выдать желаемое за действительное. Такая неопределенность и расплывчатость суждения чаще всего свидетельствует о том, что он не знает как дальше развивать предприятие и в каком сегменте правильнее позиционировать свою продукцию.

Продуманная стратегия позиционирования предприятия позволяет ему быть не только рентабельным и приносить  стабильную высокую прибыль, но и  производить конкурентоспособную  продукцию.

Концепция позиционирования включает в себя поиск основы для  дифференцирования предложения  услуг или товаров, т.е. определяет отличительные свойства и характеристики коммерческого предложения, и мероприятия  по укреплению в сознании потребителей желаемого для компании собственного образа. Причем концепция позиционирования должна выполняться с учетом особенностей целевого сегмента, на который направлены маркетинговые усилия компании.

 

  1. Какова роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи, с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия  образуется только в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда  одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот  его объем, на который предъявляется  спрос по цене, достаточной для  покрытия издержек производства. В  данной ситуации разделение выпуска  продукции между двумя или  большим количеством предприятий  приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен. Конкуренция  здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части  издержек над своими соперниками, а  мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции  и будут вытеснены с рынка. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного  спроса будет обходиться слишком  дорого.

Наряду с отмеченными  положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная  оборотная сторона - возможность  господствовать в соответствующих  рыночных отношениях, устанавливать  свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

Естественные монополии  служат структурообразующим элементом  экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий  оказывает значительное влияние  на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Как одна из структурных  составляющих экономической системы  государства, естественные монополии  играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно, они выполняют  важные функции, такие как:

  1. Функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками;
  2. Системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны, то есть образуют четкую структуру организации национальной экономики, и следовательно, при каких-либо сбоях в работе этих отраслей очевидно будут претерпевать негативные последствия и все остальные элементы системы, и система в целом;
  3. Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов, зачастую они являются бюджето-образующими для многих регионов страны и всего государства.

Однако, монополии могут  и дестабилизировать экономику  страны, действуя в своих интересах  своими огромными ресурсами и  оказывая воздействие на финансовый рынок страны, её политическую власть и т.д.;

  1. Функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене.

Как правило, естественные монополии  служат базой всей экономики, так  как играют ключевую роль в формировании издержек производства всех остальных  товаров, а следовательно и цены на любой товар. Кроме того, товары или услуги, производимые этими предприятиями, удовлетворяют важнейшие и первостепенные потребности населения, и следовательно  влияет на повышение или, напротив, на понижение благосостояния каждого  человека в государстве.

Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, гарантирующих  эффективное функционирование отдельных  сфер экономики. Транспортные сети производственной инфраструктуры, по которым осуществляется движение компонентов природы, готовой  продукции и трудовых ресурсов, инициируют воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные элементы служат интеграционной частью цикла производства товара, а обширная сфера деятельности предприятий  инфраструктурных отраслей и неопределенность границ производимого ими продукта обусловливают единство их функционирования.

Естественные монополии  помимо производства социально важной продукции выполняют функцию  воспроизводства единого экономического пространства, которая несомненно необходима для государств с обширной территорией. Для России эта функция имеет  особое значение из-за климата и  наличия богатых месторождений  полезных ископаемых, и, в первую очередь, энергоресурсов.

Снижение объемов производства естественных монополий указывает  на то, что они выполняют функцию  встроенных стабилизаторов в экономике, через эффект мультипликатора, в  определенной степени смягчая ее флюктуации. Их устойчивое положение, меньшая подверженность основных фондов моральному износу позволяют рассматривать  естественные монополии как фундамент  восстановления равновесности национального  воспроизводственного комплекса РФ. В случае же наличия устойчивых внешних рынков сбыта, как например у ОАО «Газпром», автоматическая функция, выполняемая естественными монополиями, усиливается.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным  рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно  с федеральным бюджетом, а текущих  издержек - в правительстве с выдачей  соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

В целях снижения цен и  тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются  на реформирование естественных монополий.

Можно выделить следующие  виды ценовых и неценовых методов  регулирования. К основным ценовым  методам относятся следующие: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные  тарифы, ценовое регулирование при  ограниченной мощности, «эффективное»  ценообразование, «справедливое» ценообразование.

К неценовым методам регулирования  естественных монополий следует  отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, выделение  естественно-монопольного сегмента, ведение  раздельного бухгалтерского баланса  потенциально-конкурентного и естественно-монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов, неформальные методы.

Основной причиной для  разработки неценовых методов регулирования  послужило несовершенство ценовых  методов регулирования. Неценовые  методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия  ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов  формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать  прибыль от ведения хозяйственной  деятельности, не завышая цены или  устанавливая их уровень на оптимальном  для общества значении.

Список литературы:

  1. Попов А.И. Экономическая теорияhttp://www.be5.biz;
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика в 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004;
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003;
  4. «Естественные монополии» // «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2009);
  5. ПерцовскийН.И., СпиридоновИ.А., Барсукова С.В.. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Перцовского-М.:Высшая школа, 2001г.;
  6. Лаптиёва С.Ю. Статья «Конкурентоспособностьэкономики России вусловиях современнойглоболизации»,6 июля 2011г.;
  7. МаровгуловВ.Н. «Стратегические направления повышения конкурентоспособности России в условиях глобальной экономики»;
  8. Голубков Е.П. «Основы маркетинга»:Финпресс, 1999г;
  9. Статья: «Товар: понятие, уровни, классификация», 29 марта 2011г.http://www.almaz.lact.ru/e/1248639-tovar-ponyatie-urovni-klassifikatsiya;
  10. Голубков Е.П., Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»Статьи из номера N5 / 2001, «Проектирование элементов комплекса маркетинга: формирование продуктовой политики»;
  11. Макарова, Т.Н. Позиционирование предприятия и товара - залог рентабельности и конкурентоспособности / М.Е. Зыкова, Т.Н. Макарова // Институциональная и эволюционная экономика: проблемы и перспективы развития. Орел: ОрёлГИЭТ, 2008;
  12. Полиенко М., к.э.н., «Конкуренция» Статья создана: 26 марта 2009,Основымаркетинга, http://marketopedia.ru/21-konkurenciya.html;
  13. Салихова Я.Ю.,« Конкурентный потенциал предприятия:сущность, структура,методика оценки» , Учеб.пособие, 2011г.;
  14. Матин А.А., Применение неценовых методов регулирования естественных монополий в российской экономике// Российский экономический интернет - журнал [Электронный ресурс], 2006, Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Matin.pdf.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"