Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – всестороннее освещение аспектов совершенствования и развития рынка корпоративных облигаций.
Для достижения указанной цели, есть ряд задач:
Определить понятие корпоративной облигации;
Охарактеризовать эволюцию рынка корпоративных облигаций в Кыргызстане, обозначить основные этапы его развития;
Дать характеристику существующим видам корпоративных облигаций;
Проанализировать нормативно-правовую базу и последние изменения (на 2009 г.) в законодательстве, касающиеся операций с корпоративными облигациями;
Проанализировать положительные и отрицательные факторы, определяющие развитие рынка корпоративных облигаций;
Сформулировать цели, роль и задачи фондовой биржи на рынке корпоративных облигаций;
Определить первичный и вторичный рынки корпоративных облигаций;
Рассмотреть деятельность инвестиционного банка, инвестиционных компаний и синдикатов на рынке облигаций корпоративного сектора;
Обозначить перспективы развития и совершенствования организации рынка облигаций в Кыргызстане.
Курсовая работа разделена на три главы. В первой главе представлены теоретико-практические аспекты корпоративных облигаций в Кыргызстане. Вторая глава носит практический характер, в ней рассматривается роль фондовой бирже на рынке облигаций, анализ положительных и отрицательных сторон рынка облигаций, а также первичные и вторичные рынки. В третьей главе рассматриваются перспективы развития и направления совершенствования рынка корпоративных облигаций в Кыргызстане.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность корпоративных ценных бумаг.
Ценные бумаги и его место на рынке Кыргызстана
Классификация ценных бумаг
Глава 2. Анализ рынка ценных бумаг в коммерческих банках Кыргызстана.
2.1. Анализ операции коммерческих банков на первичном рынке
2.2. Анализ операции коммерческих банков на вторичном рынке
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг в Кыргызстане.
3.1. Совершенствование государственного регулирования ценных бумаг
3.2. Приоритеты в развитии фондового рынка Кыргызстана
Заключение
Список использованной литературы
Кыргызское правительство практически ничего не сделало, чтобы эффективно использовать механизм привлечения капитала отечественными предприятиями посредством выпуска и размещения корпоративных облигаций, а между тем эти ценные бумаги имеют преимущественное хождение в Казахстане, России, Украине и Азербайджане. Для повышения интереса к облигациям, как средству эффективной капитализации реальной экономики, власти обязаны предпринять кардинальные меры. Толчок развитию можно дать, сократив регистрационный сбор в казну республики от суммы эмиссии облигаций и освободив на первых порах инвесторов от налогов. Освободив от налогов доходы от владения облигациями, мы заинтересуем многие банки получить эффективный инструмент кредитования других банков и предприятий реального сектора, покупая размещаемые ими облигации. Да и простые граждане будут не прочь покупать облигации, если доходы по ним будут освобождены от налога, а размеры получаемых процентов будут выше депозитных ставок банков.
Серьезным тормозом в развитии рынка ценных бумаг в Кыргызстане является отсутствие выпусков муниципальных ценных бумаг. В начале текущего года тема о муниципальных облигациях в правительстве получила новое звучание. По информации теперь уже бывшего руководителя Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности мэрия г. Бишкека и ряд областей проявили интерес к выпуску муниципальных облигаций, но реальные шаги в этом направлении пока осуществить не удается. А ведь посредством выпуска муниципальных облигаций органы местного самоуправления смогли бы привлечь средства портфельных инвесторов для решения отдельных целевых или проектных вопросов регионального развития, а сам портфельный фондовый инвестор мог получить еще один достаточно привлекательный и ликвидный финансовый инструмент повышения своих доходов.15
Многократные попытки правительства в прошлом принять меры по расширению выпуска и обращения таких новых финансовых инструментов для инвесторов, как жилищные и сберегательные сертификаты, муниципальные облигации так и не возымели успеха ввиду их ограниченности или оторванности от реальных условий, необходимых для этого. Принятые правительством постановления, к сожалению, не предусматривали устранение пробелов в законодательстве и не сопровождались решениями по созданию механизма и формата для их воплощения в жизнь. К тому же имеющая место взаимозависимость местных и республиканского бюджетов и их фактическая консолидация не позволяют органам местного самоуправления выпускать облигации без разрешения Министерства финансов.
Сегодня приходится констатировать, что, имея необходимую инфраструктуру и правовое поле, потенциал рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, продолжает оставаться незадействованным. Его возможности и роль в качестве одной из приоритетных сфер экономического развития Кыргызстана либо не осознаны до конца, либо просто занижаются в процессе практики государственного управления.
До настоящего времени так и не произошло вовлечение коммерческих банков в процесс работы с корпоративными ценными бумагами. Такое незаинтересованное отношение коммерческих банков к этому вопросу порой зависит не только от них самих, сколько от проводимой экономической политики, что не позволяет увеличивать финансовую ёмкость рынка капиталов Кыргызстана до желаемых масштабов. На практике рынки государственных и корпоративных ценных бумаг функционируют на разных площадках, не позволяя гармонично развиваться всему небанковскому финансовому сектору страны, а также не заинтересовывая коммерческие банки работать в секторе корпоративных ценных бумаг.
Необходимо срочно повысить требования к регулированию вопросов эмиссии и корпоративного управления для публичных и ослабление для непубличных компаний. Совершенствование систем государственного и негосударственного надзора за соблюдением прав и охраняемых законом интересов всех субъектов рынка ценных бумаг должно лечь в основу доработки проекта новой редакции Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг».
Рынок ценных бумаг в Кыргызстане должен развиваться в соответствии с лучшей мировой практикой и в целях его более полноценного включения во все сферы инвестирования и налаживания финансовых потоков привлечения средств населения для решения насущных и перспективных задач социально-экономического развития общества. Кыргызстан должен иметь единую фондовую биржу, поскольку именно такая концентрация торговли будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности за счет увеличивающегося потенциала этого института, а также более успешному продвижению ценных бумаг эмитентов Кыргызстана на международные рынки капитала. Усилия государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг должны быть сосредоточены на выработке путей интеграции имеющихся организаторов торговли.
С
решением этого вопроса во главе учетной
системы рынка ценных бумаг должен стать
единый Центральный Депозитарий, который
будет играть роль учетного и расчетного
центра этого рынка. Центральный Депозитарий
должен быть интегрирован в платежную
систему Кыргызстана, что позволит проводить
расчеты по сделкам со всеми, в том числе
государственными ценными бумагами. Такой
процесс развития потребует соответствующих
действий не только правительства, но
и от Национального Банка Кыргызской Республики.
Необходимо также принятие комплекса мер, обеспечивающих расширение круга институциональных инвесторов в лице пенсионных и инвестиционных фондов, а также страховых компаний, создающих среду, подталкивающую коммерческие банки становиться участниками рынка ценных бумаг.
Совершенно очевидно, что нам нужна новая хорошо выверенная стратегия развития рынка ценных бумаг. Целью новой стратегии, на наш взгляд, должно стать превращение рынка ценных бумаг страны в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ, создание одновременно условий для эффективного привлечения частных накоплений и свободных средств частного бизнеса для решения возрастающих задач капитализации экономики, с одной стороны, и обеспечение возможностей для реализации интересов различных категорий инвесторов, с другой.
Достижение указанной цели потребует от правительства принятия дополнительных мер по решению трех ключевых задач:
Необходимо серьезно задуматься о стимулировании привлечения иностранного капитала и свободных средств населения через ценные бумаги. В этом вопросе следует обеспечить долгожданное освобождение дохода по облигациям от налога и восстановление льгот по освобождению от налогов доходов от инвестиций в государственные ценные бумаги. Такая мера не окажет сколько-либо существенного влияния на доходы государственного бюджета, но позволит сделать сферу рынка ценных бумаг привлекательной и увеличить приток инвестиций в реальный сектор экономики, что в конечном итоге приведет к росту налогооблагаемой базы в целом. Нужно законодательно закрепить льготы и привилегии для компаний, ценные бумаги которых находятся в листинге фондовой биржи. Листинговым компаниям было бы правильным предоставить привилегии по налогообложению и льготы при регистрации эмиссии. Листинг должен стать национальной рейтинговой оценкой для успешных компаний Кыргызстана.
Кроме того, следует скорее приступить к реализации проекта, который можно назвать «национальные «голубые фишки». Его суть состоит в следующем. Как минимум пять процентов акций наиболее важных стратегических субъектов нашей экономики должны обращаться на публичном фондовом рынке республики. Это такие компании, как «Кыргызтелеком», ТНК «Дастан», «Международный аэропорт «Манас» и т.д. Правительство должны создать такую ситуацию, когда любой зарубежный и отечественный инвестор имел бы возможность приобрести на фондовом рынке акции кыргызских стратегических компаний. Сегодня же государство находится в ситуации, когда множество портфельных и стратегических инвесторов хотят купить акции наших «голубых фишек», но сделать этого не могут ввиду ограниченности их предложения. Потому что большинство таких компаний не довели до конца процесс приватизации, и брокеры не в состоянии удовлетворить спрос местных и зарубежных вкладчиков на их ценные бумаги.16
Затронутый
последний аспект развития фондового
рынка на самом деле является самым важным
для нашей страны. Пока в государственной
политике Кыргызстана не установится
главенствующий подход обеспечить приоритетное
становление и развитие среды и условий
нормальной экономической деятельности
портфельных и институциональных инвесторов
(пенсионных фондов, страховых компаний
и индивидуальных инвесторов), серьезных
успехов в развитии фондового рынка Кыргызской
Республике не достичь. Так что руководству
Кыргызстана в этом вопросе нужно будет
проявить не просто политическую волю,
но готовность к сотрудничеству с бизнесом
и реальным совместным действиям по выверенной
программе.
Заключение
Кыргызская Республика - страна, богатая природными ресурсами, имеющая высокий уровень образованности, выгодное географическое положение и мягкий климат. Государство имеет огромный потенциал развития новых отраслей промышленности, сельского хозяйства и туризма.
Согласно исследованиям Heritage Foundation, в Кыргызской Республике 61,1% экономики считаются свободными по данным на 2008 год, что делает ее мире 70-м государством со свободной экономикой. Ее общий балл на 0,8% выше, чем в 2007 году, что отражает улучшение экономического состояния. Кыргызская Республика занимает 12 место из 30 стран Азиатско-Тихоокеанского региона по свободности экономики и его общий балл выше, чем средние региональные.17
Как демократическая страна, Кыргызская Республика внедряет смешанную (конвергентную) экономическую систему, основными принципами которой являются: свободное предпринимательство, свободная система ценообразования, свободная конкуренция, государственное регулирование. Развитие в промышленном секторе обеспечивается, в основном, за счет электроэнергетики, цветной металлургии и пищевой промышленности. Достижения в сельском хозяйстве, в основном, обеспечиваются крестьянскими хозяйствами. Валовой сбор зерновых остается высоким, сохраняя тем самым общий рост экономики республики.
За 2008 год в Кыргызской Республике освоение инвестиций в основной капитал составило 24,4 млрд. сомов и оно возросло по сравнению с 2006 годом на 5,1%. Об ускорении интеграции Кыргызской Республики в глобальные экономические процессы свидетельствует заметный рост внешнеторгового оборота со 120 государствами мирового торгового сообщества и при этом, что еще более важно, растут экспортные возможности страны - за 2008 год экспорт вырос на 42,6%.18
Во всех развитых странах, с цивилизованным рынком корпоративных облигаций основное количество заемных средств для финансирования инвестиций, предприятия получают путем выпуска и размещения корпоративных облигаций. Это обусловлено тем, что банковская система не в состоянии предоставить значительные объемы денежных средств на длительный срок, а так же величиной процентных ставок. В Кыргызской Республике заимствования на рынке корпоративных облигаций пока не получило широкого распространения по ряду причин, в частности из-за несовершенства законодательства.
На мой взгляд существует ряд мер для повышения эффективности рынка корпоративных облигаций, и активизации на нем деятельности эмитентов и инвесторов — это:
1.Значительное снижение либо отказ от налога на эмиссию ценных бумаг;
2.Приведение
налогообложения по
3.Упрощение
процедуры выпуска
4.Отнесение на себестоимость затрат эмитента, связанных с подготовкой, эмиссией, размещением и обслуживанием ценных бумаг;
5.Внедрение
национальной системы
6.Информационное освещение выпуска ценных бумаг новыми предприятиями, в первую очередь из научно-технической и информационной сфер.
В заключении хочу добавить, что нельзя недооценивать значение рынка корпоративных облигаций для государства в целом, т.к. средства привлекаемые предприятиями направляются на модернизацию производства, а отлично функционирующие предприятие это огромные финансовые потоки в виде налоговых платежей в бюджет государства.
Рынок
корпоративных облигаций в
И хочу подметить несколько рисков со стороны государства. В Кыргызстане пока высоких заработных плат как на Западе пока нет.
В данном направлении необходимо пересмотреть внутренние требования к руководителям государственных структур отвечающие за финансовый сектор. Необходимо среднестатиститически поднять зарплату государственных финансовых сотрудников к среднему значению заработных плат курируемых предприятий для удержания профессиональных кадров в финансовой системе. Не секрет, что идет стабильный отток профессиональных кадров в коммерческие структуры и существует определенный системный риск. Государство тратит время и деньги на подготовку кадров, и после приобретения соответствующих навыков, экспертов-специалистов переманивают в коммерческие структуры. Необходимо поднять престиж государственной службы аналогично как в большинстве зарубежных стран, где, для того чтобы устроится на государственную службу претенденты проходят жесточайший отбор.